Преподавание русского языка Урок русского языка в 6-м классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.03.03 Просмотров: 5 Осипова Валентина Викторовна, учитель русского языка и литературы Цели урока: Обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; повторить правописание приставок на -з (-с). Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности. Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка: воспитывать коммуникативные отношения. Тип урока: урок изучения нового материала Ход урока I. Разминка. 1. Синтаксический разбор предложения:
II. Переход к теме урока. 1. Слово учителя: ребята, вы знаете, что в русском языке довольно много приставок, но чаще всего мы испытываем затруднение при написании приставок пре- и при-. Есть приставки неизменяемые, т.е. они не вызывают у нас затруднения при написании, а есть изменяемые, обратите внимание на схему: - Почему же приставки пре- и при- вызывают у нас затруднения при написании? - Во-первых, потому, что они на слух не различаются (е–и в них безударные), а значение каждой приставки не всегда легко определить. - Во-вторых, часто в слове бывает несколько приставок, найти их или определить, какое значение придала каждая из приставок слову, бывает очень трудно: - В-третьих, в русском языке есть слова иноязычного происхождения, где пре- и при- входят в корень или являются иноязычной приставкой, имеющей совсем другое значение: премьера (первое представление театральной пьесы, балета, кинофильма), привилегия (исключительное право, предоставляемое кому-либо в отличие от других), президиум (выборный орган, руководящий собранием или совещанием). Итак, чтобы не ошибиться в написании приставок, надо прежде всего разбираться в составе слова. Но для правильного написания приставки пре- или при- не менее важно установить ее значение. 2. Приставка ПРИ- пишется при значениях: - приближение (приехать, прибежать, пришвартоваться, приземлиться); - присоединение (прибить, пришить, привязать, пригвоздить); - неполного действия (приоткрыть, присесть, прилечь, пританцовывать); - находящийся около, близко (пришкольный, приусадебный, пристанционный); - доведение действия до конца (приручить, приучить); - движение сверху вниз (придавить, прижать). Приставка ПРЕ- пишется при следующих значениях: - если приставка пре- близка по значению к приставке пере- (преградить – перегородить); - если приставка пре- близка по своему значению к слову очень (превкусный, преувеличить, превозносить). 3. Чтобы легче было запомнить все эти правила, вам поможет детская песенка из передачи “Радио-няня” (песню исполняют заранее подготовленные дети): При или пре? Пре или при? – При или пре? Пре или при? III Закрепление нового материала. 1. Работа с учебником, стр.140, упр. № 321 (задание выполняется у доски с комментированием и применением изученного материала). 2. “До первой ошибки” (запишите словосочетания, объясните выбор Е–И в приставках пре–при, т.е. укажите значение приставки): прибывать к месту работы (приближение), пригородный поезд (находящийся около, вблизи), препротивный разговор (= очень), приморский лагерь (находящийся около, вблизи), пригладить волосы (неполнота действия), превосходный рассказчик (= очень), явное преувеличение (= очень), прищурить глаза (неполнота действия), претоненький голосок (= очень), приглушить звук (неполнота действия), беспрестанно шумит (= пере), преодолеть преграду (= пере), презабавный случай (= очень), приступить к занятиям (приближение), прикоснуться к тайне (неполнота действия). 3. Работа в группах. Группа № 1 Задание: запишите слова в таком порядке:
Пр..швартоваться, пр..танцовывать, пр..землиться, пр..умолкнуть, пр..старелый, пр..увеличить, пр..сутствующий, пр..карманить, пр..струнить, пр..мелькавшийся, безпр..станный, пр..родный, пр..зерать, пр..восходный, пр..вокзальный, пр..чудливый, пр..вращение, пр..остановить, пр..глашение, непр..косновенный, воспр..пятствовать, пр..образование. Группа № 2 Задание: замените выделенные слова синонимами с приставками при- или пре-. Если при этом потребуется немного изменить предложение, не стесняйтесь.
- Группа № 3 (это задание рекомендуется для учащихся, которые не слишком быстро и четко усваивают новый материал) Задание: к данным словам подберите синонимы с приставками пре- или при-. Отъезд – молодой – безобразный – начать – отвязывать – отталкивать – угрюмый – 4. Опрос учащихся, работающих в группах. IV. Подведение итогов урока. - Какая цель сегодня перед нами была намечена? Достигли ли мы ее? - Вспомните, от чего зависит правописание приставок пре- и при-? - Когда при написании вы будете писать приставку пре-, а когда при-? V. Домашнее задание: п.31, стр.140–142, упр. № 326. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |