Преподавание литературы Авторская программа элективного курса по литературе "Литературное исследование"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1271 Матюха Людмила Викторовна, учитель русского языка и литературы Пояснительная записка Элективный курс “Литературное исследование” базируется на концепции предпрофильного обучения, расширяет возможности социализации учащихся. В основе исследования лежит жизненный и творческий путь величайшего художника слова А. С. Пушкина. Хочется обратить внимание, что ряд тем курса перекликается с темами базовой программы по литературе для среднего (полного) общего образования по изучению художественного мира А. П. Пушкина (“Детство”, “Лицей”, “Петербургский период”, “Южная ссылка”, “Михайловское”, “Болдино”, но при этом главным содержанием курса является углубленное изучение тематики, проблематики, формирование речевых, литературоведческих умений и навыков учащихся, которые позволят им эффективно изучать историю литературы и создадут условия для дальнейшего интеллектуального развития и успешной коммуникации. Цели курса:
Задачи:
Исходя из задач преподавания курса “Литературное исследование”, программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:
Курс рассчитан на 17 академических часов, в основе курса лежит проектная технология, направленная на самостоятельную научно-исследовательскую деятельность учащихся. Планирование строится по блочно-модульному принципу, в основе организации работы учащихся – технология обучения в сотрудничестве, опережающее обучение. Это способствует самоорганизации и самопрезентации учащихся, формирует у них интеллектуальную, коммуникативную, познавательную, информационную компетенции. Курс носит информационно– исследовательский характер по теме “Пушкин – “ начало всех начал” и ориентир в русской литературе”. В начале курса используется метод проблемного обучения, когда перед учащимися ставится основополагающий вопрос: Почему Н. В. Гоголь утверждал: “Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии”? Ученики формулируют гипотезы и в ходе самостоятельных исследований доказывают или опровергают их (размышления учащихся разноплановы, но главное, к чему пришли: творчество Пушкина – это стремительное движение, развитие, связанное с его судьбой, общественно – идеологической и литературной жизнью России первой трети 19 в. Пушкин не имеет двух биографий – биографии обычной, житейской и биографии писательской. Он являет собой пример единства человека и поэта. Жизнь и поэзия сливались у него в одно целое. Факты жизни становились у Пушкина фактами творчества. В свою очередь поэзия определяла его судьбу). Курс состоит из трёх блоков (внутренняя дифференциация по уровням обученности: А, В, С): Блок І (уровень А) – По страницам великой жизни. Учащимся предлагаются 6 модулей (этапы жизни поэта), в ходе исследования создаются презентации. Блок ІІ (уровень В) – Художественный мир А. С. Пушкина. Учащимся предлагаются 5 модулей (основные темы в творчестве поэта), в ходе исследования создаются информационные бюллетени, буклеты. Блок ІІІ (уровень С) – По пушкинским местам. Учащимся предлагаются 4 модуля (музеи Пушкина, поэт в живописи, скульптуре, графике, видеофильм, литературная экскурсия), в ходе исследования создаются презентации, веб-сайт. Результаты исследования представляются на заключительном открытом занятии. Отмечаются лучшие работы. Психологический аспект курса1-й этап Самоконструкция. Предлагаем индивидуальное задание для определения слушателем своих реальных возможностей в рамках поставленной проблемы. 2-й этап Социализация. Общее обсуждение изучаемой проблемы, защита позиций. Каждая группа объявляет и активно отстаивает выработанную сообща позицию перед всеми. Возникает дискуссия. Проявляется готовность к пересмотру своих суждений к изменению образа действий в свете убедительных аргументов. Афиширование. Творческое оформление результатов групповой деятельности. Группа показывает все, на что способна при достижении изучаемой проблемы. 3-й этап Опыт проведения занятий в форме творческой мастерской показал, что при этом результативность обучения возрастает. Участие учеников в мастерской обеспечивает высокий уровень их мотивации к интеллектуальному саморазвитию. Основные организационные формы освоения курса:
Информационно-исследовательский проект Пушкин – наше всё: Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности… Проблема: Почему Н. В. Гоголь утверждал: “Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии”? Основная гипотеза: Темы исследований:
Проблемные вопросы:
Блочно-модульная форма организации работы над проектом
Тематическое планирование курса
Организация работы учащихся на курсе Творческая мастерская учит ребят мыслить проблемно, аргументировать свой ответ; они учатся работать в группе, ранжировать информацию по степени новизны и значимости. Изучаемый материал чётко структурирован и хорошо усваивается. А это создаёт ситуацию успеха и активизирует познавательную деятельность учащихся в рамках курса и на уроках литературы. 1-й этап Развитие творческих способностей и интереса к предмету (по указанным темам) через зачётные исследовательские работы (индивидуальный маршрут), привязанные к реферату – исследованию на основе новейших научных достижений и статей (на базе использования компьютерных технологий). 2 часа (1 ч.– лекция, 1 ч.– поиск информации для создания веб-сайта) 2-й этап Проведение литературного исследования (по указанным темам) на ПК и разработка собственных опорных конспектов – презентация совместных работ учителя – ученика (предварительный поиск в Internet) 12 часов
3-й этап От практики – к обобщению и восстановлению познавательного интереса к предмету через постановку практических занятий и творческих работ. Защита исследовательских проектов. 3 часа (2ч.– систематизация материала; 1ч. – презентация проекта) Результаты исследования Презентации:
Буклеты:
Публикация:
Система оценивания как фактор самоопределения В курсе использую как промежуточную, так и итоговую (накопительную) оценки (портфолио – “портфель достижений”), которая учитывает различные достижения учащихся по исполнению проекта, написанию рефератов, творческих работ, реальные результаты работы на курсе. Использую разработанные мною критерии оценивания презентации (приложение 1) и критерии оценивания буклета (приложение 2). Итоговая оценка достигается путём организации конкурса “Моя творческая лаборатория”, представлением результатов исследования учащихся и вручением сертификатов. Учебно-методическое обеспечение
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |