Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Групповая работа на уроке русского языка в 5-м классе по теме "Буквы "з" и "с" на конце приставок"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Групповая работа на уроке русского языка в 5-м классе по теме "Буквы "з" и "с" на конце приставок"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2025

Козлова Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • образовательная – сообщить способ действий при выборе –з (-с) на конце приставок: отработка навыка определения согласных по звонкости-глухости; отработка навыка выделения приставки слова; отработка навыка выделения корня слова; отработка умения отличать слова с приставками на –з (-с) от слов с приставками единообразного написания и слов, где з – является частью корня;
  • воспитательная - выработка навыка взаимодействия в группе;
  • развивающая – развитие внимания, орфографической зоркости, зрительной, слуховой и моторной памяти;

тип урока – урок закрепления (урок совершенствования ЗУН);

вид урока – урок самостоятельных работ;

дидактическая основа урока – обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации; самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации;

методы обучения – по источникам знаний – практические; по дидактическим целям – закрепление материала; по уровням познавательной самостоятельности учащихся – исследовательский;

формы обучения – групповые (микрогруппы);

средства и приемы обучения – учитель, учебники, дидактический материал (карточки, памятки, алгоритмы…), воображение ученика, наглядность;

психологическая цель урока – учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе; учет психологических и возрастных особенностей каждого ученика; учет индивидуальных (мотивационных) особенностей ребенка, его тип памяти (приложение № 1).

ХОД УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

I. Стадия вызова

II. Стадия осмысления

III. Стадия рефлексии

Игра «Исправь ошибку»

Стратегия «Зигзаг»

Выполнение проверочной работы.

Учитель. У нас сегодня урок – взаимообучение. Вы будете работать в 4-х группах. Каждая группа получает своё задание. Чтобы составить полный ответ по теме урока, вы будете работать по таким темам:

  1. Можно ли уяснить тему «Правописание приставок на – з (-с)» без знания правила «Правописание гласных и согласных в приставках».
  2. Чтобы правильно подобрать приставку на – з (-с), следует чётко отделять звонкие согласные от глухих.
  3. Чтобы знать, перед звонкими или глухими согласными пишется з- (с-), нужно уметь выделить корень.
  4. Некоторые трудности в выборе буквы з и с на конце приставок (слова, включающие з- в состав корня, удвоенные согласные на стыке приставки и корня).

I. Стадия вызова

Найдите и справьте ошибки в предложенных вам заданиях.

I группа. Ученику предложили записать ряд слов, образованных с помощью приставки Он записал следующие: улететь, списать, нарисовать, заехать, забавлять, ударить, выход, разлив. В каких случаях он допустил ошибку и почему?

II группа. Найдите лишнее слово.

б-п в-ф г-к д-т
суп лев круг город
серп плов плуг отряд
клуб сев друг букет
тулуп шеф волк сад

III группа. Найдите лишнее слово в каждой группе. Объясните.

1.горевать 2. вода 3. пахать 4. столик
сгореть водитель пахучий столетие
гореть водный пахнет столовая
обгореть водянка запах застольная

IV группа. Исправьте ошибки.

Ученику предложили подобрать к словам другие:

1) с противоположным значением (антонимы) с приставкой на – з (-с).

Вот что у него получилось: грамотный - безграмотный; платный - бесплатный; шумный - бесшумный; сильный - бессильный; там – здесь; разжать - cжать .

На доске плакат:

Работая в группе, вы свободно обмениваетесь мнениями.

Вы имеете право на ошибку.

Критика запрещается.

Вы уважаете мнение каждого участника.

II. Стадия осмысления. Стратегия « Зигзаг»

ЭТАП I.

Подбор групп из упорядоченного списка с учётом итегративного протокола (приложение 1).

Парты расставлены попарно; соединены 2, получается парта для 4-х человек, расставлены параллельно доске:

Роли в группах распределены следующим образом:1) лидер, 2) инициатор идей, 3) корректор, 4) репортёр.

Каждая группа получает своё учебное задание, которое состоит из 4-х частей.

Материал к темам подобран таким образом, чтобы повторяя и систематизируя изученное ранее, ученики не испытывали трудностей в практическом применении правила «Буквы з и с на концах приставок».

Группы работают. Учитель наблюдает и консультирует.

Учебное задание №1. Выполните данное задание, обменяйтесь результатами своей работы с другими членами группы.

Часть 1.

Чтобы научиться писать правильно з и с на конце приставок, следует чётко уяснить, как пишутся приставки не на з и с.

Упражнение 1. Образуйте глаголы при помощи указанных в скобках приставок. Образец: пустить – впустить.

Писать ( пере-; над-; под-; в-; о-; за-); тащить (с-; про-; от-; до-; в-; пере-); чувствовать (пред-; про-; со-; по-;).

Часть 2.

Нужно запомнить, что в русском языке нет приставки з -.

Упражнение. З или С?

Образец: бить - сбить.

Сбор, сбегать, сгибать, сберечь, сговориться, сгоряча, сдвинуть, сделать, сдался, сдержанно, сжать, сжечь, сшить, сбить, сшибать, сзади.

( Первая буква во всех словах пропущена: …бор, …бегать, … гибать и.т. д)

Часть 3.

Повторив правописание приставок не на з - (с -), дети подходят вплотную к работе с приставками на з - (с-).

Упражнение. Запишите в 2 графы:

Приставки на Другие случаи
з - (с-)
Образец: беспокойный сзади

Ра…глядеть, ра…певать, и…менить, бе…грамотный, пре…юбилейный, пре…праздничный, пре…верие, …делать.

Часть 4.

Проверочная работа по теме « Буквы з и с на концах приставок».

Вставить пропущенные буквы:

бе…шумный, бе…звучный, бе…покойный, бе…грамотный, бе…славный, бе…полезный, бе…жалостный, бе…домный, бе…звёздный, бе…сильный, бе…вкусный, бе…конечный, бе…сердечный, …делать, …давить, с…орудить, …дание.

КАК ОРГАНИЗУЕТСЯ РАБОТА НАД ЗАДАНИЕМ

Первые 3 части задания выполняют разные ученики. Третье упражнение выполняет лидер вместе с самым слабым учеником в группе. Последнее 4 задание дается как проверочная работа по теме, т.к. это второй урок по теме. Проверочную работу выполняет каждый ученик группы и класса самостоятельно после того, как дети закончили работу в группах, групповой отчетности и стадии рефлексии. Контроль производится в форме самопроверки по ключу (образцу правильного выполнения).

Учебное задание № 2.

Часть 1.

Составьте таблицу-подсказку: «Пары звонких и глухих согласных».

звонкие ------------------глухие

Образец:

[б]------------------------------------------[п]
[в]------------------------------------------[ф]
[г]------------------------------------------[к]
[д]------------------------------------------[т]
[з]------------------------------------------[с]
[ж]-----------------------------------------[ш]

Упражнение 1. Составьте парами односложные слова с первым звуком каждой пары.

Образец: бок – пол; вол – флаг ит.д.

Часть 2.

Нахождение пар по звонкости-глухости.

Упражнение 2. Прочитайте пары слов; произнесите звуки, благодаря которым различаются значения этих слов в каждой паре. Укажите парные звонкие и глухие звуки, встретившиеся в словах.

Образец: [г]олос - [к]олос;

гора – кора, жить – шить, жар – шар, зуб – суп, дом – том, бочка – почка, дуб – ду[п], просьба – про[з ,]ба.

Часть 3.

Упражнение 3. Отметить в словах корни, обозначить сверху с глухого или звонкого звука начинается корень слова:

Образец: подчеркивать [ч] – глух.;

обходить, приготовь, вкатить, обтесать, наделить, обработать, подрубить, подсказать.

Часть 4.

Проверочная работа по теме «Буквы з и с на конце приставок».

Вставить пропущенные буквы: бе…шумный, бе…звучный, бе…покойный, бе…грамотный, бе…славный, бе…полезный, бе…жалостный, бе…домный, бе…звездный, бе…вкусный, бе…конечный, бе…сердечный, …делать, …давить, с…орудить, …дание.

КАК ОРГАНИЗУЕТСЯ РАБОТА НАД ЗАДАНИЕМ.

Таблицу составляет самый слабый ученик, остальные 3 упражнения определяются учителем по степени сложности и соответственно поручаются ученикам.

Последняя 4 часть выполняется аналогично 1 группе каждым учеником класса самостоятельно как итоговая работа по теме (т.к. 2-ой урок).

Учебное задание № 3.

Часть 1.

Упражнение 1. Рассмотрите внимательно карточки (сначала первую группу, затем вторую). Какое предложение в них зашифровано? Запишите прочитанное вами высказывание К.Г.Паустовского.

Часть 2.

Упражнение 2. Подберите к словам, записанным ниже, как можно больше однокоренных слов, запишите рядами, обозначив корень:

утро –

лист –

Часть 3.

Упражнение 3. Выделите корни в словах:

Образец: разглядеть, распевать, изменчивый, истекший, безграмотный, беспечный, возрадоваться, восходить.

Часть 4.

Проверочная работа по теме «Буквы з и с на конце приставок».

Вставить пропущенные буквы:

бе…шумный, бе…звучный, бе…покойный, бе…грамотный, бе…славный, бе…полезный, бе…жалостный, бе…домный, бе…звездный, бе…вкусный, бе…конечный, бе…сердечный, …давить, …делать, с…орудить, …дание.

КАК ОРГАНИЗУЕТСЯ РАБОТА НАД ЗАДАНИЕМ

Часть 1, упражнение 1- задание выполняют все 4 ученика группы. Упражнение 2 выполняет лидер вместе со слабым учеником, упражнение 3 –двое оставшихся, работа в парах.

Учебное занятие № 4.

Некоторые трудности в выборе букв з и с на конце приставок (слова, включающие з- в состав корня, удвоенные согласные на стыке приставки и корня.

Часть 1.

Упражнение 1. Выделить приставки в словах, написав их правильно (з или с?):

…гибать, …беречь, …делать, …десь, …дание, …говориться, …доровье, …жать, …дравствуй.

Часть 2.

Упражнение 2. По кратким определениям запишите одним словом понятие. Это слово должно содержать двойные согласные:

  1. группа учеников одного года обучения (одноклассник)
  2. исполнительность, точность, тщательность (аккуратность)
  3. безрельсовый трамвай (троллейбус)
  4. избирательный листок (бюллетень)
  5. один из видов спортивной игры в мяч (теннис)
  6. рисунки в книге, журнале (иллюстрации).

Часть 3.

Упражнение 3. Вставь пропущенную букву, объясни, удвоенные согласные.

Образец: беззаветный, бе…заботный, бе…системный, бе…содержательный, бе…сердечный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…совестный, бе…срочный, бе…звучный.

Часть 4.

Проверочная работа по теме «Буквы з и с на конце приставок».

Вставить пропущенные буквы:

Бе…шумный, бе…звучный, бе…покойный, бе…грамотный, бе…славный, бе…полезный, бе…жалостный, бе…домный, бе…звездный, бе…вкусный, бе…конечный, бе…сердечный, …делать, …давить, с…орудить, …дание.

КАК ОРГАНИЗУЕТСЯ РАБОТА НАД ЗАДАНИЕМ

Часть 2, упражнение 2 выполняется коллективно, часть 1, упражнение 1 и часть 3, упражнение 3 выполняют в парах: 1. сильный – 2. слабее.

ЭТАП 2.

Лидеры групп (эксперты) приглашаются в экспертную группу (учитель). Учитель раздает каждой группе алгоритм проверки буквы –з (-с) на конце приставок.

Алгоритм проверки правильности выбора букв –з (-с) на конце приставок.

  1. Выделите в слове корень.
  2. Обратите внимание, на какой согласный звук начинается корень.
  3. Если корень начинается со звонкого согласного ([б], [в], [г], [д], [з], [ж]), тогда на конце приставки следует писать тоже звонкий [з].
  4. Если корень начинается с глухого согласного звука ([п], [ф], [к], [т], [с], [ш]), тогда на конце приставки следует писать тоже глухой звук [с].
  5. Запишите слово правильно, постарайтесь запомнить это написание.

Образец заполнения алгоритма.

Беззвучный – корень слова –звуч – (чередование в корне к//ч) начинается со звонкого согласного звука [з], на конце приставки следует писать тоже звонкий звук [з]: возрадоваться, восходить.

Каждый лидер получает правильные ответы к заданиям, полученным в начале урока.

ЭТАП 3.

Эксперты возвращаются в рабочие группы и обучают остальных членов группы, корректируя выполненные задания.

ЭТАП 4.

Каждая исходная группа готовит презентацию своего материала, в презентации звучат также ответы на вопросы, заданные в начале урока:

1группа: ошибки ученик допустил в словах: забавлять, ударить, в этих словах нет приставок.

2 группа: лишние слова: б-пклуб (оглушенные); в-фшеф (нет оглушения); г-кволк (нет оглушения); д-тбукет (нет оглушения).

3 группа: лишние слова: 1- горевать; 2 – водитель; 3 – пахать; 4 – столетие (все слова лишние в своей группе: имеют иное лексическое значение).

4 группа: сильныйбессильный (пропуск одной с на стыке приставки и корня); там – здесь (запомнить); разжать – сжать (нет приставки з-).

III. Стадия рефлексии.

Применение алгоритма правописания приставок на –з(-с) на практике.

Выполнение на карточках задания: Часть 4, проверочная работа по теме «Буквы з и с на конце приставок».

Контроль-самопроверка по ключу (у каждого ученика карточка часть 4, ключ раздается после выполнения работы. Карточки сдаются позже, учитель перепроверяет, отметка выставляется в журнал.

Учитель оценивает работу каждой группы, поощряя и подбадривая, отмечая достижения. Даются советы, как работать в дальнейшем, чтобы работа в группе стала более слаженной.

Контроль знаний по теме выявил следующие результаты: писали работу 16 человек, из них:

«5» - 5
«4» - 7
«3» - 4
«2» - 0

Успеваемость – 100%

Качество – 75%

Вывод: материал по теме усвоен учащимися на высоком уровне.

Приложение 2


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21