Преподавание литературы Урок литературы по теме: "Я поведаю вам свою боль…"(по рассказу В.П. Астафьева "Белогрудка")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.03.02 Просмотров: 6 Габдуллина Эльмира Сагитовна, учитель Цели:
Оборудование:
Эпиграф:
Ход урока На перемене перед уроком включить аудиокассету с голосами птиц. 1 этап Вступительное слово учителя.– Что Вы услышали на перемене? (Голоса птиц) Да, такое разноголосое пение слышит человек, находясь в лесу. Но не только человек, но и звери, которые присутствуют на уроке в виде ваших игрушек. – Покажите, ребята, свои игрушки. – Почему они стали для Вас любимыми? – Для чего нужна игрушка? Игрушка – это предмет для игры, это символ, заменяющий предметы из мира взрослых. Через нее дети знакомятся с окружающим миром. Не зря в Москве создан крупнейший специализированный торговый центр – Дом игрушки. И даже есть музей игрушек. Он находится в городе Загорске. Игрушка, порой заменяет близкого друга, подругу. Не у каждого в доме есть зверек. Этот пробел и может восполнить игрушка. Учитель показывает свою любимую игрушку. – Кто это? (Куница) Героиня рассказа, который Вы прочитали к уроку. Автор произведения – В.П.Астафьев. 2 этап Выступление ученика о писателе.3 этап Знакомство с выставкой книг писателя.Много рассказов написал В.П.Астафьев для юных читателей. Некоторые из них представлены на выставке: “Конь с розовой гривой” Кто такой конь да еще с розовой гривой Вы узнаете, прочитав этот рассказ. С любознательным и сметливым Васюткой, открывшем в тайге неведомое озеро, вы встретитесь на страницах рассказа “Васюткино озеро”. В рассказе “Белогрудка”, который Вы прочитали к уроку, автор рассказывает о боли. 4 этап Анализ рассказа “Белогрудка”.Зачитывается тема урока. О какой боли поведал нам автор, мы узнаем на уроке. “Для детей я всегда пишу со светлой радостью,– говорил В.П.Астафьев,– и постараюсь всю жизнь не лишать себя этой радости”. И он не только не лишал, а дарил радость общения со своими героями: с людьми, с животными и с существами, в которых течет не красная, а зеленая кровь. – Кто это? (Растения) Учитель показывает иллюстрации растений, а ученики отгадывают. Все эти растения встретились в произведении. Попутно учитель сообщает некоторые особенности растений. – Но не только растения мы встречаем на страницах рассказа, но и деревья. – Назовите их. (Еловая и пихтовая крепь) Словарная работа со словом крепь (значение слова находится по словарю и зачитывается) – Как защищают растения своих жильцов? – Где встречаются различные виды растений, деревьев? (На косогоре) Словарная работа со словом косогор. (Значение слова написано на доске) – При помощи какого предложения автор передал живописный вид? (“Косогор, видный за много верст темным горбатым островом”) – От кого охраняет еловая и пихтовая крепь? (“От худого глаза и загребущих рук”) О ком это говорится? Это эпитеты. Что такое эпитет? Сказать точно помогли эпитеты. – Кто в этом густолесье главные жители? Учитель показывает иллюстрации животных, ученики называют их. – Обратите внимание: это не просто обитатели, автор называет их жильцами. Почему? Здесь поселилась наша героиня – куница. – Почему она выбрала густолесье? (Скрытный зверек) Выступление ученика об этом зверьке. Ученые-зоологи куниц с белым пятнышком на груди относят в особый вид и называют “каменистыми куницами” или Белодушкой. – Чем занималась Белогрудка? Наносила она вред человеку? – Раскройте значение эпитета “противные запахи деревни”. – Что означает метафора “пулей вонзалась” Она жила как обычный зверек, никому не мешала. Не зря автор называет ее самым скрытным зверьком. Одиночество закончилось. – Что произошло? – Какими были котята? – Для чего автор использует сравнение “маленькие, как бобовые стручки”? Мы нашли один из элементов композиции – завязку. – Изменилась жизнь Белогрудки с рождением детей? – Справлялась ли Белогрудка с материнскими обязанностями? Она была не просто матерью, а старательной мамой. – Каким синоним можно заменить слово старательная? – Какое выразительное средство? (Эпитет) В мире природы не все животные и птицы заботятся о своем потомстве. Например, кукушка. Она подкидывает свои яйца в гнезда других птиц и те заботятся о них, как о своих. – Какой момент в рассказе можно назвать самым напряженным? (Кража котят) – Как называется такой момент в литературе? (Кульминация) – Как похитили котят? – Почему Белогрудка, всегда чутко улавливающая запах человека, в этот момент не почувствовала его? Ответ найдите в тексте. (“Потому что вся трепетала”) Словарная работа со словом трепетала. Жизнь Белогрудки изменилась. Она забыла обо всем, не зря она старательная мать. – Какова первая реакция куницы на пустое гнездо? Она выронила добычу – это большая редкость для хищного зверька; она не бегала, а металась.(словарная работа со словом) – В каком предложении автор передал весь ужас создавшегося положения? (“Если бы Белогрудка умела кричать – закричала бы”) Человек в такой ситуации плачет, кричит. А животное так не может делать. Весь ужас, все переживания куницы в одном знаке – тире. – Как нужно прочитать это предложение? Оказывается, не только эпитеты и метафоры передают авторскую мысль, но и знаки препинания. Далее автор пишет: “До рассвета металась возле дома, часами сидела…” – Что еще она делала? – Какая часть речи чаще используется? Быстроту действия автор передает при помощи глаголов. – Почему один из дней жизни Белогрудки писатель назвал “страшным днем”? – Какая реакция последовала вслед за этим? Сначала она чутко улавливала противные запахи деревни, при приближении человека пулей вонзалась в густолесье, а сейчас даже днем стала появляться у домов. – Почему? Все из-за детей. Человек вторгся в жизнь природы и тем самым нарушил ее покой, помешал равномерной жизни жильцов косогора. Поэтому Белогрудка мстит. А животное опасно в мести, даже самое безобидное. Оно не прощает. Человек должен быть разумным хозяином природы. – Жители деревни считали куницу виноватой? Только один охотник не считал Белогрудку виноватой. – Осознали мальчики свою ошибку? – Для чего они украли котят? (Превратить в игрушку) 5 этап Учитель показывает сувенир.– Это игрушка? Значит не каждая вещь может стать игрушкой. Поэтому прежде чем нести домой ежа, птенца, подумайте. Человеческие поступки не проходят бесследно. Неоправданно вторгаясь в мир природы, человек совершает преступление перед самим собой тоже. Месть убивает в нем самое лучшее – чувство справедливости, доброту, милосердие. Это опустошает его изнутри. 6 этап Заключительный.– Послужила история с куницей уроком для жителей деревень? – О какой боли поведал нам автор? Эта боль наша общая. – Учитель зачитывает эпиграф. Пусть поют в лесу птицы, пусть жизнь природы идет своим чередом, а мы, люди, как можно меньше будем вторгаться в ее мир, а будем только наблюдать за ней и наслаждаться ее звуками. Учитель включает кассету с голосами птиц. Урок окончен. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |