Преподавание русского языка Информационные технологии при написании сочиненияNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1424 Вахрушева Яна Станиславовна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (834,5 КБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Форма урока: индивидуальная, групповая. Цель урока: научить практически использовать предметные и общенаучные навыки для формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка. Воспитательная цель: воспитание любви и чувства прекрасного к природе и культуре. Развивающая цель: развитие эстетического восприятия мира и художественного вкуса. Образовательная цель: развитие познавательных интересов учащихся, сравнение и сопоставление литературных, музыкальных произведений и живописи. Задачи урока: 1) подготовить учащихся к описанию снежинок; Материалы к уроку: раздаточный материал, репродукции картин, фрагменты музыкальных произведений. Содержание и ход урокаI. Вводное слово о теме, задачах урока, о необычности предстоящей работы:– Ребята, нам предстоит сегодня подготовиться к описанию прекрасного поэтического предмета, который вам хорошо знаком, но вы должны отгадать, что это. Отгадывание загадки: – Сейчас я загадаю загадку, а вы найдите ответ на нее. “Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. Он на солнышке румяный, под луною голубой. Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой”.[4] (Снег.) II. Беседа:– Как вы определили, что речь идет о снеге? – Какая часть речи помогла вам отгадать загадку? Конечно, в этом нам помогли глаголы (слетает, сверкает, тает, залетает) и имена прилагательные в тексте (белой, прохладной), которые указывают на действия и признаки предмета, о котором идет речь, тем самым помогают определить его. Иногда снег становится героем сказок. Назовите такие сказки. (“Госпожа Метелица” братьев Гримм, “Снежная королева” Г.Х. Андерсена.) Например, в сказке “Снежная королева” Андерсен рассказывает о целом снежном царстве, где верные слуги королевы, снежинки, сопровождают ее во всех путешествиях и становятся соучастниками злых волшебных дел. Да и сама Снежная королева – это, вероятно, тоже недобрая снежинка, которая превратилась в прекрасную женщину. Давайте прочитаем фрагмент сказки и проанализируем описание снежинок-слуг, выделяя эпитеты, сравнения, метафоры: “Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду. Это было так красиво! Навстречу Герде несся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба – небо было совсем ясное, и в нем полыхало северное сияние,– нет, они бежали по земле прямо на Герду и становились все крупнее и крупнее. Герда вспомнила большие красивые хлопья под увеличительным стеклом, но эти были куда больше, страшнее и все живые. Это были передовые дозорные войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие – стоглавых змей, третьи – толстых медвежат с взъерошенной шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были снежными хлопьями”.[2] Делаем вывод, что автор использует очень необычные эпитеты и сравнения, тем самым показывает собственное отношение к происходящему. III. Работа с раздаточным материалом.Карточка 1. Вчера шел снег, большой, крупный, прямо снегопад. И вдруг над всем этим снегом засияло безоблачное голубое-голубое небо. В тени он темноватый, сероватый, а на солнце искрится, блестит, сверкает. Глаз не оторвешь – так он притягивает к себе.[3] Карточка 2. Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось что-то необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. (И.Э. Грабарь)[3] Карточка3. Я просыпаюсь и подхожу к окну. Морозное солнечное утро. Синее огромное небо над головой. Все засыпано снегом. Он ослепительно блестит на земле, отражая солнце. Серебром сверкают в синеве неба стволы берез, и ярко сияют кристаллики снега на ветвях деревьев. Светятся снежной белизной стены домов, лучатся железные крыши, блистают и искрятся на солнце свисающие с крыш сосульки. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической красоты ясного зимнего утра.[3] Карточка 4. Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну – за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка качнулась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло… Земля было нарядная, похожая на застенчивую невесту. (К.Г.Паустовский)[3] Карточка 5. Снег в феврале обретает краски. Приглядитесь в солнечный день: то золотисто-розовый, то голубой, то густо-синий в тени, звездами переливается. А в лунную ночь плывет над снегами опаловый свет. В солнечный день замечаешь на крышах штыки сосулек. На работу утром идешь по свету, а вечером все позже и позже появляется в окнах синева.[3] Карточка 6. Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанным. Возьмем хотя бы раннюю весну. У нее, у этой еще зябнущей от последних заморозков девочки-весны, есть в котомке много хороших слов. Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш. Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Его съедают туманы. Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На реках появляются на льду первые промоины с черной водой, а на буграх – проталины и проплешины… Невозможно перечислить все. (К.Г.Паустовский)[3] Карточка 7. Снег. Обычный, знакомый всем, белый, пушистый, холодный снежок. Белый? Присмотритесь! Удивительно, как окраска неба изменяет цвет снега. В ясный зимний полдень он белый, с чуть заметным фиолетовым оттенком и глубокими синими тенями. Облака несколько притушевывают его сияние. На закате снег окрашивается в багрянец, а позднее, на грани вечера и ночи, становится лиловато-пепельным. Лунный свет делает его зеленоватым, в тени – мутно-лиловый. В солнечную погоду снег кажется розовым и золотым, а непогода отражается в нем унылой желтизной. (А.А.Яблоков.)[3] Карточка 8. БЕРЕЗА
Карточка 9. ПОРОША
– Вы получили задания с карточками. Давайте прочитаем художественные описания снега Г. Николаевой, И. Э. Грабаря, К.Г Паустовского и других известных писателей. Найдем художественно-изобразительные средства, с помощью которых писатели описывают зимние картины, и заполним таблицу “Снежные слова”:
Вот видите, как словом можно описать не только цвет, форму, но и звук, ощущения. IV. Слово учителя с элементами беседы.– Видите, как много мы вспомнили снежных слов. Но снег можно изобразить не только словами. Его можно нарисовать красками на холсте. Краски передают множество цветовых оттенков снега в разное время дня и года. Мы уже не раз обращались к этим картинам. Вспомните и назовите “снежные” картины. (“Февральская лазурь” М. Грабаря; “Конец зимы. Полдень” К. Юона; “Март” И. Левитана; “Февраль. Подмосковье” Г. Нисского и др.). Мы знаем, художник не просто рисует на картине снег, он передает с помощью красок свое отношение к снегу, и вместе с художником мы любуемся и восхищаемся зимним пейзажем, испытываем радость или грусть. Производится показ репродукций картин Бобровского Г.М. “Зима. Снег идет” <Рисунок 1>, Горюшкина-Сорокопудова И.С. “Солнце – на лето, зима – на мороз” <Рисунок 2>, Клевера Ю.Ю. “Зимний пейзаж” <Рисунок 3>, Куинджи А.И. “Лунная ночь.Зима” <Рисунок 4>, Соломаткина Л.И. “Зима. Метель” <Рисунок 5>, Вещилова К.А. “Зимний пейзаж с елями”<Рисунок 6>. Но снег может быть и героем музыкального произведения, например, музыкальной сказки. У русского композитора П.И. Чайковского есть балет по сказке известного немецкого писателя Гофмана “Щелкунчик”. Многие из вас ее читали, видели балет или мультфильм. Вспомните, что там происходит. Это сказка о верной дружбе и преданности. Так вот, в балете П. Чайковского Маша и Щелкунчик попадают в зимний заснеженный лес и видят прекрасный танец снежинок. В сказке Гофмана этого таинственного леса и танца снежинок нет. Но Петру Ильичу очень хотелось, чтобы в спектакле участвовали маленькие балерины. Для них он написал чудесный танец и назвал его “Вальс снежных хлопьев”. - Что вы знаете о вальсе? - Чтобы вы поняли, что происходит в музыке, совершим вместе с героями сказки путешествие в зимний лес. Итак, представьте себе, что вы тайком от других гостей новогоднего праздника выбираетесь из дворца и попадаете в спящий лес... V. Прослушивание “Вальса снежных хлопьев”.VI. Беседа о музыкальных впечатлениях.- Прекрасная музыка, не правда ли? Какое настроение она у вас создала? - События происходят в ночном лесу. Таинственный лунный свет меняет все вокруг. Каким вы видите снег? Лес под лунным светом? Деревья? Ночное небо? - Что происходит вокруг вас? - Опишите снежинки. Какие они? - Какие движения они совершают в морозном воздухе? Опишите их танец. С каким настроением кружатся снежинки? Меняется ли их танец? VII. Ситуативные задания по группам.Представьте, что вы: 1 группа – постановщики танца снежинок. Опишите подробно движения танцовщиков. 2 группа – художники спектакля. Опишите подробно для своих помощников, как выглядят декорации зимнего ночного леса. 3 группа – костюмеры. Опишите костюмы танцовщиц: головные уборы, нарядные платья, украшения и пр. 4 группа – дирижеры. Напишите для себя, как должна исполняться музыка (сила звуков, голоса, инструментов, ритм и темп, чувства, которые должны выразить в своем исполнении музыканты). [4] VIII. Написание сочинения.– Представьте себе, что ваш друг или просто близкий человек никогда не слышал этой музыки Чайковского. Передайте свои впечатления от услышанного вами сегодня “Вальса снежных хлопьев”, чтобы ему очень захотелось услышать этот вальс и увидеть танец снежинок. – Попробуйте устно передать свои музыкальные впечатления. Я знаю, как трудно бывает начать текст. Поэтому я предлагаю вам первую фразу: Когда я слушаю “Вальс снежных хлопьев” П. Чайковского, я как будто попадаю… (я представляю себе…). Кроме того, нужно охарактеризовать музыку, ее настроение. Вторую часть высказывания можно начать так: Вальс создает у меня… Музыка вальса словно… И т. д. Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |