Преподавание русского языка Словообразование. Орфография. 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.02.28 Просмотров: 6 Румбах Екатерина Владимировна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по научно-методической работе Цели урока:
Практический аспект: систематизировать орфографические навыки, отработанные в ходе изучения темы. Оборудование: электронный тренажёр “СЛОВАРЬ 2”, электронная презентация (Приложение 1), карточки с алгоритмами, карточки с деформированными текстами, тестовые задания на каждого учащегося. План урока
Ход урока1. Оргмомент.Дидактическая задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке. Содержание этапа: взаимные приветствия учителя и учащихся. 2. Целеполагание.Дидактическая задача этапа: организовать и направить к цели познавательную активность учащихся. Содержание этапа: выведение темы, целей, показ практической значимости повторяемого материала. Содержание учебного материала: – Ребята, сегодня на уроке нам придётся очень много работать с информацией. Кому по роду профессии приходится это делать? (журналистам, сыщикам, военным и т.д.) – Действительно, чтобы быть профессионалом в любой области, надо постоянно самосовершенствоваться. Для этого надо не только обладать определённым набором профессиональных знаний, умений и навыков, Но и ещё и вниманием, эрудицией, развитым мышлением. Сегодня на уроке, как обычно, мы будем развивать и эти качества. Ваше первое задание – “Шифровка”. Для того, чтобы узнать нашу сегодняшнюю тему, её необходимо расшифровать. Задание. Из предложенных кусочков соберите тему. (На слайде и на карточках) Проверка. – Что явилось “ключом” к этому шифру? (обозначение частей слова). – Для чего нам необходимо знать словообразование и орфографию? (это основа грамотности!) 3. Выполнение упражнений обобщающего и систематизирующего характера.Дидактическая задача этапа: обобщить и систематизировать знания и умения, полученные в ходе изучения темы. Содержание этапа: закрепление полученных знаний и умений; отработка умения оперировать полученными ранее знаниями. Содержание учебного материала: – Профессионал должен быть профессионалом во всём: обязательно знать законы, по которым он действует, обладать широким кругозором. Обладаем ли мы с вами этими качествами? Проверим! Диктант “Угадай словечко!”
– Определите, какие орфограммы вам встретились. – Назовите их (слайд)
– Какие слова соответствуют каждой группе орфограмм?
Слайд, гиперссылки 1. Расчертить, охранять. 2. Пассажир, горизонт. 3. Сложение, расти, слагаемое, расстелить, собирать, ростовщик, отрасль, зарасти, блестеть. 4. Сложение, слагаемое, собирать, отрасль, зарасти, сделка, подслушивать, охранять. 5. Расчертить. – Всего в нашем диктанте было 16 слов. Поставьте себе то количество баллов, сколько слов вы записали правильно, безошибочно. Корректор. – Итак, господа следователи, продолжаем наши тренировочные занятия. У вас на партах текст. Давайте его прочтём и попробуем определить, на каком языке он написан. На закате падул халодный ветер, пошол мелкий касой дожть. В такую погоду мы возврощались из деревни, разполажившейся рядом. Ветер затруднял хотьбу, капли заберались под воротник. Реско похолодало. Дорогу, поле, луг, ростения: всё вокруг затинуло тонким слоем льда. Он с хрустом расламывался под ногами. – Почему трудно было читать? (много орфографических ошибок) – Что необходимо сделать, чтобы перевести “с русского на русский”? (исправить ошибки) – Ваша задача: выписать неверно написанные слова в исправленном виде, выделить в них орфограммы, выполнить задания после текста. /2 человека работают около доски: один выписывает слова, второй работает над заданиями/ Дополнительные задания. 1. Найти слова, соответствующие схеме приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание, суффикс. К какой части речи относятся эти слова? 2. Найти предложение с неверно расставленными знаками препинания. Выписать его в исправленном виде, графически объяснить постановку знаков препинания. Взаимопроверка. Учащиеся, работавшие около доски, комментируют выполненные задания. – Поставьте, пожалуйста, количество баллов: по 1 за каждое правильно записанное слово и правильно выполненное задание. – Молодцы! Мы постарались с вами повторить большую часть того материала, который был изучен нами по теме “Словообразование и Орфография”. А сейчас пришло время проверить, насколько хорошо каждый из вас усвоил знания по этому разделу. Работа по группам. Тестирование/тренажёр. – Делимся на две группы: одна работает с тестом, вторая с программой “Словарь 2” (Приложение 3). Работая с тренажёром, придерживайтесь инструкции. Время работы ограничено! Работа по 10 минут. 1 группа. Инструкция по работе с программой “Словарь 2”. Инструкция
Те слова, в которых вы допустили ошибки, перепишите в тетрадь. Составьте с ними словосочетания. 2 группа. Итоговый тест по теме “Словообразование и орфография” Фамилия, имя____________________________________________ Инструкция к выполнению теста.
Желаю удачи! 1.В разделе Словообразование изучается: A) Звуковой состав и основные звуковые процессы. 2. Укажите морфемный состав слова: A) окончание, основа, приставка, суффикс, часть речи 3. Изменяема часть слова, которая служит для связи слов в предложении и для выражения форм числа, падежа, рода, лица: A) суффикс; 4. Слово, не входящее в ряд однокоренных: A) Ножевой. 5.Укажите форму слова красивый: A) Красота. 6. Укажите правильный разбор по составу: A) Про-бирает-ся. 7. Укажите ряд слов с неизменяемыми приставками: A) о..дать, и…расходовать, ра…жечь. 8. Укажите ряд слов с изменяемыми приставками: А) на…писать, пре…положение, …делать. 9. Укажите ряд слов с гласной И в корне. А) раст…реть, проб…раться, зап…рать. 10. Укажите ряд слов, в котором пропущенные буквы расположены в следующем порядке: О-О-А А) отр…сль, предл…жение, р…стовщик 11. Укажите ряд слов-исключений: А) р…ст, прор…стать, р…стение. ТЕСТ ЗАВЕРШЁН 4. Подведение итогов урока.Дидактическая задача этапа: подвести итоги работы на уроке. Содержание этапа: рефлексия. Соотнесение целей, поставленных в начале занятия, с достигнутым результатом, комментирование ответов обучающихся, оценка знаний, умений и навыков, продемонстрированных ими во время урока. – Каждый из вас в начале урока поставил определённую цель. Что сегодня у вас получилось, что ещё требует доработки? Какую цель мы можем поставить на наши последующие занятия? Комментарий и выставление отметок. 5. Домашнее задание.Дидактическая задача этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Содержание этапа: информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, проверка понимания методики выполнения задания. На выбор:
– Спасибо за урок! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |