Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Разработки уроков по русскому языку
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Разработки уроков по русскому языку


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.02.23
Просмотров: 6

Качковская Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы

Наше время – время перемен. Очень важно, чтобы дети были творчески развитыми, т.к. социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. А для этого нужна правильная организация учебного процесса, индивидуальной работы учащихся.

Индивидуальная работа на уроке входит органической частью во все звенья процесса обучения. В зависимости от содержания, характера уч. материала задания могут быть простыми, сложными, непродолжительными, длительными по времени, требующие от учащихся интенсивной познавательной деятельности. Все задания индивидуальной работы должны быть творческого характера, т.е. не имеющие однотипного решения, способствующие ребенку мыслить согласно своим возможностям и способностям. При этом задания должны требовать от учащихся случайных умственных операций:

– анализ;
– обобщение;
– классификация;
– изучение причин;
– проигрывание возможных воздействий;
– стратегия предотвращения ошибок;
– умение придумать, продолжить, закончить (напр., рассказ).

Анализ передового пед. опыта и результатов исследований позволяет констатировать, что рационально организованная и систематически проводимая учителем, согласно требованиям, на уроке индивидуальная работа учащихся способствует овладению всеми учащимися глубокими и прочными знаниями, активизация умственных операций, развитию познавательных сил и способностей к интеллектуальной длительной деятельности.

Организация индивидуальной работы учащихся на уроке не снижает руководящей роли учителя Правильная работа самостоятельного умственного труда учащихся требует от учителя большого мастерства и высокой методической подготовки. Учитель организует индивидуальную работу, зная особенности и конкретные затруднения отдельных уч-ся, планирует ход умственных операций, проявляя индивидуально – дифференцированный подход, способствует накоплению определенного фонда знаний и формированию у ребят необходимых приемов умственной деятельности, приемов усвоения знаний, приемов правильного анализирования, синтезирования, соотношения, сопоставления, приемов полноценных обобщений, аналогий и абстрагирования.

Исключительно важное значение для правильной организации индивидуальной работы как средства развития творческого мышления уч-ся имеет рациональная постановка всей подготовительной работы учителя с классом, предваряющей выполнение учащимися уч. задания индивидуально.

Включая индивидуальную работу уч-ся в уч. процесс урока, мы отнюдь не считаем целесообразным упразднение домашней учебной работы уч-ся. То, что учащиеся благодаря рационально организуемой и систематически проводимой на уроке индивидуальной работе будут лучше усваивать уч. материал, создает возможности для лучшей организации и упорядочивания домашней работы.

Цель наблюдения, выявить

1) особенности организации индивидуальных работ на уроках гуманитарного цикла;
2) с какой целью учитель организует индивидуальную работу уч-ся на уроках гуманитарного цикла;
3) какие задания в индивидуальной работе учитель использует для развития творческого мышления уч-ся младших классов;
4) как часто учитель использует на уроках гуманитарного цикла индивидуальные работы для развития творческого мышления детей;
5) как дети относятся к выполнению индивидуальных работ творческого хар-ра.

Карта наблюдений особенностей организации индивидуальной работы на уроках гуманитарного цикла.

Цель беседы (с учителем):

1) выявить особенности организации индивидуальной работы на уроках гуманитарного цикла младших школьников;
2) выяснить, какие виды упр. использует учитель для развития творческого мышления уч-ся на уроках гуманитарного цикла.

Вопросы

– Как часто и систематически ли проводится индивидуальная работа на уроках гуманитарного цикла?
– Каковы особенности в организации индивидуальной работы уч-ся мл. кл. на уроках гум. цикла?
– Какие виды индивидуальной работы чаще всего организуются на уроках гум. циклах? Какие из них наиболее успешные?
– Какие задания вы используете для развития творческого мышления детей младшего шк. возраста?
– Как дети относятся к индивидуальной работе?
– Есть ли трудности в организации индивидуальной работы для развития творческого мышления детей на уроках гум. цикла?
– Как вы преодолеваете трудности в организации индивидуальной работы?

Изучение гибкости мышления при создании слов.

Дается слово ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ. Необходимо из букв этого слова составить как можно больше новых слов. Время выполнения задания – 5 минут. Два раза одну и ту же букву в словах использовать нельзя. Задание предъявляется на отдельном листе, на котором ребёнок записывает и свои слова.

Для оценки гибкости мы подсчитываем количество верно составленных слов.

Высокий уровень развития способности 9 и более слов.

Средний уровень – 7–8 слов.

Низкий уровень – 6 и менее слов.

Изучение гибкости конструирования фраз по начальным буквам слов

Данное задание было предложено для изучения творческого мышления американского психолога Дж. Гилфорда в 1959 г.

Детям предлагается написать как можно больше предложений из 4-х слов, в которых каждое слово начинается с указанной буквы.

В______________У____________В____________М

Задание, так же как и предыдущее, предъявляется на отдельном разлинованном листе.

Для оценки гибкости конструирования фраз подсчитывается количество верно составленных предложений. Фраза должна обязательно выражать какой-то смысл, а слова в предложении быть согласованы по родам, лицам, числам и падежам. Добавлять др. слова или предлоги не разрешается Указанные буквы можно использовать в качестве предлогов.

Время выполнения задания – 5 мин. Результаты задания занесены в таблицу.

Таблица 1

Уровень развития способностей (кол-во предложений)

Высокий уровень

Возраст детей
8 лет
Средний уровень 3 и более
Низкий уровень 0–1

Изучение речевых творческих способностей на уроках русского языка.

Тест рассчитан на детей 7–8 лет, умеющих писать и знакомых с понятием (родственные, однокоренные слова”. Время выполнения заданий теста: задание 1-е-5мин; Задание 2-е – 2–5мин: задание 3-е – 5мин; задание 4-е – 20мин. Общее время выполнения теста составляет 35 минут.

Детям предлагают следующие задания.

Задание 1.

Записать за 5 мин как можно больше слов, т.о., чтобы следующее слово начиналось с последней буквы предыдущего. Продолжить словарный ряд: адрес, салют...

Задание 2.

Составить и записать как можно больше слов из букв слова ПИЛКА.

Задание 3.

Подобрать и написать как можно больше слов, родственных слову СНЕГ.

Задание 4.

Составить и записать окончание сказки: “Жил-был врач в сельской местности. Был у него дом, а собаки не было.

Однажды он ушел на вызов к больному, а вместо собаки оставил дома чернильницу. А тут как раз решил залезть в его дом вор...”.

Оценка результатов заданий теста:

В 1, 2 и 3-м заданиях подсчитывается количество верно написанных слов. В 4-м задании ответ ребенка оценивается по пятибалльной шкале:

1 балл – ребенок отказался от выполнения задания.

2 балла – не написано ни одного целого предложения. Написанное представляет набор словосочетаний или отдельных слов.

3 балла – написано хотя бы одно целое, законченное предложение.

4 балла – написано хотя бы два законченных предложения. Предложения связаны логикой и единым замыслом.

5 баллов – написанная ребенком сказка имеет конец. Ясно выражена идея произведения, можно выделить кульминацию и выводы.

Количество слов в первых трех заданиях и оценку по четвертому заданию складываем и получаем суммарный балл по тесту.

Определить его значение можно по следующей таблице.

Таблица 2

Высокий уровень развития 13баллов и более

Умеренно высокий уровень 11–12 баллов

Средний уровень развития 10 баллов

Умеренно низкий уровень развития 8–9 баллов

Низкий уровень развития 7 баллов и меньше

Учимся планировать преобразования предметов и слов.

Попробуй переделать один предмет в другой. Это делается поэтапно, на каждом этапе можно менять только один признак предмета.

Например, как столб превратить в нору. Сперва столб можно сделать полым внутри, затем распилить на более короткие части, потом одну из частей вкопать в землю. Сколько способов ты можешь придумать?

Нора – столб

Дверь – велосипед

Клумба – батарея отопления

Бутылка дом

Дерево – ботинок

Учимся представлять последствия событий

Выбери одну из причин. Объясни свой выбор:

а) Снег начал таять потому, что

...ярко светит солнце

...повысилась температура воздуха

...подул южный ветер

...наступила весна

...температура стала выше нуля

б) Слово “Марина” пишется с большой буквы потому, что

...это имя девочки

...все имена пишутся с большой буквы

...так принято писать

...по-другому будет считаться ошибкой

в) Колобок не сумел уйти от лисы потому, что он

...был простофилей

...Лиса была хитрая

...Лиса перехитрила Колобка

...Лиса съела Колобка

Учимся объяснять образное сравнение

Объясни, что означает выражение, придумай короткие истории, объясняющие их смысл.

Золотая середина ___________

Золотые руки ______________

Козел отпущения ___________

Рыльце в пуху ______________

Белая ворона _______________

Не все золото, что блестит ____

Не красна изба углами, а красна пирогами ______________

Волков бояться - в лес не ходить ______________________

Не плюй в колодец - пригодится воды напиться __________

Учимся подбирать слова, противоположные по значению

В сравнении разных предметов (лиц) нужно сопоставлять только признаки, противоположные по значению. Найди ошибки и исправь их.

На тарелке лежало два яблока: одно было зеленое, а другое кислое

Было у одной вдовы 2 дочери: одна была красивая и работящая, а другая сварливая и злая.

Было у отца двое сыновей. Старший был умен и толков, все у него ладилось, а младший дурень ничего как следует не понимая.

У меня собака большая, умная, а у тебя маленькая, некрасивая. У меня картина яркая, красочная, а у тебя грустная.

Учимся классифицировать и соединять слова в предложение

Среди написанных ниже слов выдели такие группы, которые могут быть обозначены одним общим словом или словосочетанием.

Животное, пихта, сосна, растение, кролик, щука, рысь, корова, овца, лось, береза, мак, василек, дерево, цветы, липа, дуб, волк, лошадь, хищник. Получившуюся группу слов выпиши в столбик

а) б) в)

г) д) е)

Учимся согласовывать слова в предложении

1. Расставь строки стихотворений в нужном порядке:

Но стена тюрьмы крепка,
Два железные замка.
Ночь темна. Лови минуты!
У ворот ее замкнуты.

Н.П. Орлов

В косматой его бороде
Трещит по замерзлой воде,
Идет, по деревьям шагает,
И яркое солнце играет

Н.А. Некрасов

Закипит громада вод,
Смело, братья! Туча грянет,
Глубже бездна упадет!
Выше вал сердитый встанет.

Н.М. Языков.

2. Напиши как можно больше предложений, у которых слова начинались бы с указанных букв.

Б У... Ж... Б...

С О... Н... С

С... О... Н... С

Учимся придумывать сказки

Придумай продолжение сказки:

“Жил-был в сельской местности один доктор. Он часто ходил на вызовы к больным в другие деревни, а собаки в доме у него не было, поэтому он всегда беспокоился за свое добро.

Однажды доктор решил оставить охранять свой дом чернильницу. Как раз в это время в дом решил забраться вор. Он перелез через забор, открыл дверь и ...”

(Продолжи, пожалуйста, рассказ и объясни, почему вор убежал.)

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1. Буквенный состав слова:

Согласные буквы Гласные буквы
А О У Ю Е
Б 1 2 3 4 5
Г 6 7 8 9 10
Д 11 12 13 14 15
Ж 16 17 18 19 20

Придумай как можно больше слов, которые бы начинались с комбинации букв А и Б (кл. № 1). Например: бакен, балка, банда, бар, абажур, аббат, абрикос и т.д.

Клетка № 1. Слова ____________

Клетка № 2. Слова _____________

Клетка № 3. Слова _____________

Клетка № 4. Слова ______________ и так далее.

2. Предложение и части речи.

Члены предложения

Части речи

Сущ Местом. Прил. Гл. Нареч.
Подлежащее 1 2 3 4 5
Сказуемое 6 7 8 9 10
Определена 11 12 13 14 15
Дополнение 15 17 18 19 20
Обстоятельство 21 22 23 24 25

Придумай и напиши такие предложения, в которых члены предложения выражались бы сочетаемыми с ними частями речи.

Если член предложения не может быть выражен сочетаемой с ним частью речи, то вместо предложения ставится прочерк.

№ 1. ______________

№ 2. ______________

...

...

...

№ 25. _____________

Заключение

Проблема развития творческого воображения младших школьников – одна из самых актуальных проблем процесса воспитания. Она волнует и родителей и учителей.

Исследовав психолого-педагогическую литературу по развитию творческого воображения младших школьников, нами были сделаны следующие выводы.

1. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, ибо творчество – норма детского развития. Воображение выступает как познавательная деятельность, осуществляемая на основе мысленной программы, фиксирующей цели, задачи, потребности субъекта; принимает участие в процессах порождения потребностей, формирует “я” младшего школьника. Именно поэтому необходимо учитывать интересы, психологические и возрастные возможности младших школьников.

2. В возрастной психологии деятельность воображения в основном исследуется в процессе анализа детских рисунков, ролевой игры, а также результатов словесного творчества. Однако, как таковых, методик диагностики творческого воображения не существует, поэтому используются тесты: Роршаха, Айзенка; опросники: Шиона, Гордона и различные методы Критериями развития творческого воображения выступают его оригинальность, новизна и неповторимость, простота и изящество.

3. В младшем школьном возрасте развитие воображения неразрывно связано с усвоением знаний и овладением умений. При определенной организации занятий и игры в этом возрасте формируются такие виды деятельности ребенка, которые обеспечивают достаточно высокий уровень развития воображения.

4. На сегодняшний день благодаря сотрудничеству педагогов и психологов разработано достаточно большое количество методических приемов развития творческого воображения младших школьников. Это и индивидуальный подход к прошлому опыту, занятиям ребенка, и объективация его представлений, и драматизация, а также различные виды творческих сочинений, коллективное творчество, проблемные ситуации, сюжетно – ролевые и интеллектуально – развивающие игры, аутотренинг.

5. Важным фактором развития творческого воображения младших школьников является педагогическое творчество учителя на уроках. Учитель руководит и контролирует творческую деятельность учащихся. Задача учителя – создать условия, необходимые для формирования у мл шк. Развернутой и полноценной учебной деятельности, что в свою очередь будет способствовать психическому развитию детей, в том числе и развитию творческого воображения. Поэтому, для успешного развития творческого воображения необходимы следующие условия:

– уч-ся имеют широкое познание об окружающей действительности;
– деятельность способствует раскрытию внутреннего мира ребенка;
– в процессе учебной деятельности использовать систему занятий для развития воображения;
– создавать положительные межличностные отношения.

Из всего этого с очевидностью вытекает, что преподавание должно быть построено таким образом, чтобы работа воображения школьников пронизывала весь учебный процесс, по всем учебным предметам, все годы обучения, т.к. процесс воображения важен для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка, необходимо всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации учебной деятельности. Поэтому мы разработали рекомендации для педагогов-практиков.

Гипотеза исследования подтверждена, но мы не претендуем на полноту исследования. Работа по данной проблеме должна быть продолжена.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21