Преподавание литературы Тема воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". 8-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.03.06 Просмотров: 3 Надеждина Ольга Викторовна, учитель литературы, заместитель директора Цели: Познавательный аспект. 1. Формирование специальных умений: 2. Формирование и развитие общеучебных умений: а) учебно-организационные умения: б) учебно-интеллектуальные умения: в) учебно-информационные умения: г) учебно-коммуникативные умения: Развивающий аспект. 1. Развитие специальных умений: Воспитательный аспект. Формировать систему нравственных ценностей личности при работе с текстом комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”: Цель (для учащихся): Дать характеристику Митрофану как персонажу драматического произведения. Выявить причины формирования такого характера. Ход урока Мы уже знаем, как характеризовать героя эпического произведения. Но сегодня перед нами более сложная задача. Нам предстоит дать характеристику герою драматического произведения. – В чем сложность нашей задачи? (Нет прямых авторских оценок, сложнее выявить авторскую позицию.) – Подумайте, что нам поможет разобраться в характере героя пьесы? (Речь, поступки, говорящие фамилии, самохарактеристика героя, мнение о герое других персонажей и др.) На основе нашего умения характеризовать героя эпического произведения и личного опыта “театралов” нам удалось определить основные способы создания характера персонажа в драматическом произведении. Поэтапная работа с разноуровневыми инструктивными карточками на основе основных способов создания характера персонажа в драматическом произведении (Приложение 1, Приложение 2): I. Речь. Вспомогательные вопросы – Что важно при наблюдении за речью героя? – Сравните речевое поведение Митрофанушки в сценах с матерью, учителями, Еремеевной, Стародумом. Задание выполняется парами, результаты работы фиксируются на доске: 1. С учителями (стр.199), Еремеевной (стр. 177) – бранные, откровенно грубые слова, интонации.– повышенный тон, окрик. 2. Стародумом.(стр. 193) – заискивание и лицемерное почтение 3. С матерью – (стр. 164–165; 182–183; 198) отсутствие сниженной лексики, интонации избалованного слепой любовью и вседозволенностью ребенка. !!! Как изменились лексика, тон героя в финальной сцене комедии? (Да отвяжись, матушка, как навязалась…) На основании лексики, интонационных особенностей, содержания речи Митрофанушки сделайте вывод о герое: Какой он? В речевом поведении Митрофана проявляется образ невежды, умеющего приспосабливаться к обстоятельствам, извлекая для себя выгоду; бессердечного по отношению не только к окружающим людям, но и к родному человеку. II. Поступки (эвристическая беседа). – Какие эпизоды вам запомнились? Выразительное чтение эпизода. – С каким чувством мы читаем эту сцену? Митрофан – характер комический. Полное незнание основ грамматики и др., но смышленость и сообразительность. Комический эффект достигается несоответствием (такова природа комического ): полное незнание наук – и абсолютная уверенность в своей правоте. Назовите другие поступки героя, которые характеризуются как несообразные и нелепые и по природе своей комические. (“Не хочу учиться, а хочу жениться” – “Побегу-тка теперь на голубятню”.) (Стр. 165 любимое времяпровождение героя.) Желание 16 летнего недоросля спрятаться за спину няньки Еремеевны. Выразительное чтение эпизода (стр. 231–232) – Какие чувства вызывает поведение Митрофана в финальной сцене комедии? Юмористическая тональность сменяется сатирическим звучанием: обличением бездумного воспитания, агрессивного невежества, сердечного равнодушия III. Дополнительные способы создания характера персонажа в драматическом произведении. (Самостоятельная деятельность учащихся в парах.) Как дополняют наше понимание героя такие способы создания характера, как Говорящие фамилии? – Как с греческого языка переводится имя Митрофан? (Митрофан в переводе с греческого языка – найденный матерью.) Самохарактеристика героя. Найдите в тексте пьесы слова, которыми Митрофан сам себя характеризует при знакомстве со Стародумом. (Стр.193 “А я матушкин сынок”.) – Как это помогает понять сущность характера героя? Характеристика героя и его портрет в речи других персонажей. Какие характеристики дают Митрофану другие персонажи пьесы (Софья – стр. 174; учителя – стр. 198, 200 )? IV. На основании материала урока и домашнего задания дайте развернутую характеристику герою, постарайтесь объяснить, почему он стал таким. (Самостоятельная индивидуальная деятельность учащихся.) Выборочное заслушивание работ. Выставление оценок за работу на уроке. Домашнее задание. Составить “Нравственный кодекс” Стародума (действие 3, явление1, 2; действие 4, явление 2). Подготовить речевую характеристику героя. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |