Преподавание русского языка Групповая работа на уроке русского языка в 5-м классе по теме "Буквы "з" и "с" на конце приставок"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2025 Козлова Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы Цели:
тип урока – урок закрепления (урок совершенствования ЗУН); вид урока – урок самостоятельных работ; дидактическая основа урока – обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации; самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации; методы обучения – по источникам знаний – практические; по дидактическим целям – закрепление материала; по уровням познавательной самостоятельности учащихся – исследовательский; формы обучения – групповые (микрогруппы); средства и приемы обучения – учитель, учебники, дидактический материал (карточки, памятки, алгоритмы…), воображение ученика, наглядность; психологическая цель урока – учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе; учет психологических и возрастных особенностей каждого ученика; учет индивидуальных (мотивационных) особенностей ребенка, его тип памяти (приложение № 1). ХОД УРОКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель. У нас сегодня урок – взаимообучение. Вы будете работать в 4-х группах. Каждая группа получает своё задание. Чтобы составить полный ответ по теме урока, вы будете работать по таким темам:
I. Стадия вызова Найдите и справьте ошибки в предложенных вам заданиях. I группа. Ученику предложили записать ряд слов, образованных с помощью приставки Он записал следующие: улететь, списать, нарисовать, заехать, забавлять, ударить, выход, разлив. В каких случаях он допустил ошибку и почему? II группа. Найдите лишнее слово.
III группа. Найдите лишнее слово в каждой группе. Объясните.
IV группа. Исправьте ошибки. Ученику предложили подобрать к словам другие: 1) с противоположным значением (антонимы) с приставкой на – з (-с). Вот что у него получилось: грамотный - безграмотный; платный - бесплатный; шумный - бесшумный; сильный - бессильный; там – здесь; разжать - cжать . На доске плакат: Работая в группе, вы свободно обмениваетесь мнениями. Вы имеете право на ошибку. Критика запрещается. Вы уважаете мнение каждого участника. II. Стадия осмысления. Стратегия « Зигзаг» ЭТАП I. Подбор групп из упорядоченного списка с учётом итегративного протокола (приложение 1). Парты расставлены попарно; соединены 2, получается парта для 4-х человек, расставлены параллельно доске: Роли в группах распределены следующим образом:1) лидер, 2) инициатор идей, 3) корректор, 4) репортёр. Каждая группа получает своё учебное задание, которое состоит из 4-х частей. Материал к темам подобран таким образом, чтобы повторяя и систематизируя изученное ранее, ученики не испытывали трудностей в практическом применении правила «Буквы з и с на концах приставок». Группы работают. Учитель наблюдает и консультирует. Учебное задание №1. Выполните данное задание, обменяйтесь результатами своей работы с другими членами группы. Часть 1. Чтобы научиться писать правильно з и с на конце приставок, следует чётко уяснить, как пишутся приставки не на з и с. Упражнение 1. Образуйте глаголы при помощи указанных в скобках приставок. Образец: пустить – впустить. Писать ( пере-; над-; под-; в-; о-; за-); тащить (с-; про-; от-; до-; в-; пере-); чувствовать (пред-; про-; со-; по-;). Часть 2. Нужно запомнить, что в русском языке нет приставки з -. Упражнение. З или С? Образец: бить - сбить. Сбор, сбегать, сгибать, сберечь, сговориться, сгоряча, сдвинуть, сделать, сдался, сдержанно, сжать, сжечь, сшить, сбить, сшибать, сзади. ( Первая буква во всех словах пропущена: …бор, …бегать, … гибать и.т. д) Часть 3. Повторив правописание приставок не на з - (с -), дети подходят вплотную к работе с приставками на з - (с-). Упражнение. Запишите в 2 графы:
Ра…глядеть, ра…певать, и…менить, бе…грамотный, пре…юбилейный, пре…праздничный, пре…верие, …делать. Часть 4. Проверочная работа по теме « Буквы з и с на концах приставок». Вставить пропущенные буквы: бе…шумный, бе…звучный, бе…покойный, бе…грамотный, бе…славный, бе…полезный, бе…жалостный, бе…домный, бе…звёздный, бе…сильный, бе…вкусный, бе…конечный, бе…сердечный, …делать, …давить, с…орудить, …дание. КАК ОРГАНИЗУЕТСЯ РАБОТА НАД ЗАДАНИЕМ Первые 3 части задания выполняют разные ученики. Третье упражнение выполняет лидер вместе с самым слабым учеником в группе. Последнее 4 задание дается как проверочная работа по теме, т.к. это второй урок по теме. Проверочную работу выполняет каждый ученик группы и класса самостоятельно после того, как дети закончили работу в группах, групповой отчетности и стадии рефлексии. Контроль производится в форме самопроверки по ключу (образцу правильного выполнения). Учебное задание № 2. Часть 1. Составьте таблицу-подсказку: «Пары звонких и глухих согласных». звонкие ------------------глухие Образец: [б]------------------------------------------[п] Упражнение 1. Составьте парами односложные слова с первым звуком каждой пары. Образец: бок – пол; вол – флаг ит.д. Часть 2. Нахождение пар по звонкости-глухости. Упражнение 2. Прочитайте пары слов; произнесите звуки, благодаря которым различаются значения этих слов в каждой паре. Укажите парные звонкие и глухие звуки, встретившиеся в словах. Образец: [г]олос - [к]олос; гора – кора, жить – шить, жар – шар, зуб – суп, дом – том, бочка – почка, дуб – ду[п], просьба – про[з ,]ба. Часть 3. Упражнение 3. Отметить в словах корни, обозначить сверху с глухого или звонкого звука начинается корень слова: Образец: подчеркивать [ч] – глух.; обходить, приготовь, вкатить, обтесать, наделить, обработать, подрубить, подсказать. Часть 4. Проверочная работа по теме «Буквы з и с на конце приставок». Вставить пропущенные буквы: бе…шумный, бе…звучный, бе…покойный, бе…грамотный, бе…славный, бе…полезный, бе…жалостный, бе…домный, бе…звездный, бе…вкусный, бе…конечный, бе…сердечный, …делать, …давить, с…орудить, …дание. КАК ОРГАНИЗУЕТСЯ РАБОТА НАД ЗАДАНИЕМ. Таблицу составляет самый слабый ученик, остальные 3 упражнения определяются учителем по степени сложности и соответственно поручаются ученикам. Последняя 4 часть выполняется аналогично 1 группе каждым учеником класса самостоятельно как итоговая работа по теме (т.к. 2-ой урок). Учебное задание № 3. Часть 1. Упражнение 1. Рассмотрите внимательно карточки (сначала первую группу, затем вторую). Какое предложение в них зашифровано? Запишите прочитанное вами высказывание К.Г.Паустовского. Часть 2. Упражнение 2. Подберите к словам, записанным ниже, как можно больше однокоренных слов, запишите рядами, обозначив корень: утро – лист – Часть 3. Упражнение 3. Выделите корни в словах: Образец: разглядеть, распевать, изменчивый, истекший, безграмотный, беспечный, возрадоваться, восходить. Часть 4. Проверочная работа по теме «Буквы з и с на конце приставок». Вставить пропущенные буквы: бе…шумный, бе…звучный, бе…покойный, бе…грамотный, бе…славный, бе…полезный, бе…жалостный, бе…домный, бе…звездный, бе…вкусный, бе…конечный, бе…сердечный, …давить, …делать, с…орудить, …дание. КАК ОРГАНИЗУЕТСЯ РАБОТА НАД ЗАДАНИЕМ Часть 1, упражнение 1- задание выполняют все 4 ученика группы. Упражнение 2 выполняет лидер вместе со слабым учеником, упражнение 3 –двое оставшихся, работа в парах. Учебное занятие № 4. Некоторые трудности в выборе букв з и с на конце приставок (слова, включающие з- в состав корня, удвоенные согласные на стыке приставки и корня. Часть 1. Упражнение 1. Выделить приставки в словах, написав их правильно (з или с?): …гибать, …беречь, …делать, …десь, …дание, …говориться, …доровье, …жать, …дравствуй. Часть 2. Упражнение 2. По кратким определениям запишите одним словом понятие. Это слово должно содержать двойные согласные:
Часть 3. Упражнение 3. Вставь пропущенную букву, объясни, удвоенные согласные. Образец: беззаветный, бе…заботный, бе…системный, бе…содержательный, бе…сердечный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…совестный, бе…срочный, бе…звучный. Часть 4. Проверочная работа по теме «Буквы з и с на конце приставок». Вставить пропущенные буквы: Бе…шумный, бе…звучный, бе…покойный, бе…грамотный, бе…славный, бе…полезный, бе…жалостный, бе…домный, бе…звездный, бе…вкусный, бе…конечный, бе…сердечный, …делать, …давить, с…орудить, …дание. КАК ОРГАНИЗУЕТСЯ РАБОТА НАД ЗАДАНИЕМ Часть 2, упражнение 2 выполняется коллективно, часть 1, упражнение 1 и часть 3, упражнение 3 выполняют в парах: 1. сильный – 2. слабее. ЭТАП 2. Лидеры групп (эксперты) приглашаются в экспертную группу (учитель). Учитель раздает каждой группе алгоритм проверки буквы –з (-с) на конце приставок. Алгоритм проверки правильности выбора букв –з (-с) на конце приставок.
Образец заполнения алгоритма. Беззвучный – корень слова –звуч – (чередование в корне к//ч) начинается со звонкого согласного звука [з], на конце приставки следует писать тоже звонкий звук [з]: возрадоваться, восходить. Каждый лидер получает правильные ответы к заданиям, полученным в начале урока. ЭТАП 3. Эксперты возвращаются в рабочие группы и обучают остальных членов группы, корректируя выполненные задания. ЭТАП 4. Каждая исходная группа готовит презентацию своего материала, в презентации звучат также ответы на вопросы, заданные в начале урока: 1группа: ошибки ученик допустил в словах: забавлять, ударить, в этих словах нет приставок. 2 группа: лишние слова: б-п – клуб (оглушенные); в-ф – шеф (нет оглушения); г-к – волк (нет оглушения); д-т – букет (нет оглушения). 3 группа: лишние слова: 1- горевать; 2 – водитель; 3 – пахать; 4 – столетие (все слова лишние в своей группе: имеют иное лексическое значение). 4 группа: сильный – бессильный (пропуск одной с на стыке приставки и корня); там – здесь (запомнить); разжать – сжать (нет приставки з-). III. Стадия рефлексии. Применение алгоритма правописания приставок на –з(-с) на практике. Выполнение на карточках задания: Часть 4, проверочная работа по теме «Буквы з и с на конце приставок». Контроль-самопроверка по ключу (у каждого ученика карточка часть 4, ключ раздается после выполнения работы. Карточки сдаются позже, учитель перепроверяет, отметка выставляется в журнал. Учитель оценивает работу каждой группы, поощряя и подбадривая, отмечая достижения. Даются советы, как работать в дальнейшем, чтобы работа в группе стала более слаженной. Контроль знаний по теме выявил следующие результаты: писали работу 16 человек, из них: «5» - 5 Успеваемость – 100% Качество – 75% Вывод: материал по теме усвоен учащимися на высоком уровне. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |