Преподавание русского языка "Новгородская святыня". Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рассужденияNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 674 Дворникова Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы Цель урока: обучение аргументированному ответу на поставленный вопрос. Задачи урока:
Оборудование к уроку:
Организационный момент. Звуковая дорожка (звучит 1-й куплет и припев песни "Я приклоню колени у стен родимого Кремля:") (приложение 2) Слайд № 1.- №4 (приложение 1) Слово учителя. Наступает весна. Хочется свободы, простора солнца, свежести, душа зовет тебя в самые родные, красивые уголки любимого города. Для многих из нас таким местом является Кремль. Яркое солнце. Безгранично высокое, голубое небо. Еще нет зелени, природа еще не ошеломляет нас своей пестротой и яркостью красок. Но через прозрачные ветки деревьев через эту пустоту хорошо прорисовываются величественные фигуры кремлевских сооружений. Они такие мощные и грозные. Но вместе с тем, заботливые, зорко охраняющие нас. Какое-то родительское покровительство чувствуется в них. Сначала тихо, а потом все сильнее и сильнее начинают бить колокола. Они зовут нас, притягивают, молят. Куда же? Конечно, к сердцу Кремля - на службу в Главный Храм - Святую Софию. Работа по теме урока. Беседа. Этот год юбилейный для нашего города. Знаете ли вы, что является символом нашего города? Какую эмблему выбрали для этого праздника? Что изображено на эмблеме? Слайд №5. (приложение 1) Цель нашего сегодняшнего урока я сформулировала в виде вопроса: "Почему Святую Софию можно считать символом Великого Новгорода?" Вспомните, какой тип текста часто начинается именно с вопроса? Каковы особенности построения рассуждения? (тезис, аргументы, вывод). Слайд №6. (приложение 1) Тезис у нас уже есть: "Почему Святая София является символом Великого Новгорода?" Слайд № 7 (приложение 1) Таким образом, задача нашего урока подобрать доказательства. Наш урок мы проведём не совсем обычно. Мы попытаемся в подарок родному городу составить свой журнал о Святой Софии. О чём должна рассказать первая страница нашего журнала? С чего мы начнем наш журнал? (С исторической справки.) Давайте запишем её название в тетрадь: " Из глубины веков...". Слайд №8. (приложение 1) Послушаем выступление ученика об истории Софии. Перед вами текст (приложение2), отметьте в нём трудные для понимания слова. Слайд №9. (приложение 1) Какие слова вы подчеркнули? Слайд № 10. (приложение 1) Как вы понимаете значения слов, вставьте пропущенную букву. Лексико-орфографическая работа. Скажите, можно ли эту страницу нашего журнала считать первым аргументом для тезиса? Сформулируйте и запишите первый аргумент. Вывод: Святую Софию можно считать символом Великого Новгорода за её богатую историю, архитектурное совершенство и особое почтение у новгородцев. Теперь от истории (от точных сведений) перейдем к поэтическим преданиям - страничке легенд о Святой Софии. Легенду о голубе знает, наверное, каждый из вас. Слайд № 11. (приложение 1) Отрывок из нее лежит перед вами. (приложение 2 задание 2) Прочитайте, восстановите концовку: продолжите слова Богородицы и расставьте в тексте недостающие знаки препинания. Слайд № 12 . (приложение 1) Какие слова вы восстановили? Легенда гласит следующее: "Этот голубь послан в утешение городу. Пока не слетит с креста, город будет им храним". Обратите внимание на построение этого предложения, составьте его схему. Какие знаки препинания вы ещё поставили? Объясните их. Какие легенды, связанные со Святой Софией вы ещё знаете? Слайд № 13. (приложение 1) легенда о Спасителе Слайд № 14. (приложение 1) легенда об иконе О легендах мы поговорили, а название страничке еще не дали. Выберите сами наиболее подходящее из предложенных мною. Запишите в тетради понравившееся название для этой страницы. Слайд № 15. (приложение 1) Вывод: У нас появился еще один аргумент: Святая София - символ Великого Новгорода, потому что с ней связано множество легенд. Слайд № 16. (приложение 1) Звуки войны. (приложение 4) Слайд № 17. (приложение 1) В годы Великой Отечественной войны фашисты жестоко надругались над новгородской святыней. Собор был пробит снарядами и авиабомбами. Из него вывезли все предметы, имеющие крупное историческое и культурное значение. Рассмотрите картину. Что вы видите? Что изображено в центре картины? Как изменился Софийский Собор? Действительно, позолота снята, креста нет. В результате артобстрела крест с голубем был сбит и повис на крепёжных тросах. Комендант города распорядился его снять. В городе во время оккупации располагалась испанская дивизия, воевавшая на стороне фашистской Германии. Как один из трофеев, крест главного купола был перевезён в Испанию. Уже в наше время в результате переговоров президента Путина с королём Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России. Сейчас он размещён внутри храма. Слайд № 18. (приложение 1) В 1944 году, когда ещё шла война, было принято решение о первоочередном восстановлении собора. Как вы поняли, это была новая страница в истории Софии. Дайте ей название. Слайд № 19. (приложение 1) Вывод: Итак, это был третий аргумент. Святую Софию можно считать символом великого Новгорода, потому что в страшные годы войны она была признана объектом первоочередного восстановления. Слайд №20. (приложение 1) Обратите внимание на экран. Перед вами современная София. Так она выглядит сегодня. К ней спешит множество туристов, посещающих Новгород. Она восхищает и радует горожан, вдохновляет на творчество художников, музыкантов, поэтов, прозаиков. В ней совершаются молебны и священные таинства. В ее стенах покоятся мощи святых, сюда для поклонения, например, не далее как вчера был привезен священный огонь. Можно ли все сказанное считать 4-м аргументом для нашего тезиса? Безусловно. Вывод: Святую Софию можно считать символом Великого Новгорода, потому что: Не забудьте написать название для 4 страницы нашего журнала: "София сегодня". Заключительное слово учителя. Итак, мы с вами создали на уроке четыре страницы журнала о Святой Софии. Но это, конечно же, не все. Пока жив Новгород, пока стоит Святая София, мы можем придумывать новые и новые страницы для нашего журнала. А на сегодняшнем уроке давайте попробуем написать вступительную статью. Слайд №2 1. (приложение 1) Создадим мы её в форме сочинения-рассуждения. Тезис у нас сформулирован, аргументы в виде плана записаны в наших тетрадях. А сделать сочинение образным и красивым нам помогут художественные средства. Какие эпитеты вы можете подобрать для этой Новгородской святыни? Итак, с полученным багажом наших наработок отправляйтесь в путь: рассуждайте, творите, составляйте нашу статью. Слайды №22-№30. (приложение 1) Звучит музыка. (приложение 5) Чтение нескольких работ. Домашнее задание: Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |