Сочинения по литературе и русскому языку Сочинение: Поэзия Марины Ивановны ЦветаевойNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 714 Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 120 Индустриального района Алтайского краяПоэзияМарины Ивановны Цветаевой.(реферат) Работу выполнил: ученик 11 В класса Овсянников Максим Проверил: Килин Н. Е. г. Барнаул 2002 Содержание: 1. Введение..3 2. Биография4 3. Особенности творчества поэта..8 4. Анализ стихотворения.10 5. Использованная литература…11 2
Биография. Марина родилась 26 сентября 1892 года, в полночь с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, почти в самом центре Москвы, в тихом Трехпрудном переулке, в небольшом уютном доме, похожем на городскую усадьбу фамусовских времён. Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. ("Красною кистью…") Как многие поэты, Цветаева охотно верила указующим "знакам судьбы". Полночь, листопад, суббота - она прочитала этот гороскоп легко и отчётливо. Рябина навсегда вошла в геральдику её поэзии. Пылающая и горькая, на излёте осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозив- шей зимой забвения. Марина Ивановна Цветаева по происхождению, семейным связям, воспитанию принадлежала к трудовой научно-художественной интел- лигенции. Родители были высокообразованными, начитанными людьми, бегло говорили на французском, немецком и итальянском. Отец Марины - известный филолог и искусствовед, профессор Московского университета, директор Румянцевского Музея и основатель музея изящных искусств. Мать - из обрусевшей польско-немецкой семьи, натура художественно одарённая, музыкантша, ученица Рубинштейна. Атмосфера профессорской семьи, искусства, высокой культуры, учение в частных пансионах и гимназиях, слушание в Сорбонне курса истории старофранцузской литературы. Всё это, несомненно, сказалось на формировании личности и характера Цветаевой. И если влияние отца, Ивана Владимировича, до поры до времени оставалось скрытым, подспудным, то мать, Мария Александровна, страстно и бурно занималась воспитанием детей до самой 4 своей ранней смерти (в 1906 году) и, по словам дочери, успела оказать на неё "главенствующее влияние": "После такой матери мне осталось только одно: стать поэтом". Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки). Конечно, в годы после смерти матери она обратилась к поэзии за утешением. Её первый опубликованный сборник, "Вечерний альбом", появился осенью 1910 года. Гимназисткой седьмого класса, никому ничего не сказав, она просто "снесла стихи в типографию", выбрала обложку для книги и заплатила деньги. Когда она была напечатана, юная поэтесса свезла все 500 экземпляров в магазин и "успокоилась". Сборник не затерялся в потоке стихотворных новинок, затоплявшем тогда прилавки книжных магазинов. Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Николай Гумилёв. Были и другие сочувственные отзывы. "Несомненно талантливая Марина Цветаева может дать нам настоящую поэзию интимной жизни и может, при той лёгкости, с какой она, как кажется, пишет стихи, растратить всё своё дарование на не нужные, хотя бы и изящ- ные, безделушки". Стихи "Вечернего альбома" (написанные между 1908 и 1910 годами) не равны по своим достоинствам. Большинство из них романтизируют детство Цветаевой и оплакивают его потерю. За "Вечерним альбомом" двумя годами позже последовал второй сборник Цветаевой "Волшебный фонарь" под маркой издательства "Оле-Лукойе", домашнего предприятия Сергея Эфрона, друга юности Цветаевой, за которого она в 1912 году вышла замуж. Жизнелюбие Марины воплощалось, прежде всего, в любви к России и к русской речи. Цветаева очень сильно любила свой город, в котором родилась, Москве она посветила много стихов: Над городом, отвергнутым Петром, Перекатился колокольный гром. Гремучий опрокинулся прибой Над женщиной, отвергнутой тобой. Царю Петру и Вам, о царь, хвала! Но выше вас, цари: колокола. Пока они гремят из синевы- Неоспоримо первенство Москвы. 5 И целых сорок сороков церквей Смеются над гордынею царей! Литературная деятельность Цветаевой в том, что многие из своих стихов она посвящает поэтам- современникам: Ахматовой, Блоку, Маяковскому. …Мы коронованы тем, что одну с тобой Мы землю топчем, что небо над нами- то же! И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой, Уже бессмертным на смертное сходит ложе. В певучем граде моем купола горят, И Спаса светлого славит слепец бродячий… - И я дарю тебе свой колокольный град, Ахматова - и сердце своё в придачу. 3 июля 1916 (Ахматовой). А также Блоку: Зверю - берлога, Страннику - дорога, Мертвому - дроги. Каждому - свое. Женщине - лукавить, Царю - править, Мне - славить Имя твое. Марина писала не только стихи, но и прозу. Её проза тесно связана с поэзией. В ней, как и в стихах, важен был не только смысл, но и звучание, ритмика частей. Одна из её прозаических работ посвящена Пушкину. Марина пишет, как она впервые познакомилась с Александром Сергеевичем и что о нем узнала сначала. Пушкин был её первым поэтом, он "заразил" Цветаеву словом "любовь". Ему она также посвятила множество стихов. Бич жандармов, Бог студентов, Желчь мужей, услада жен, Пушкин - в роли монумента? Гостя каменного? - он. 6 Когда 1917 году совершилась Октябрьская революция, правительство стало единственным владельцем и распределителем товаров, введя в употребление продовольственные карточки, мобилизовав всех на защиту революции. Только рабочие или известные интеллигенты и художники имели право на них. Интеллигенты же, подобные Цветаевой, часто ходили без пищи и тепла, продавая книги и меняя вещи на еду и дрова. Марине не к кому было обратиться за поддержкой. Младшая сестра Аля осталась на юге; её сводные брат и сестра Андрей и Валерия жили в Москве, но она совершенно потеряла с ними связь. Самым мучительным было отсутствие известий от Эфрона,(он был белым офицером). Абсолютно одна Цветаева должна была обеспечивать семью едой, дровами и одеждой. Она изрубила мебель, чтобы отапливать комнаты, продала все, что только могла, принимала еду и одежду от друзей и соседей. В феврале 1920 года умерла отданная в приют младшая дочь Цветаевой Ирина. После её смерти Марина добилась получения продовольственных карточек для себя и Али (её старшая дочь), что дало ей возможность посвятить больше времени творчеству. В неистовстве она писала множество стихов, хотя опубликованы были лишь некоторые. Позже она сгруппировала их в два сборника "Версты I" и "Версты II". Навеянные предчувствием поражения белых, они оплакивают обе армии: Белую и Красную. В литературном отношении Цветаева по- прежнему держалась особняком. В мае 1922 года Цветаева с Алей уезжает за границу к мужу. За рубежом она жила сначала в Берлине, потом три года в Праге; в ноябре 1925 года она перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Приходилось жить в пригороде, так как в столице было не по средствам. В 1939 году Цветаева восстанавливает своё советское гражданство и возвращается на родину. Она мечтала вернуться в Россию "желанным и жданным гостем". Но так не получилось. Личные её обстоятельства сложились плохо: муж и дочь подвергались необоснованным репрессиям. Цветаева поселилась в Москве, готовила сборник стихотворений. Но тут грянула война. Превратности эвакуации забросили Цветаеву сначала в Чистополь, а затем в Елабугу. Тут-то её и настигло одиночество, о котором она с таким глубоким чувством сказала в своих стихах. Измученная, потерявшая веру, 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покон- чила жизнь самоубийством. Могила её затерялась. Долго пришлось ожидать исполнения юношеского пророчества, что её стихам, "как драгоценным винам, настанет свой черед". 7 Особенности творчества поэта. Самое несомненное в зрелом творчестве Марины Цветаевой - её неугасимая ненависть к "бархатной сытости" и всякой пошлости. В дальнейшем творчестве поэтессы все более крепнут сатирические ноты. В то же время в Цветаевой все более растёт и укрепляется живой интерес к тому, что происходит на покинутой Родине. "Родина не есть условность территории, а принадлежность памяти и крови, - писала она. - Не быть в России, забыть Россию - может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она Внутри - тот теряет её лишь вместе с жизнью. Личная драма поэтессы переплеталась с трагедией века. Она увидела звериный оскал фашизма и успела проклясть его. Последнее, что Цветаева написала в эмиграции, - цикл гневных антифашистских стихов о растоптан- ной Чехословакии, которую она нежно и преданно любила. Это поистине плач "гнева и любви", Марина теряла уже надежду - спасительную веру в жизнь. Эти стихи её - как крик живой, но истерзанной души: О, чёрная гора, Затягившая весь свет! Пора - пора - пора Творцу вернуть билет. Отказываюсь - быть В Бедламе нелюдей Отказываюсь - жить С волками площадей. На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Цветаевой. Дальше осталось просто человеческое существование. И того - в обрез. Марину Цветаеву - поэта - не спутаешь ни с кем другим. Её стихи можно безошибочно узнать по особому распеву, не общей интонации. С юношеских лет уже начала сказываться особая цветаевская хватка в обращении со стихотворным словом, стремление к афористи - ческой чёткости и завершённости. Подкупала также конкретность этой Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |