№ урока | Тема | Форма занятия | Тип занятия |
1 | Литературная жизнь русской эмиграции.“Три волны” русской эмиграции (обзор). | Лекция учителя | Усвоение новых знаний |
2 | Общая характеристика “первой волны” русской эмиграции. | Лекция учителя | Усвоение новых знаний |
3 | Литературная жизнь русского зарубежья (1917 – 1940) | Семинар | Закрепление темы |
4 | Реалистическое направление в литературе русской эмиграции. Писатели старшего поколения: И.А.Бунин, И.Шмелев, А.И.Куприн | Лекция учителя | Усвоение новых знаний |
5 | Эмигрантский период в творчестве И.А.Бунина ( с 1920 г.) “Окаянные дни” как политическое кредо писателя: неприятие революции и новой России; концепция русского национального характера и ее воплощение на страницах дневника. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
6 | Воспоминания о России, тема одиночества человека на чужбине (сборник “Косцы”, “Роза Иерихона”), вечные темы любви (“Темные аллеи”) и их осмысление. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
7 | И.А.Бунин “Жизнь Арсеньева”: тема разлуки, любви, смерти. Традиции и новаторство “автобиографического романа”, особенности жанра, поэтики. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
8 | Публицистика И.А.Бунина. Послевоенный период творчества писателя (сб. воспоминаний и критических статей) “О Чехове”, “Третий Толстой” и др. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
9 | Эмигрантский период в творчестве А.И.Куприна (с 1920 по1937 г.) | Лекция учителя | Усвоение новых знаний |
10 | Обсуждение одного из произведений, написанных Куприным в эмиграции (по выбору учащихся и учителя) | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
11 | Судьба и творчество Ивана Шмелева (в эмиграции с 1922 года). | Лекция учителя с элементами просмотра видеофильма “Пролог” (из серии “Русские без России”) о судьбе Ивана Шмелева и его сына – молодого офицера Сергея Шмелева. | Усвоение новых знаний |
12 | Эпопея И.Шмелева “Солнце мертвых”: высшие ценности жизни и их осмысление в романе. Многозначность заглавия, многослойность содержания, специфика жанра, символические образы. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Применение знаний, умений и навыков при анализе текста |
13 | Б.К.Зайцев (1881-1972, в эмиграции с 1922г.) Судьба и творчество. | Лекция учителя | Усвоение новых знаний |
14 | Эмигрантский период в творчестве А.Н. Толстого (с1918 по 1922г.) | Лекция учителя | Усвоение новых знаний |
15 | А.Н.Толстой “Граф Калиостро” - фантастика и реальность повести. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста и просмотра отрывков кинофильма “Формула любви” | Усвоение новых знаний |
16 | Поэты и прозаики модернистских течений, возникших в начале века. (обзор) | Обзорная лекция. | Усвоение новых знаний |
17 | Философско–литературный салон “Зеленая лампа”, дискуссии о русской литературе. Д.С.Мережковский и З.Гиппиус. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
18 | Эмигрантский период в творчестве К.Д.Бальмонта (1867-1942, в эмиграции с 1920года). Особенности поэтики, метафорическая концепция мира и человека, стремление к всеобщей гармонии. “Дар земли”, “Сонеты солнца, меда и луны” и др. сборники стихов. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
19 | Тема России и Революции в лирике поэтов – эмигрантов. | Семинар | Закрепление знаний, умений и навыков |
20 | Поэты серебряного века в эмиграции: В.Ходасевич, И.Северянин, М.И.Цветаева | Лекция с элементами беседы | Усвоение новых знаний |
21 | В.Ф.Ходасевич (1886-1939, в эмиграции с1922 года) “Европейская ночь” (сборник) – основные темы сборника: концепция мира и человека, чувство покинутости и одиночества. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
22 | Творчество Игоря Северянина: сборники “Медальоны”, “Стихи Москве”, “Классические розы”. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
23 | Творчество М.И.Цветаевой в период эмиграции. (С 1922 по 1939г.) Жанровое многообразие эмигрантского периода творчества. Тема Родины в лирике. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
24 | Проза Марины Цветаевой. Анализ очерка “Мой Пушкин” | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
25 | Лирические мемуары о современниках. Анализ очерка М.Цветаевой “Живое о живом” (Волошин), “Слово о Бальмонте”, “История одного посвящения” (о Осипе Мандельштаме) | Урок-практикум | Применение знаний, умений и навыков при анализе очерка |
26 | Особенности поэтики прозы Марины Цветаевой (анализ очерка “Пленный дух” (Моя встреча с Андреем Белым) | Урок-практикум | Применение знаний, умений и навыков при анализе очерка |
27 | “Цех поэтов” в эмиграции: творчество Г.В.Адамовича, Г.В.Иванова, Н.А.Оцупа | Обзорная лекция | Усвоение новых знаний |
28 | Г.Адамович (1894-1972, в эмиграции с 1922 года). Ведущий критик русской эмиграции. Поэтическое и литературно-критическое творчество. Взгляд на эмигрантскую литературу: ощущение трагичности, оторванности от национальной культуры. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
29 | Георгий Иванов (1894-1958, в эмиграции с 1922 года) “Отплытие на остров Цитеру” (сборник) как лирико-импрессионистский дневник: лирический герой и время. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
30 | Русские “короли смехи” в эмиграции: Аркадий Аверченко, Тэффи, Саша Черный, Дон-Аминадо. | Лекция учителя | Усвоение новых знаний |
31 | А.Т.Аверченко (1881-1925, в эмиграции с 1922г.) “Дюжина ножей в спину революции” как сатирическая социальная антиутопия. Трагический смех и горькая ирония. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Применение знаний, умений и навыков при анализе произведения. |
32 | Сборник рассказов Аркадия Аверченко “Записки простодушного”. | Практикум | Применение знаний, умений и навыков при анализе произведения. |
33 | Тэффи (Н.А.Лохвицкая) (1872-1952, в эмиграции с 1920 года). “Ке-фер” - эмигрантская новелла-символ; трагическое и смешное в рассказе. | Практикум | Применение знаний, умений и навыков при анализе произведения. |
34 | Саша Черный (А.М.Гликберг) (1880-1932, в эмиграции с 1920 г.) Попытка скрыться на “детский остров” Авторская самоирония и ее истоки. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
35 | Дон – Амянадо (А.П.Шполянский) (1888-1957, в эмиграции с 1920г.)“Жажда общения”, “До первого метро” - тема “маленького человека” в эмиграции. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
36 | Тема памяти в литературе русского зарубежья (Н.Н.Берберова “Биянкурские праздники”: рассказ о жизни русских эмигрантов. “Курсив мой”: мемуарные очерки жизни и быта русской эмиграции. Портреты современников. | Семинар | Усвоение новых знаний, Применение знаний, умений и навыков при анализе произведения. |
37 | И. Одоевцева “На берегах Невы”, “На берегах Сены”. Литературные портреты современников на страницах книги. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Применение знаний, умений и навыков при анализе произведения. |
38 | В.В.Набоков (1899-1977, в эмиграции с 1919г.) Особое положение в литературе эмиграции и мировой литературе. Проблема двуязычия. | Лекция с элементами эвристической беседы. | Усвоение новых знаний |
39 | Образ России в лирике В.В.Набокова. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
40 | “Дар” - сопротивление тоталитаризму, мир детства в романе, нравственные идеалы героя. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
41 | “Машенька” - самый русский роман Набокова. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
42 | Зачетное занятие по теме: “Литература русского зарубежья “первой волны | Конференция | Применение знаний, умений и навыков |
43 | “Вторая волна” русской эмиграции (1940-е–1950-е). Общая характеристика: причины, состав, места расселения. | Обзорная лекция | Усвоение новых знаний |
44 | Творчество И.Елагина, В.Юрасова, С.Максимова, Б.Филиппова, А.Дарова, Б.Ширяева — неизвестный материк русской литературы “второй волны” эмиграции как достойная конкуренция литературе советской метрополии. | Семинар | Усвоение новых знаний |
45 | “Третья волна” русской эмиграции (1960-е) | Обзорная лекция | Усвоение новых знаний |
46 | Крупнейшие поэты “третьей волны” эмиграции: Н.Коржавин, И.Бродский, Ю.Кублановский. Своеобразие представления о родине в стихах поэтов третьей волны. | Семинар | Усвоение новых знаний, применение знаний, умений и навыков при анализе стих-ний. |
47 | Творчество И.Бродского, получившего в 1987 Нобелевскую премию за “развитие и модернизацию классических форм”. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
48 | А.И.Солженицын Роман-эпопея “Красное колесо” - обращение к ключевым событиям русской истории 20 в | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
49 | Г.Владимов,Выход из Союза писателей. Эмиграция.“Верный Руслан” — невозможность публикации на родине. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
50 | Г.Владимов,“Генерал и его армия” — толстовские темы народной войны и русского национального характера, утверждение высокой нравственности. Образ России в лице генерала Кобрисова и его ординарца Шестерикова. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
51 | В.Некрасов, получивший Сталинскую премию за роман “В окопах Сталинграда” после выезда публикует “Записки зеваки”, “Маленькую печальную повесть” | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
52 | В.Аксёнов.Повороты человеческого пути.Общая характеристика творчества в эмиграции. | Лекция с элементами эвристической беседы. | Усвоение новых знаний |
53 | В.Аксёнов.“Остров Крым” (1977–1979) — тема иллюзорности тоталитарного бытия. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
54 | В.Аксёнов Анализ рассказа “Победа” (1965) и последующее написание рецензии на него. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
55 | С.Довлатов.Чеховская трагедия в прозе Довлатова. Ранняя книга “Зона”. Разнонаправленные мотивы автокомментария Довлатова. Эпический стиль, стиль fiction. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
56 | С.Довлатов “Иностранка” - ироническое изображение эмигрантского существования. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
57 | В. Войнович.Антиутопия “Москва 2042” - агония советского общества. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
58 | А.Д.Синявский “Прогулки с Пушкиным”, “В тени Гоголя” | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний |
59 | Постмодернистские традиции в творчестве А. Соколова, Ю. Мамлеева, Э. Лимонова. | Лекция с элементами эвристической беседы. | Усвоение новых знаний |
60 | Русская эмигрантская периодика 1970-1980-х годов. | Лекция с элементами эвристической беседы. | Усвоение новых знаний |
61 | Зачетное занятие по теме: “Вторая и третья волна русской эмиграции” | Конференция | |
62 | Резервные часы. | | |