Преподавание литературы
Фольклорный праздник в 5-м классе
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1032
Коняева Виктория Юрьевна, учитель русского языка и литературы Цели: - Воспитывающая: Развитие нравственных и эстетических качеств личности.
- Учебная: в игровой форме расширить представление учеников о русском фольклоре.
- Развивающая: развитие речи, образного мышления.
Класс оформляется в стиле русской избы: самовары, домотканые коврики, лапти, деревянные ложки, глиняная посуда (горшки, кашники, крынки, оятская керамика) Ученики одеты в народные костюмы. Если костюмов нет, то это стилизованные сарафаны у девочек и рубашки у мальчиков. На празднике присутствуют гости – родители учащихся, учителя, ребята из других классов Учитель: С первой услышанной в детстве колыбельной, пропетой любящей мамой, со сказкой, рассказанной бабушкой, с играми в ладушки и сорока-ворона, считалок начинается знакомство с культурой своего народа, с его устным народным творчеством. Фольклор – исток всей литературы. И сегодня мы с вами прикоснёмся к этому истоку, к устному народному творчеству русского народа. Закончился трудовой день. Теперь можно устроить посиделки, отдохнуть за потешками, сказками и песнями, как это делали наши прабабушки и прадедушки. Мы начинаем! Добро пожаловать! Ученики в костюмах скоморохов. 1-й скоморох: Добро пожаловать, гости дорогие! Давно уж вас мы поджидаем, Без вас речей не начинаем. Для каждого найдется глоток водицы из колодца. 2-й скоморох: Подарки есть на всякий вкус: Кому – сказка, кому – быль, Кому песенка в прикус. И хлеб-соль, как в старину… С хлебушком да солью Всякая шутка хороша. 1-й скоморох: Под кустом у дорожки сидел скоморошка. Два ученика разыгрывают потешку. - Я парень Федул! - Федул, чего губы надул? - Кафтан прожёг. - Зачинить можно? - Можно, да иглы нет. - А велика ли дыра? - Один ворот остался. (Мальчики уходят) Входят две девочки. - Смех потешки услыхали – сразу к вам мы прибежали. - Где потешки поют – там весело живут. Правда? - Правда! Неразлучные девчушки, Мы живём в лесной избушке. Избушка на кочке, блинами оббита, Оладьями покрыта. Есть ограда кругом – пироги с творогом. - А ещё покажем в лицах Вам весёлы небылицы. Что Марфута для Петра Наварила, напекла. - 92 блина, 2 корыта киселя, 5 пирогов – не нашла едоков! - Сел комарик на дубочек, На еловый, на пенёчек. Свесил ножки на песочек, Сунул носик под листочек – спрятался! Выходят скоморохи. 1-й скоморох: Слышите, кто-то стучится?! Это небылицы в лицах. Те, что сидят в теремах да светлица, Щелкают орешки да твердят насмешки! 2-й скоморох: Смотрим небылицы в лицах. Дети разыгрывают небылицы. -Доченька, сходи за водицей на речку! - Живот болит. - Раз мать велит, надо идти. - Доченька, дров принеси! - В избе тепло, на печи в шубе согреться можно! Как по речке, по реке Ехал рыжий на быке. Рыжий красного спросил: - Чем бороду красил? - Я не краской, не помадкой, Я на солнышке лежал, Кверху бороду держал! | Как у нашего Федула Ветром крышу чуть не сдуло, И коровы, и быки разинули кадыки, Утки в дудки, тараканы в барабаны. | А со мной вот что приключилось. Пошёл я на лыко гору драть. Увидел: на утках озеро плавает. Я бросил три палки: одну еловую, Другую берёзовую, третью рябиновую. Бросил еловую – не бросил. Бросил берёзовую – перебросил. Бросил рябиновую – угодил. Озеро вспорхнуло, полетело, а утки остались! | Коза в синем сарафане, Во льняных штанах, В шерстяных чулках, Вол и пляшет, и ногой машет. Журавли пошли плясать. Долги ноги выставлять. | Эх! Это что! Вот со мной-то случай был. Летит пуля, жужжит. Я вбок – она за мной. Я в другой – она за мной. Я упал в кусты – она хвать меня в лоб. Я цап рукой. А это жук! Уж как шла лиса по тропке. Нашла грамоту в охлопке. Она по лесу ходила. Громким голосом вопила: Как я лычку драла. Как я лапти плела. Вот я села на пенёк И читала весь денёк: Будто небо повалится, | И земля вся загорится! Лисе негде будет жить – Станет лисонька тужить! | Учитель: Спасибо, ребята! Мы с вами увидели и услышали народные потешки и небылицы. Продолжаем наш праздник. 1-й скоморох: В нашем оркестре всего понемножку: Звенит колокольчик, запели уж мошки. Даже играют тарелки и ложки. В нашем оркестре всего понемножку. Помогут оркестру и наши ладошки! 2-й скоморох: Под кустом у дорожки Сидели скоморошки. Они срезали по пруточку, Они сделали по гудочку. В гуды, гуды гудите. Парней, девок веселите! Выступление оркестра народных инструментов. Исполняется мелодия песни “Во поле берёза стояла”. Оркестр состоит из ложек, бубна, погремушек, металлофона, дудочки, бубна и трещотки. 1-й скоморох: Вот спасибо вам, родные! Сердцу стало веселей! 2-й скоморох: Ну а, гости дорогие, Стали вы чуть-чуть дружней! Ученик: В классе все мы очень дружим. Хорошо живём, не тужим. Все по-русски говорим. Без севрюги хлеб едим. Ученик: Эх, сторонушка родная, Дорогая сторона! Здесь повсюду нас встречает Русская старина. Старину мы уважаем, Старину мы бережём. Всё о русском нашем крае Вам расскажем и споём! Ученик (держит в руках кашник оятской керамики): Когда оятские мастера приезжали на осеннюю ярмарку в Петербург, на Аничков мост, они зазывали покупателей: “Эй, военные да штатские, покупай горшки оятские” Ученица: Легенда о рождении реки Свирь. Родилась Свирь ночью и маленьким зайчиком побежала на месяц, который стоял тогда над Ильмень-озером. Поплыла на него Свирь и уж далеко пробежала, да на ту беду увидел маленькую реченьку Волк и пустился её догонять по левому берегу. У Свири-то лапки быстрее волчьих: она подбежит от него, да сама всё на полдень да на полдень забирает. А Волк за неё скачет, с дороги её сбивает. Долго Свирь бежала и, пожалуй, ушла бы в Ильмень-озеро, да преградил ей дорогу другой Волк. Видит реченька, что неминучая беда приходит, бросилась вправо и ушла в Нево-озеро. Волки постояли-постояли, напились мутной водицы и ушли в лес. А Свирь с тех пор бежит в Нево-озеро. Нево-озеро – древнее название Ладожского озера. В лодейнопольцев есть поговорка: у Свири жить – так и в окошко нагуляешься. Под фонограмму “Коробейники” выходят коробейники. У них в коробах изделия народных промыслов: дымковские игрушки, изделия гжели, оятская керамика. 1-й коробейник: Здравствуйте, милые товарищи-товарки, Работники-пролетарки. Ныне стою на краю – Дешевле всех продаю. Марьям и Дарьям, Степану, Ивану. Глядите, смотрите да денежки гоните! 2-й коробейник: Как для тётушки Варвары У меня любы товары: Ситцы, атласы, всякие припасы. Есть духи и помады. Бери, что надо! Коробейники проводят игру “Угадай, что в коробе”. Показывается изделие. Ребята называют его принадлежность и по каким признакам узнали. Например, гжель – белая основа и голубая роспись и т.д. Предварительная работа была проведена на уроках ИЗО. Угадавший и рассказавший полностью о промысле получает сладкий приз от коробейника. Учитель: Вот спасибо вам, ребята! Праздник будем продолжать. И попросим мы девчушек Нам частушки рассказать. Ребята поют частушки Приходите Вы в наш класс, Встретим Вас частушками. Чаю с клюквою поставим И накормим плюшками. | Я плясала в три ноги, Потеряла сапоги. Оглянулася назад – Сапоги мои лежат. | Ой, девчонки-красавицы, Разрешите начинать, Разрешите для начала Всем Вам здравствуйте сказать. | А наш Гришка ходит гордо, В ход пускает кулаки. У задиры под глазами Не проходят синяки. | Девочки - беляночки, Где вы набелилися? Мы вчера коров доили, Молоком умылися. | Запрягу я кошку в дрожки, А котёнка в тарантас, Повезу свою подружку Всем соседям на показ. | Вы послушайте, девчата, Нескладуху будем петь. На дубу свинья сидела, В бане парился медведь. | Вам частушки мы пропели. Не ругайте сильно нас. До свиданья. Мы с частушкой К вам придём ещё не раз! | Девочка и мальчик читают стихотворение. | Песня русская в берёзах, Песня русская в хлебах – На полях и на покосах, На санях и на лугах. На ветру шумят рябины, Каждый слушать их готов. Сколько песен у России – Столько во поле цветов. Словно музыка степная, Золотая рожь встаёт. И повсюду слышен голос - Это Родина поёт. | Кто сложил её – не знаю. Только песня та добра. Песня с детства мне родная – И подруга, и сестра. А слова её простые Душу трогают до слёз. Сколько песен у России – Столько в рощице берёз. Песни русские такие, Что охота подпевать. Сколько песен у России – Никому не сосчитать! | Ребята исполняют русскую народную песню “Пряха” | Учитель: Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Так А.С.Пушкин говорил о сказках. Все знают, что сюжетами для его сказок, стали народные сказки, которые ему рассказывала няня Арина Родионовна. Социально-бытовые сказки нас поучают и веселят. Инсценировка стилизованной сказки “Курочка-Ряба”. Учащиеся играют деда и бабу. Баба: Эй, старик, проснись скорей! Дед: Волки, что ли у дверей? Ты чего шумишь, старуха? Баба: Да смотри, что я нашла: Наша курица-пеструха Под кустом яйцо снесла. Дед: Ну, снесла, какое дело! Что ты, баба, обалдела? Баба: Да яйцо-то не простое, А, гляди-ка, золотое! Дед: Золотое, в самом деле? Мы с тобой разбогатели! Баба: Погляди, горит, как жар. Не случился бы пожар! Дед: Ох, горит, слепит глаза. Чудеса-то! Баба: Чудеса…Ты в сундук запри его! Раздается стук Баба: Нету дома никого! Ишь соседей, как назло, Ненароком принесло. Дед: Надо дверь бы на засов, Да спустить скорее псов! Баба: В среду в город я поеду. Там базар бывает в среду. Богатеев много там. Им яичко и продам! Как дадут мне 100 рублей – Накуплю я соболей, Разных юбок 10 штук. До краёв набью сундук! Дед: Что ты мелешь небылицы! Ишь, сыскалась молодица. Тащишь в избу разный хлам. Нет уж. Если мы богаты – Возведу себе палаты И беседки по углам… Баба: Что ты, старый не блажи. Ни к чёму нам етажи! А за эти за беседки Засмеют меня соседки. Дед: Пусть смеются, мне не жалко! Баба: Да, уймись: упала скалка, Чугуны гремят в печи, Лучше, дед, ты не кричи! Дед: Я хозяин или нет?! Сейчас дам тебе ответ! Баба: Ох, яичко покатилось, Покатилось и… разбилось. И скорлупки нет следа, Подевалось всё куда? Дед и баба горюют. Дед: Ну чего мы затужили? От чудес одна беда. Будем жить, как прежде жили, И работать, как всегда! Баба: И шубейку справить можно, И подправить можно дом. Дед: Только то, видать, надёжно, Что дается нам трудом. Открывай старуха дверь – Что нам прятаться теперь! Входят скоморохи: 1-й скоморох: Всем спасибо за вниманье, За задор, весёлый смех. За огонь соревнованья, Созидающий успех! 2-й скоморох: Вот настал момент прощанья. Будет краткой наша речь. Говорим мы: “До свиданья, До счастливых новых встреч!
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|