Преподавание литературы "О Родина святая". Молитвы родной природы в русской лирике. 6-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.02.27 Просмотров: 5 Маевская Ольга Станиславовна, учитель русского языка и литературы Цели урока. обучающий аспект: - уметь самостоятельно анализировать художественное произведение ранее изученным способом в измененной ситуации; - уметь выразительно читать; - уметь пользоваться понятиями “художественные средства”: эпитеты, сравнения, инверсия; - уметь обнаружить связь между текстом и возникающим образом; - уметь определить позицию автора. развивающий аспект: - развивать навыки сравнительного анализа; - развивать умения аргументировать свою позицию; воспитывающий аспект: - воспитывать чувство любви к родной природе; - формировать навыки совместной деятельности. Компетенции: - коммуникативная (навыки сотрудничества и взаимодействия при решении общих учебных задач), - ценностно-смысловая (умение делать самостоятельные выводы на основе анализа и сравнения информации). Тип урока: урок комплексного применения знаний. Этапы урока: 1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. 2. Этап применения знаний и способов действия; 3. Итог на рефлексивной основе; 4. Домашнее задание. Ход урока
4. Дополнительные вопросы по содержанию стихотворения третьей и четвёртой группе: Вопрос 3 группе: - Чем отличаются начало и концовка стихотворения? (Концовка звучит более пессимистично, усиливается состояние тоски, безысходности, сгущается тьма, исчезают яркие краски – солнца нет, ковыль не золотится – цепи теряют эпитет “звонкие”, они не взметают пыль, а метут дорогу, причём повтор “метут” подчеркивает монотонность, бесконечность движения; также в конечной строфе возникает антитеза: свобода, воля противопоставлены цепям) Вопрос 4 группе: - Автор не выражает прямо своего отношения к тому, что изображает, но можно ли понять, определить это отношение? Благодаря чему? (Любовь, чувство своего родства, близости к родному краю. Это помогают понять художественные средства, использованные автором: эпитеты, сравнения, повторы, инверсия). 5. Какой же вывод можно сделать? Что общего во всех стихотворениях о родной природе? (Во всех стихах изображается простор, бесконечность, безбрежность, безлюдье равнин, степей, полей; широту, раздолье, размах подчёркивает конский бег*. Эти картины природы погружают героев в глубокое раздумье, вызывают в них чувство одиночества, грусти, тоски, соединенное с любовью к родной стороне, с чувством жалости к ней.) 6. Как же объяснить это странное чувство, почему любовь к родном краю сливается с грустью, даже тоской? Прочитаем стихотворение А.Н. Плещеева “Отдохну– ка, сяду у лесной опушки”(1861). В ходе фронтальной работы в тетрадях и на доске появляется следующая запись. - Как построено стихотворение? (С помощью антитезы).
- Найдите эпитеты, сравнения, инверсию в стихотворении. Когда автор использует эти художественные средства и почему? (Автор использует художественные средства при описании родного края. Ему неинтересна и ничем не дорога “дальняя сторонка”, ему нечего сказать о ней, все его чувства обращены к родному краю, любовь к которому он выражает и прямо, и через использование художественных средств). - Как заканчивается каждая строфа стихотворения? (Риторическими вопросами). Можно ли ответить на них? (Думается, можно. “Дорого и мило” потому, что своё, родное, близкое, единственное). - Определите размер этого стихотворения. (Хорей). Случайно ли, что из 5 стихотворений, прозвучавших на уроке, четыре написаны хореем? (Хорей - это “фольклорный” размер, чувства, выражаемые в стихах поэтами, близки и понятны всем русским людям. Кстати, именно в среде простых людей, в деревнях и сёлах вместо слова “любить” раньше употребляли слово “жалеть”, и такая “любовь – жалость” отразилась и в этих стихах.) 7. Какие мысли, идеи объединяют “Очерк зимнего дня” С.Т. Аксакова, главу из книги Д.С. Лихачёва “Земля родная” и прозвучавшие на уроке стихотворения? (Это любовь к родной земле, ощущение своей неразрывной связи с её судьбой и природой, понимание русского пейзажа как широкого вольного пространства, несмотря на свою “обыкновенность, близкого сердцу каждого русского человека). 8. Домашнее задание. Прочитать стихи А.К. Толстого “Колокольчики мои” и “Край ты мой, родимый край” и И.С. Никитина “Ярко звёзд мерцанье” и ответить на вопрос: что у них общего с прозвучавшими сегодня стихотворениями и чем они отличаются. *“Быстрая езда – это тоже стремление занять побольше места” - Д.С. Лихачёв “Земля родная”. Стихи для анализаИван Захарович Суриков(1841–1880) Степь
Алексей Николаевич Плещеев(1825–1893) * * *
Афанасий Афанасьевич Фет(1820–1892) * * *
Николай Платонович Огарев(1813–1877) Дорога
Алексей Константинович Толстой(1817–1875) Колодники
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |