Преподавание русского языка
Урок русского языка в 7-м классе по теме "Слова категории состояния"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.03.23
Просмотров: 7
Иванова Оксана Анатольевна, учитель русского языка и литературы Предмет: Русский язык Класс: 7 Учебник: автор Разумовская М.М Тема: Слова категории состояния (2 часа) Цель: После изучения темы "Слова категории состояния" учащиеся смогут: - определять значения слов категории состояния
- отличать слова категории состояния от других частей речи
- составлять односоставные предложения
- употреблять в речи слова категории состояния
Оборудование: - мультимедиа-комплекс по русскому языку для учеников 5-6 классов "1С:Школа. Русский язык 5-6 кл. Морфология. Орфография. Под редакцией О.И. Руденко-Моргун",
- алгоритм по теме "Слова категории состояния",
- дидактический материал, презентация (Приложение 1),
- 3 ноутбука.
Ход урока № | Форма работы | Содержание | Примечание | 1 | | Орг. момент. | | 2 | | Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала | | | И Ф | На слайде записаны 3 предложения.(Приложение 1, 1слайд). Задание: запишите в тетрадь повторяющиеся слова, определите их синтаксическую роль и часть речи. - Какое предложение вызвало затруднение? - Каким членом предложения является слово тепло, есть ли в предложении подлежащее, может ли оно быть? - Можно ли определить принадлежность слова тепло к какой-либо части речи без включения его в предложение? - Как называются слова, которые одинаково пишутся, произносятся, но отличаются по значению? Слово учителя: Сообщаю учащимся, что части речи, как и люди, живут своей особой жизнью: у каждой свой характер (морфологические признаки), у них есть родственные связи, они ходят на работу в предложения. У наречия, например, есть брат-близнец, очень на него похожий. Зовут его слово категории состояния. И сегодня мы с ним познакомимся. Вы узнаете, на какие вопросы он отвечает, что обозначает, какую работу выполняет в предложении, и вообще, чем похож и не похож на брата. (Приложение 1, ( слайд №2), заголовок Запишите тему урока. | Учащиеся должны увидеть, что в зависимости от предложения слово тепло относится к разным частям речи и является разным членом предложения. | 3 | | Усвоение новых знаний | | I | Ф | Сообщаю, что помогать нам сегодня будет Андрей Иванович и его ученики (герои диска 1С) Запускаю мультимедиа-комплекс, выбираю "Обучение", из меню - раздел "Наречия и слова категории состояния", тема "Слова категории состояния", затем команду "Начать". На экране - первый фрагмент. 1-2 фрагмент Андрей Иванович предлагает поработать с предложениями и выделенными словами, которые, по его словам, составляют особую группу. Показ фрагментов сопровождается беседой: - Почему слова скучно, жарко, ветрено похожи на наречия, а лень, охота - на существительные? 3-5 фрагменты - Что обозначают СКС€ 6 фрагмент - Почему в предложениях нет подлежащего? Как называются такие предложения? 7 фрагмент - Какую еще особенность заметили? 8-9 фрагменты - Изменяются ли данные слова? Учащиеся сравнивают свои конспекты с конспектом на слайде №2 (Приложение 1) | Учащиеся смотрят, отвечают на поставленные вопросы и сравнивают свои ответы с ответами учеников Андрея Ивановича. Постепенно составляют конспект в тетради. | II | И Г | - Посмотрим, что рассказывает об этой части речи научная литература. Перед вами различные источники. (Приложение 2. Тексты) Представьте, что вы составители сборника конспектов по русскому языку и вам необходимо заполнить страницу "Различение частей речи". Для этого в группе изучите различные источники о новой грамматической категории. В ходе обсуждения ответьте устно на вопрос: -Какие названия для слов этой грамматической категории предлагаются учеными-лингвистами? - Обобщив полученную информацию, заполните пустые клетки в таблице(есть у каждого) "Различение частей речи" (Приложение 3) | Каждый из четвёрки изучает свой текст, затем пересказывает в группе. Совместно группа выделяет новую информацию и записывает в конспект. | 4 | | Закрепление новых знаний | | I | Ф | Беседа по изученному материалу: Какие названия для слов этой грамматической категории предлагаются учеными-лингвистами? - Кто является первооткрывателем этой части речи? - Почему СКС некоторые ученые относят к самостоятельной части речи? Учащиеся отвечают, используя таблицу, которая воспроизводится на слайде №3 (Приложение 1) | Таблица воспроизведена на экране. | II | П Ф | Выполнение (задания №1) в парах (распечатано на каждую пару) Проверка. | | III | Ф | Слайд №4 (Приложение 1) - Представьте, что вам дали задание провести урок по новой теме в параллельном классе. Как вы объясните ребятам, что слово весело в каждом предложении относится к разным частям речи. Используйте таблицу. | | IV | ПСС | Работа в парах сменного состава. Вспомните порядок работы (алгоритм работы разложен на партах). Пользуясь конспектом и приведенным алгоритмом по теме "Слова категории состояния", (оба алгоритма напечатаны на одном листе (задание №2)выполните задание. | Методика КСО "Взаимообмен заданиями". | V | И Ф | Слайд №5 (Приложение 1) - Устно укажите номера предложений, в которых есть слова категории состояния. Аргументируйте свой ответ. Проверка. | | VI | И Ф | Слайд №6 (Приложение 1) - Составьте самостоятельно предложение со словом категории состояния по иллюстрации, запишите в тетрадь. (Задание по вариантам) Проверка. | | VII | Г Ф | (Задание №3)Ученик 7-го класса по Интернету разослал по всем школам задание с пометой "SOS". Он совсем запутался и просит помочь ему вставить подходящие по смыслу слова категории состояния и озаглавить текст. Поможем? (Задание группы выполняют на ноутбуках) Проверка. Сначала зачитывают свой текст ученики сильной группы, затем остальные. Сравнивают результат работы. | Сильной группе даю текст без слов для справок на раздаточных листах. | VIII | И | Выполнение теста. (задание №4). Желающий учащийся выполняет тест на компьютере, который дан на медиаресурсе, используемом при объяснении нового материала. В меню выбираю после темы "Слова категории состояния" Задания к разделу, - задание 1. Объясняю ход выполнения работы: выбрать строчку с правильным ответом. Нажать "Подтвердить ответ". При правильно выполненном задании появляется зеленая "галочка". Если красная "галочка" - выбрать - подсказку. Затем нажать "Вперед". | Тест на два варианта (для сильных и послабее) | 5 | | Итог урока | | I II III | Ф | Подводим итог урока. Цели воспроизводятся на слайде №7 (Приложение 1) Рефлексия. Ответьте на листочке на вопросы: 1. Оцени свою активность на уроке (1-5 балл) 2. Достигнуты ли тобой цели урока? Если нет, почему? 3. Понравилось ли работать в группе? Если нет, почему? Оценивание устных ответов. | | 6 | | Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | | | | Объяснение задания. Слайд №8 (Приложение 1) Задание на выбор. 1. Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему "Зима". 2. Письменно ответить на вопрос: Влияет ли состояние природы на душевное состояние человека? | |
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|