Преподавание русского языка Урок развития речи по теме "Изображение пейзажа в живописи и поэзии. Подготовка к сочинению-описанию"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.03.02 Просмотров: 7 Гусарова Оксана Михайловна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование урока: стихотворения поэтов; репродукции картин И. Грабаря “Февральская лазурь”, “Русская зима” К. Юона, И.Шишкина “На севере диком”, Ю.Клевера “Зимний закат в еловом лесу”, А.Саврасова “Зима”; запись “Времена года” П.И.Чайковского; выставка книг, записи на доске. Ход урока 1. Орг.момент Речевая разминка:
- О чем это стихотворение? - Какие из представленных репродукций к нему подойдут? - Как можно озаглавить текст и картину? - Прочитаем стихотворение вместе? - К какому типу речи относится стихотворение? 2. Актуализация знаний - Словарный диктант: Природа, пейзаж, повествование, описание, рассуждение, сочинение, устное рисование. - Есть ли общая тема у этих слов? - Объясните орфограммы в выделенных словах (называю эти слова). - Какие слова можно объединить одной темой? Назвать одним термином? (Повествование, описание, рассуждение — типы речи.) - Какой тип речи называется повествованием? - Что называется рассуждением? - Что такое описание? - Что может быть объектом описания? (Природа, человек, животное, предмет, помещение, здание, памятник) - По какому плану строится описание? (1. Дается общее представление описываемого. 2. Описание его деталей, частей. 3. Отношение автора к тому, что он описывает.) 3. Обращаемся к учебнику на стр. 178 4. Сообщение темы, целей урока - Описание природы... Вот об этом мы сегодня и поговорим. Тема нашего урока “Изображение пейзажа в живописи и поэзии. Подготовка к сочинению – описанию” (тема записывается в тетради). Работа по репродукциям. - Что такое пейзаж? Жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. В переводе с французского – означает вид, какой либо местности и картины природы. Элементы окружающей природы первобытный человек изображал уже в наскальных росписях. пейзажные мотивы мы можем встретить в искусстве любой страны и эпохи. Лишь 500 лет назад в европейской живописи пейзажный фон становиться важным элементом картины, а затем пейзаж утверждается как самостоятельный жанр. Понятие пейзаж постепенно из живописи перешел в литературу и поэзию. Послушайте внимательно отрывки из некоторых произведений русских поэтов:
- О чем говорится в данных стихотворениях? (О природе, пейзаже) - Поэтому стихи, посвященные описанию природы, называют пейзажными стихами. - Какие чувства стараются передать поэты через стихотворения, а художники через картины? (любовь к родной природе, чувство печали о прошедших днях, величаво монументальное и поэтическое звучание русской природы). - Нам хорошо знакомо имя великого русского поэта А.С. Пушкина. Нет времени года, которое не изобразил бы Пушкин. 5. Материал урока 1) Чтение учителем отрывка из стихотворения А.С.Пушкина: (Репродукция картины)
- Знакомы ли вам эти строки? - Кто их автор? - Определите, каково отношение поэта к зимнему пейзажу? - Какие слова передают это отношение? - Какие выразительные средства языка использует поэт? - Что позволяет нам увидеть и представить себе то, о чем пишет поэт? Вывод: в каждом времени года есть свое очарование, и поэты не могли не заметить, как удивительна зима. 2) Слово учителя. - Русские художники тоже не раз признавались в своей любви к зиме. Вот несколько примеров. Перед вами репродукция картины Игоря Грабаря “Февральская лазурь”. Рассмотрите ее. - Нравится ли она вам? - Какие ощущения, какое настроение создает этот пейзаж? - Что поразило художника в зимнем пейзаже? - Как он это изобразил? Вот как сам автор передал свое восхищение красотой февральского дня: “Вся природа праздновала какой-то праздник - праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”. - Что такое жемчуг, кораллы, сапфиры? (Драгоценные камни) - Что объединяет картины зимы в стихотворении Пушкина и в пейзаже Грабаря? Вывод: Любовь к природе и восхищение ее красотой. 3) А сейчас прослушайте фрагмент из цикла концертов композитора П.И.Чайковского “Времена года”. (Звучит “Январь”) Пока будете слушать, закройте глаза и попытайтесь представить себе зимнюю картину. Так композитор с помощью звуков передал свое восприятие зимнего пейзажа. - Какие чувства вызывает у вас музыка? - Какую картину рисует ваше воображение? Вывод: Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: в литературе, в живописи, в музыке. А теперь обратимся к теме нашего урока. И начнем с толкового словаря: Зарисовка - то же, что и рисунок. Рисунок — нарисованное изображение, воспроизведение чего-либо. - Таким образом, пейзажная зарисовка - изображение природы (в живописи, в музыке, в литературе). Сделанные вами рисунки – это тоже пейзажные зарисовки. - Что общего вы смогли заметить в пейзажных зарисовках в разных видах искусства? Что их объединяет? Вывод: И поэт, и художник, и композитор изображают природу такой, какой ее видят, стремятся передать то, что привлекло, взволновало. Вот что писал об этом К. Г. Паустовский: “Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать”. 4) Итак, что же видит за словами писатель? Обратимся к отрывку из романа И. С. Шмелева “Лето Господне”. … красота-то какая! Первая зв..зда, а вон - другая... Звезд все больше. А какие звезды! Усатые, ж..вые, бью(тся, ться), колют глаз. В воздухе мерзлость, через нее-то звезды больше, разными ..гнями блещут, — г..лубой хрусталь, и синий, и з..леный, - в стрелках.. … К..литку тронешь, — так и осыплет треском. Моро..! Сне.. синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По ул..це — сугробы, горы. ...А воздух... — синий, с..ре..бри(тся, ться) пылью, дымный, звездный. С..ды дымятся. Б..резы — белые в..дения... - Озаглавьте текст. - Определите тип текста. - Вставьте пропущенные буквы. - Подготовьте выразительное чтение отрывка. (Текст есть на каждой парте.) (Чтение текста вслух.) - Что в центре внимания писателя? - Какие предложения по цели высказывания и по интонации использует автор? - Выполните разбор последнего предложения, выпишите словосочетания, разберите их, сделайте фонетический разбор слова огнями (индивидуальные задания у доски) - Обратите внимание на описание звезд. Какие слова, выражения показались вам наиболее яркими? - Какие эпитеты подбирает автор к слову воздух? Почему именно такие? (Синий — от света звезд на синем небе; звездный — от снега, который искрится; дымный - так как предметы едва можно различить в снежной дымке.) - Какое необычное сравнение встретилось вам в последней части? Как вы его понимаете? (Березы - белые видения. Белые стволы сливаются с сугробами снега, поэтому в морозном воздухе кажутся отдаленными.) - Какие еще средства выразительности использует автор? Вывод: Мы проанализировали несколько пейзажей и пейзажных зарисовок. Очень хочется, чтобы и мы с вами научились так же красиво “рисовать” словами, создавать пейзажные зарисовки. 5) Творческая работа (дифференцированное задание) - Учащиеся выполняют по рядам: подберите определения к словам, составьте словосочетания.
- Кто составил словосочетания, составляем предложения. Вывод: вы подобрали удачные определения к предложенным словам, придумали хорошие предложения. Их вы можете использовать в своих сочинениях. 6. Подведение итогов урока - О чем мы сегодня говорили на уроке? - Что повторили? - С какими новыми словами познакомились? 7. Домашнее задание: написать пейзажную зарисовку на тему: “Морозно”, “Падающий снег”, “Тишина пришла в лес”, “Солнечный день”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |