Преподавание русского языка
Синтаксис простого предложения. Подготовка к ЕГЭ: контрольные работы для учащихся 11-го класса
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.02.28
Просмотров: 8
Савина Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы В материале представлены две разработки контрольных работ для учащихся 11 класса: “Синтаксис простого предложения” и “Виды подчинительной связи”. Они включают содержание работы (текст и задания для двух вариантов), бланки ответов, ключи и параметры оценки. Работы проверяются быстро, результаты обрабатываются легко и представляются наглядно. Задания ориентированы на развитие продуктивного и творческого мышления, позволяют интенсивно готовить учащихся к ЕГЭ. Формулировки ответов также приближены к формату ЕГЭ. Задания оцениваются баллами, в зависимости от количества баллов по отношению к максимальному (90–100%, 75–90%, 50–75%, менее 50%) выставляется традиционная школьная оценка. Помимо контролирующей, данные дидактические материалы могут выполнять и тренировочно-обучающую функцию: вариант 1, например, разбирается коллективно, вариант 2 выполняется самостоятельно. Для использования этого материала достаточно распечатать его на листах А4. Синтаксис простого предложения. Контрольная работа. Дата_________Класс_________Фамилия, имя_______________________ Вариант 1 Текст. (1) Никто в русской литературе не мог лучше Ахматовой простым и сдержанным словом выразить экстремальное душевное состояние. (2) Это удивительное свойство её стихотворений обнаружилось ещё в десятые годы, в знаменитом “Смятении”, например. (3) Ахматова сделала, казалось бы, невозможное: выразила немоту… (4) Выражение невыразимого – задача, не решаемая с помощью привычного к горю простого и сдержанного слова Ахматовой. (5) Ясная логика и классический строй её стиха резко прерываются, размер нарушается. (6) Лирическая героиня не может говорить от горя. (7) Однако Ахматова продолжает жить и творить. (8) Её слово вновь обретает классические размеры и благородную ясность. (9) Благодаря чему? (10) Она получает право на слово как обязанность: она призвана сказать от имени всего “стомиллионного народа”. (11) Она должна свидетельствовать. (12) И Ахматова начинает свидетельствовать – с опорой на традицию, на мировую культуру. (13) Три древние традиции – народно-песенная, поэтическая и христианская – помогают лирической героине “Реквиема” выстоять в неслыханном испытании. (14) “Реквием” завершается преодолением немоты и безумия. (15) Завершая “Реквием”, Ахматова утверждает победу человека над ужасом и оцепенением, победу памяти… (По М.Свердлову.) Задания. - Выпишите из предложения 1 по одному словосочетанию с каждым видом подчинительной связи, укажите вид. (6 баллов)
- Среди предложений 4-7 найдите простое с составным именным сказуемым, укажите его номер. (1 балл)
- Укажите номер простого неполного предложения. (1 балл)
- Укажите номер предложения с обособленным определением. (1 балл)
- Исправьте ошибки в характеристике предложения 14: повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, назывное, распространённое, неполное, неосложнённое. (3 балла)
- Среди предложений второго абзаца найдите предложение, осложнённое вводным словом, укажите его номер. (1 балл)
- Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Читая стихотворения Анны Ахматовой, 1) нельзя не удивляться тончайшим смысловым нюансам её слов, 2) поражаешься глубине её проникновения в тайная тайных души, 3) приходит понимание красоты истинной поэзии, 4) возникает интерес к поэтическому слову. (1 балл) - Запишите предложение, исправив грамматическую ошибку:
Восхищённая Марина Цветаева личностью и стихами Ахматовой, написала ей не одно поэтическое посвящение. (2 балла) № вопроса | Ответ | Баллы | 1. | | | 2. | | | 3. | | | 4. | | | 5. | | | 6. | | | 7. | | | 8. | | | Общее количество баллов______Оценка “____” Синтаксис простого предложения. Контрольная работа. Дата_________Класс_________Фамилия, имя_______________________ Вариант 2. Текст. (1) Никто в русской литературе не мог лучше Ахматовой простым и сдержанным словом выразить экстремальное душевное состояние. (2) Это удивительное свойство её стихотворений обнаружилось ещё в десятые годы, в знаменитом “Смятении”, например. (3) Ахматова сделала, казалось бы, невозможное: выразила немоту… (4) Выражение невыразимого – задача, не решаемая с помощью привычного к горю простого и сдержанного слова Ахматовой. (5) Ясная логика и классический строй её стиха резко прерываются, размер нарушается. (6) Лирическая героиня не может говорить от горя. (7) Однако Ахматова продолжает жить и творить. (8) Её слово вновь обретает классические размеры и благородную ясность. (9) Благодаря чему? (10) Она получает право на слово как обязанность: она призвана сказать от имени всего “стомиллионного народа”. (11) Она должна свидетельствовать. (12) И Ахматова начинает свидетельствовать – с опорой на традицию, на мировую культуру. (13) Три древние традиции – народно-песенная, поэтическая и христианская – помогают лирической героине “Реквиема” выстоять в неслыханном испытании. (14) “Реквием” завершается преодолением немоты и безумия. (15) Завершая “Реквием”, Ахматова утверждает победу человека над ужасом и оцепенением, победу памяти… (По М.Свердлову.) Задания. - Выпишите из предложения 5 по одному словосочетанию с каждым видом подчинительной связи, укажите вид. (6 баллов)
- Среди предложений 4–6 найдите простое с составным глагольным сказуемым, укажите его номер. (1 балл)
- Укажите номер простого нераспространённого и неосложнённого предложения. (1 балл)
- Среди предложений 10–15 найдите предложение с обособленным обстоятельством, укажите его номер. (1 балл)
- Исправьте ошибки в характеристике предложения 7: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неполное, осложнено однородными дополнениями. (3 балла)
- Среди предложений первого абзаца найдите предложение, осложнённое вводным словом, укажите его номер. (1 балл)
- Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Читая стихотворения Анны Ахматовой, 1) начинаешь понимать тончайшие смыслы слов и звуков, 2) захватывает их психологическая глубина, 3) открывается красота великого русского языка, 4) хочется выучить их наизусть. (1 балл) - Запишите предложение, исправив грамматическую ошибку:
Анна Ахматова – последовательно отстаивающая поэтесса право личности на свободу мысли и чувства. (2 балла) № вопроса | Ответ | Баллы | 1. | | | 2. | | | 3. | | | 4. | | | 5. | | | 6. | | | 7. | | | 8. | | | Общее количество баллов______Оценка “____” Ключи и оценка. Вариант 1. № вопроса | Ответ | Баллы | 1. | Вариант: в русской литературе – согласование, выразить состояние – управление, лучше выразить – примыкание | 6 | 2. | 4 | 1 | 3. | 9 | 1 | 4. | 4 | 1 | 5. | Двусоставное, полное, осложнённое | 3 | 6. | 3 | 1 | 7. | 2 | 1 | 8. | Вариант: Восхищённая личностью и стихами Ахматовой, Марина Цветаева написала ей не одно поэтическое посвящение. | 2 (1 балл – порядок слов, 1 балл – правильная расстановка запятых) | Вариант 2. № вопроса | Ответ | Баллы | 1. | Вариант: ясная логика – согласование, строй стиха – управление, её стиха – примыкание | 6 | 2. | 6 | 1 | 3. | 11 | 1 | 4. | 15 | 1 | 5. | Нераспространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми | 3 | 6. | 2 | 1 | 7. | 1 | 1 | 8. | Вариант: Анна Ахматова – поэтесса, последовательно отстаивающая право личности на свободу мысли и чувства. | 2 (1 балл – порядок слов, 1 балл – правильная пунктуация) | Максимальное количество баллов – 16. Баллы | Оценка | 15–16 | 5 | 12–14 | 4 | 8–11 | 3 | 7 и менее | 2 | Виды подчинительной связи (ЕГЭ – В3). Контрольная работа. Дата________Класс______ Фамилия _________________________Вариант 1 Текст. (1) Искусство очаровывает: вдохновенно мы читаем историю любви Лойко Зобара и Радды, сопровождаемую восторгом рассказчика, называющего этих героев красивыми людьми. (2) Красивыми, потому что они “больше всего на свете любили волю”. (3) А любовь ли это? (4) Вслед за Горьким, поставившим под сомнение сострадание, блуждаем между полюсами пьесы “На дне”, между так называемым пассивным и активным гуманизмом. (5) Читатель раздумывает: Лука, дескать, лукавый, лжёт. (6) Раздразнил, указал путь Актёру и Пеплу, а сам исчез. (7) А их судьбы сломались… (8) Вера ведь даёт мужество, а она не помогла… (9) Но это вера Луки, а не ночлежников. (10) Нет, волей-неволей богоискатель Горький сказал глубинную правду о человеке: вера истинная, внутренняя ведёт человека по его долгу, придаёт силы на пути соблазнов. (11) Но не внешняя, сторонняя. (12) Вера – это духовная работа человека, разговор с совестью и слушание совести, рождающей волю. (13) Такой трудный путь – значительно легче выучить наизусть: “Человек – это звучит гордо”. (Савина Н.В.) Задания. - Из предложения 7 выпишите словосочетание с примыканием.
- Из предложения 13 выпишите словосочетания с согласованием.
- Из предложения 8 выпишите словосочетание (-я) с управлением.
- Укажите вид связи в словосочетании их судьбы (предложение 7)
- Укажите вид связи в словосочетании разговор с совестью (предложение 12)
- Укажите вид связи в словосочетании рождающей волю (предложение 12)
- Сколько словосочетаний со связью примыкание в предложении 13?
- Какой (-ие) вид (-ы) подчинительной связи в словосочетаниях предложения 9?
- Среди предложений 1–4 укажите такое, где нет словосочетаний.
- Запишите придуманное Вами задание по типу В3 и его ответ:______________________
Результаты выполнения заданий типа В3 с ответом в краткой форме. В3 | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | В3 | 2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | В3 | 3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | В3 | 4 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | В3 | 5 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | В3 | 6 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | В3 | 7 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | В3 | 8 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | В3 | 9 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | В3 | 10 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Замена ошибочных ответов на задания типа В. Общее количество баллов ______ Оценка “____”. Виды подчинительной связи (В3). Контрольная работа. Дата________Класс______ Фамилия _________________________Вариант 2. Текст. (1) Искусство очаровывает: вдохновенно мы читаем историю любви Лойко Зобара и Радды, сопровождаемую восторгом рассказчика, называющего этих героев красивыми людьми. (2) Красивыми, потому что они “больше всего на свете любили волю”. (3) А любовь ли это? (4) Вслед за Горьким, поставившим под сомнение сострадание, блуждаем между полюсами пьесы “На дне”, между так называемым пассивным и активным гуманизмом. (5) Читатель раздумывает: Лука, дескать, лукавый, лжёт. (6) Раздразнил, указал путь Актёру и Пеплу, а сам исчез. (7) А их судьбы сломались… (8) Вера ведь даёт мужество, а она не помогла… (9) Но это вера Луки, а не ночлежников. (10) Нет, волей-неволей богоискатель Горький сказал глубинную правду о человеке: вера истинная, внутренняя ведёт человека по его долгу, придаёт силы на пути соблазнов. (11) Но не внешняя, сторонняя. (12) Вера – это духовная работа человека, разговор с совестью и слушание совести, рождающей волю. (13) Такой трудный путь – значительно легче выучить наизусть: “Человек – это звучит гордо”. Задания. - Из предложения 1 выпишите словосочетание с примыканием.
- Из предложения 1 выпишите пример согласования местоимения с существительным.
- Из предложения 12 выпишите одно словосочетание с управлением.
- Укажите вид связи в словосочетании сопровождаемую восторгом (предложение 1)
- Укажите вид связи в словосочетании указал путь (предложение 6)
- Укажите вид связи в словосочетании по его долгу (предложение 10)
- Сколько словосочетаний со связью управление в предложении 10?
- Какой (-ие) вид (-ы) подчинительной связи в словосочетаниях предложения 6?
- Среди предложений 5–7 укажите такое, где нет словосочетаний.
- Запишите придуманное Вами задание по типу В3 и его ответ:_________________
Результаты выполнения заданий типа В3 с ответом в краткой форме. В3 | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | В3 | 2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | В3 | 3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | В3 | 4 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | В3 | 5 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | В3 | 6 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | В3 | 7 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | В3 | 8 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | В3 | 9 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | В3 | 10 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Замена ошибочных ответов на задания типа В. Общее количество баллов ______ Оценка “____”. Ключи и оценка. Вариант 1. Результаты выполнения заданий типа В3 с ответом в краткой форме. В3 | 1 | и | х | с | у | д | ь | б | ы | | | | | | | | | | | | | | | | В3 | 2 | т | а | к | о | й | п | у | т | ь | , | т | р | у | д | н | ы | й | п | у | т | ь | | | В3 | 3 | д | а | ё | т | м | у | ж | е | с | т | в | о | | | | | | | | | | | | В3 | 4 | п | р | и | м | ы | к | а | н | и | е | | | | | | | | | | | | | | В3 | 5 | у | п | р | а | в | л | е | н | и | е | | | | | | | | | | | | | | В3 | 6 | у | п | р | а | в | л | е | н | и | е | | | | | | | | | | | | | | В3 | 7 | 4 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | В3 | 8 | у | п | р | а | в | л | е | н | и | е | | | | | | | | | | | | | | В3 | 9 | 3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | В3 | 10 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Вариант 2. Результаты выполнения заданий типа В3 с ответом в краткой форме. В3 | 1 | в | д | о | х | н | о | в | е | н | н | о | ч | и | т | а | е | м | | | | | | | В3 | 2 | э | т | и | х | г | е | р | о | е | в | | | | | | | | | | | | | | В3 | 3 | с | л | у | ш | а | н | и | е | с | о | в | е | с | т | и | | | | | | | | | В3 | 4 | у | п | р | а | в | л | е | н | и | е | | | | | | | | | | | | | | В3 | 5 | у | п | р | а | в | л | е | н | и | е | | | | | | | | | | | | | | В3 | 6 | п | р | и | м | ы | к | а | н | и | е | | | | | | | | | | | | | | В3 | 7 | 5 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | В3 | 8 | у | п | р | а | в | л | е | н | и | е | | | | | | | | | | | | | | В3 | 9 | 5 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | В3 | 10 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Максимальное количество баллов – 10. Баллы | Оценка | 9–10 | 5 | 7–8 | 4 | 5–6 | 3 | 4 и менее | 2 |
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|