Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Устный журнал по русскому языку в 6 классе "Хлеб — всему голова"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Устный журнал по русскому языку в 6 классе "Хлеб — всему голова"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 986

Аргунова Валентина Ивановна, директор, учитель русского языка и литературы

Оборудование, наглядный материал: папка-журнал с иллюстрированными страницами и названием страниц, выставка книг, репродукции картин А.Веницианова, И.Репина, магнитофон, испеченный хлеб и хлебобулочные изделия.

Ведущие: учитель, учащиеся и чтецы.

Страница первая “Хлеб – всему голова”.

“Ломоть хорошо испеченного пшеничного хлеба
составляет одно из величайших изобретений человеческого ума”.
Климент Аркадьевич Тимирязев
(русский ученый, ботаник, академик).

1 ведущий.

Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как неба, на всех
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех.
И хлеб-соль – это русский обычай,
Словно символ людской доброты.

А.Коршун

2 ведущий: Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство. За хлеб, который был нужен умирающим от голода детям Москвы, Ленинграда, Поволжья в годы войны, революции, отдавали свою жизнь сотни людей.

3 ведущий: Хлеб войны. Он замешан на великом труде, слезах матерей, хлеб, ковавший Победу. В Музее обороны Ленинграда (ныне Санкт- Петербург) лежит под стеклом крохотный кусочек хлеба – блокадная норма рабочего, 125 граммов в сутки. 80% жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 20% муки – вот каким был ленинградский блокадный хлеб. У хлеба есть еще одно название, которое сейчас знает не каждый школьник. Хлеб на Руси называли жито. В этимологическом словаре указано, что оно образовано от слова жити (жить) с помощью суффикса - то.

1 ведущий: Не случайно слово хлеб входит во многие пословицы и поговорки. Послушайте некоторые из них:

Хлеб - батюшка, вода - матушка.
Хлебушко - калачу дедушка.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Хлеб да вода - мужицкая еда.

Какие вы пословицы знаете?

2 ведущий: А вот фразеологические обороты, в состав которых входит слово ХЛЕБ.

- Даром хлеб есть. (Жить напрасно, не принося никакой пользы)
- Хлеб да соль! (Приятного, хорошего аппетита) Что означает? И когда его говорят?
- Хлеб насущный. (Необходимые средства для жизни)
- Хлеб-соль. (Угощение) Что означает? И когда говорим.

3 ведущий: А теперь конкурс “Знаете ли вы?”.

- Сколько определений у слова хлеб в значении “пищевой продукт, выпекаемый из муки”? (Ответ: 4-томный словарь русского языка указывает на следующие: пеклеванный хлеб, ржаной хлеб, пшеничный хлеб, белый хлеб (из пшеничной муки), черный хлеб (из ржаной муки).)

В виде изделий какой-либо определенной формы бывает круглый хлеб или другие виды формового хлеба.

Страница вторая “Хлебороб вчера”.

Нужно любить то, что делаешь,
и тогда труд – даже самый грубый –
возвышается до творчества.

М.Горький

Знакомо ли вам слово хлебороб? Раньше на Руси хлебороба называли хлебопашцем.
“Хлебопашец – тот, кто занимается хлебопашеством; земледелец”.

Каким же был труд хлебопашца? В рассказе К.Д.Ушинского об осенних работах русского крестьянина мы находим следующие строки: “Работа у крестьянина осенью заметно убывает; но все же он не остается без дела. В начале осени нужно пахать и боронить и засевать озимые поля; потом надо свозить хлеб с полей в риги. Свезши хлеб, надобно сушить его в овине, а потом молотить. Удары молотильных цепов с раннего утра до позднего вечера слышатся осенью на гумнах”.

1 ведущий: В отрывке из рассказа встречаются устаревшие слова. Они ушли из активного употребления в языке в связи с развитием сельского хозяйства, его механизацией, внедрением индустриальных технологий. Но знать значение этих слов - значит знать историю своего народа.

2 ведущий: Познакомимся с тем, как толкуются некоторые их них в словаре В. Даля.

Овин – строение для сушки хлеба в снопах топкою. Главная часть его – яма, в которой разводится огонь; над ямой сушило или колосники, где на решетинах надсаживаются снопы.

Рига – молотильный сарай с овином, крытый ток с сушилом.

Цеп – ручное орудие для молотьбы, состоящее из длинной ручки и прикрепленного к ней ремнем короткого деревянного била (дощечка плоская).

Гумно – место, где ставят хлеб в кладях и где его молотят.

3 ведущий: Часто эти устаревшие слова мы и сейчас встречаем в пословицах и поговорках:

- У нашего господина ни ржи, ни овина.
- Хоть овин гори, молотильщиков корми.
- У богатого гумна и свинья умна.
- Кто ленив с сохой, тому и год плохой.
- Один с сошкой, а семеро с ложкой.

1 ведущий: И снова конкурс “Знаете ли вы?”.

- Рига вмешает 5 000 снопов, а в овине 5 сотен. Сколько овинов в риге? (10 овинов)

- Назовите сложные слова с первой частью хлеб-. (хлебобулочный, хлебозаготовительный, хлебозакупки, хлебокопнитель, хлебопашеский, хлеборезка, хлеборобский, хлебосдатчик, хлебоуборка)

2 ведущий: Чем отличается соха от плуга? (Соха – шест, жердь, цельная лесина, раздвоенная на конце, самое простое крестьянское орудие пашни. Плуг – самое тяжелое пахотное орудие с широким металлическим лемехом.).

В.И. Даль в своем словаре поясняет различия этих сельскохозяйственных орудий: “…соха разрывает, бороздит землю, а плуг поднимает, оборачивает пласт”.

Страница третья “Хлебороб сегодня”.

Ты на Земле рожден. Заветам
Далеких предков суждено
Тебе всегда, зимой и летом,
Душою слышать: сей зерно!

М.Дудин.

3 ведущий:

Ты, на земле рожденный, в высь ли
Глядишь на звездное руно
Или велением острой мысли
Спешишь в глубины, - сей зерно!
…………………………………….
Земля твоя! Она качала
Твоей судьбы веретено
И нет конца и нет начала
У вечной песни – сей зерно!

М.Дудин

1 ведущий: Хлеб, он - не волшебник, но все может. Мы еще спим в своих постелях, а машины с крытыми кузовами, на которых крупными буквами написано это самое слово “ХЛЕБ”, развозят его по магазинам. В утреннюю свежесть воздуха вплетается непередаваемо живительный и сладостный запах теплого хлеба. В урожайный год он приходит на наш стол особенно многоликим. И все это зависит прежде всего от хлебороба.

2 ведущий: Поклонимся же ему и будем честны и совестливы перед его великим подвигом, великим и скромным одновременно; перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба, еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб и положивших нам его на стол.

3 ведущий: А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубин веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба”.

1 ведущий: Чтобы посеянное зерно стало хлебом и дошло к нашему столу, трудятся представители почти 120 специальностей.

2 ведущий: С детства помню аромат каравая, только что испеченного бабушкой. Пышный такой, с картинно красивой корочкой. Ничего никогда не пробовал вкуснее, чем ломоть бабкиного хлеба с кружкой холодного молока.

И есть хлеб в поле: не только не выпеченный, но даже еще не собранный, не обмолоченный, не довезенный до элеваторов. Хлеб, подверженный всем капризам природы, зависимый от людской расторопности. Такой хлеб – работа механизатора.

3 ведущий: Вчера пахарь - сегодня механизатор. С разделением труда в сельском хозяйстве на смену пахарю (оратаю) пришли новые профессии: тракторист-машинист, комбайнер, инженер по землеустройству, агроном- семеновод, энтомолог, почвовед и другие.

Сегодня агроном – хозяин полей! Как же объясняется название этой профессии? Агроном – специалист по агрономии, науке о законах полеводства, земледелия.

Об этой профессии расскажет бывший агроном. (Ф.И.О.)

1 ведущий: Трудно представить себе сегодня работы на поле без трактора, а значит, без тракториста – машиниста. Появилась эта профессия довольно давно. Давайте обратимся к небольшой исторической справке.

Первые колесные тракторы с паровыми машинами появились в Великобритании и Франции в 1930 году, с 1912 года в США, затем и в других странах. В СССР первые тракторы изготовлены в начале 20-х годов. В русский язык это слово пришло в начале ХХ века из английского языка.

Что должен знать и уметь машинист-тракторист? Об этом расскажет будущий инженер-механик, студент факультета механизации сельскохозяйственного института, выпускник нашей школы.

2 ведущий: Труд современного земледельца воспет в стихах и песнях, пословицах, поговорках и загадках. Давайте вспомним их:

- Тот же Савка, да на иных санках.
- Идет силач добывать калач.
- Конь стальной , овса не просит, а пашет и косит.

3 ведущий: Конкурс “Знаете ли вы?”

- Какова старинная мера веса хлеба? (Пуд- 16,3 кг.)

- Как заменить в следующих словосочетаниях несогласованные определения согласованными: комбайн для уборки зерна, комбайн для уборки хлопка, комбайн для уборки свеклы? (Зерноуборочный комбайн, хлопкоуборочный комбайн, свеклоуборочный комбайн)

- Каково значение слова НИВА? (Нива – поле, возделанное для посева или засеянное хлебом).

- Как называется специальное зернохранилище, где хранят собранный урожай? (Элеватор – зернохранилище с механическим оборудованием для приема, очистки, сушки, отгрузки больших количеств зерна).

Страница четвёртая “Знаменитые хлеборобы”

Полна, красна земля родная
Людьми надежных душ и рук.

А.Т.Твардовский

1 ведущий: Трудно представить себе хлеб без рук человеческих.

О труде хлебороба
Все колосья поют –
Значит, это особый,
Замечательный труд.
И живут не случайно
Среди наших друзей
Капитаны комбайнов,
Адмиралы полей.

Ю.Чичков

По праву к числу “адмиралов полей” можно отнести Терентия Семеновича Мальцева, народного академика, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР, почетного академика ВАСХНИЛ, полевода колхоза “Завета Ильича” Курганской области.

2 ведущий: “Хлеб… Для меня в этом слове вся моя жизнь, - пишет Т.С.Мальцев, - потому что я – крестьянин, колхозник. И всю жизнь у меня одна страсть и одна забота – растить хлеб для людей. На это ушли все молодые годы и пора зрелости… Мудрость хлебороба не только в том состоит, чтобы регулярно получать урожай, но также и в том, чтобы уметь анализировать, почему так поступили, а не иначе, и накапливать драгоценные крупицы практического опыта… Искусство земледельца состоит в том, чтобы уметь выращивать хороший урожай при любых погодных условиях”.

3 ведущий: Т.С.Мальцев был не только агрономом, но и агрохимиком, почвоведом, селекционером, семеноводом…

1 ведущий: Послушайте толкование названий этих профессий и задумайтесь над тем, как много знал и умел Терентий Семенович.

Агрохимик – специалист по использованию удобрений и химических средств для защиты растений с целью получения высоких устойчивых урожаев.

Почвовед – специалист по вопросам плодородия почвы, взаимоотношения почвы и растительности. Появилась эта профессия в конце 18 века.

Селекционер, семеновод – специалист занимающийся выведением сортов и гибридов сельхозкультур и массовым размножением семян районированных сортов.

2 ведущий: “Завтрашний хлеб создает нынешний хлебороб. Чтобы успешно решить поставленную задачу обеспечения страны в достатке хлебом и фуражом, надо много знать и много уметь, - пишет Т.С.Мальцев. – Для себя лично я определил несколько “надо”

Послушаем заповеди Терентия Семеновича. Они подходят к нам.

“Первая – надо знать… Только не ленись, учись, познавай”.

“Вторая – надо уметь. А умение не приходит само по себе. Для достижения поставленной цели надо сильно желать и, желая, надо действовать”.

Когда труд делает человека счастливым? Когда человек трудится, он может быть счастлив.

3 ведущий: Только труд творческий, труд от всего сердца способен сделать человека счастливым. А что говорит об этом народная мудрость?

  1. Не место красит человека, а человек место.
  2. Земля заботу любит.
  3. Где хотенье, там и уменье.
  4. Пашню пашут – руками не машут.
  5. Что посеешь, то и пожнешь.
  6. Труд человека кормит, а лень портит.

Страница пятая “И в шутку и всерьёз”.

Многообразно и в охоту
Нам предлагает жизнь сама
Душе и мускулам работу – работу сердца и ума.

Я.Смеляков

1 ведущий: Хлеб для космонавтов. Какую же пищу будут есть космонавты в дальних межпланетных странствиях? Фантасты “кормят” их пищей из хлореллы, таблетками “энергии”… Пока неизвестно, что будет в далеком будущем, пока космонавты едет хлеб. И без хлеба обойтись не могут! В каждом бортовом пайке лежит блок пакетиков с буханочками по 4,5 грамма каждая. Хлеб, подаваемый космонавтам, почти десятка наименований: тут и ржаной, и бородинский, и медовая коврижка. Почему такой вес? Чтобы не резать в невесомости. Кусок на один укус. Почему буханочкой? Чтобы корочка была - она всего вкуснее и полезнее.

Пекут хлеб для космонавтов в специальных печах, в формах, похожих на соты. Длится выпечка шесть-восемь минут. Буханочки пакуются в полиэтиленовые пакеты, которые завариваются и отправляются в путешествие.

2 ведущий: Знаете ли вы, что…

…из одного зернышка получается около двадцати миллиграммов муки, это значит, что для выпечки батона требуется мука от помола 10 тысяч зерен.

…черный и белый хлеб нужно хранить раздельно, так он дольше не черствеет и не плесневеет.

…для того, чтобы “освежить” зачерствевший хлеб, нужно сбрызнуть его водой или укрыть влажной тканью и на 2-3 минуты поместить в нагретую до 1500 С духовку.

…в каждой школе нашей страны, где число учащихся около 500 человек, ежедневно выбрасывается 20-25 кг хлеба! Эта цена недоеденных кусков. Каждый школьник должен твердо усвоить: взял кусок хлеба в столовой – съешь его! Не хочешь есть – не бери!

3 ведущий: А теперь конкурс “Отгадай загадку!”

Что две недели зеленится, две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает?

(Рожь)

Как на поле, на кургане
Стоит курочка с серьгами.

(Овес)

Железный нос в землю врос;
роет, копает, землю разрыхляет.

(Плуг)

Белые мухи на поле сели.

(Снег)

Лежит мужичок в золотом кафтане.
Подпоясан, а не поясом;
Не поднимешь, так и не встанет.

(Сноп)

В воде родится, а воды боится.

(Соль)

И комковато,
И ноздревато,
И мягко,
И ломко,
А всех милей.

(Хлеб)

Песня “Хлеба”

1. Солдатской службы срок закончился уже.
Но с плеч шинель я все же не снимаю.
Стою среди хлебов на узенькой меже,
На верность полю присягаю.

Припев:
Хлеба налево, хлеба направо,
Хлеба на счастье, хлеба на славу.
Бескрайних серых нив здесь ласковый разлив,
Здесь солнечных хлебов моих держава.

2. В кирзовых сапогах я по полю шагал,
Солдатским маршем меряц свою долю.
Я каждый колосок на ощупь узнавал
И засыпал, уставши в поле.

Припев:

3. И выцвела совсем пилотка у меня,
И гимнастерка крепко прохудилась,
Но вот они хлеба янтарные шумят,
Как на войне солдатам снилось.

Припев:

Чтец 1 (ученица в цветном платке, накинутом на плечи, с подносом в руках (хлеб и соль))

Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как неба, на всех
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех.
И хлеб-соль – это русский обычай,
Словно символ людской доброты.

Хлеб да соль вам, гости дорогие!

ЛИТЕРАТУРА

1. В.И. Петрухин “Профориентация учащихся во внеклассной работе по русскому языку в сельской школе”, журнал “Русский язык в школе – 1989 год – 50 с.
2. Н.Н. Ушаков, Г. И. Суворова “Внеурочная работа по русскому языку”. Пособия для учителя М., “ Просвещение” 1985 год – 101 с.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21