Преподавание русского языка Разработка урока по русскому языку в 6-м классе по теме: "Местоимения – прилагательные в языке и речи"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.02.23 Просмотров: 5 Рязанова Александра Яковлевна, учитель русского языка и литературы При составлении разработки урока по русскому языку и в результате ее практической реализации учителем используется трехступенчатая базовая модель технологии РКМЧП. Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока: – подготовительный – стадия вызова; – собственно восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла); – присвоение информации – стадия рефлексии. На данном уроке были поставлены и осуществлены следующие цели и задачи. Цели: 1.Образовательные: – повторить и систематизировать полученные ранее (в 5-м классе) знания о местоимении; – дополнить полученные ранее знания новыми; – соотнести знания о местоимении со знаниями о других частях речи; – выделить параметры, по которым местоимение определяют как часть речи. 2. Развивающие: – формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи; – развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); – вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике. 3.Воспитательные: – воспитывать активное и сознательное, а не “потребительское” отношение к изучению русского языка; – создание на уроке положительной культурно-речевой среды и атмосферы комфортного доверительного общения. Задача: довести до сознания учащихся мысль о том, что “местоимения – это слова, объединенные в одну часть речи только по их значению “указательные слова”; постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме. Оборудование: раздаточный материал (информационные тексты, таблицы); опорная схема-кластер на доске; плакат на доске “Кувшин эмоций”. Проведенный урок полностью соответствовал внедряемой технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”. Помимо четкого соответствия требуемой структуре используемой технологии (стадия вызова – стадия осмысления – стадия рефлексии), на уроке были использованы и некоторые элементы новизны, подтверждающие творческий подход учителя к разработке и проведению урока. Это: 1).Использование цветового теста на стадии вызова и стадии рефлексии с целью увидеть объективную картину эмоционального настроения учащихся в начале и в конце урока. В начале урока из 20 учеников 3 человека выбрали черный цвет, 4 – зеленый, остальные – красный, желтый и синий. В конце урока зеленый цвет выбрали 10 учащихся, черный – ни один, все остальные – красный, желтый и синий. Это говорит о том, что урок был проведен успешно с максимальной пользой для учащихся. (Черный цвет – негативное отношение ко всему окружающему, в том числе и к уроку; зеленый – желание быть лидером ,быть лучше, потребность в похвале, , стремление получить только “5”.) 2).Очень важным элементом урока является самостоятельная формулировка темы и целей самими учащимися, то есть целеполагание. (Не учитель литературно и правильно формулирует тему и цели. (Это он фиксирует у себя в планах.) А именно дети ставят для себя осуществимую для каждого цель и достигают ее). Этому способствует правильная подготовка учителем учащихся на стадии вызова. 2). Развитие образного, слухового, чувственного и эмоционального восприятия материала, взаимодополняющих друг друга и дающих возможность создать ребенку целостную картину “мира”. 3).Кластер, то есть последняя, базовая схема, которая остается у ребенка и в памяти, и на бумаге и где занесена только правильная, выверенная информация, учитель использует на последней стадии рефлексии, а не на стадии вызова , затем рефлексии, как рекомендует уважаемая С.В.Столбунова. 4).В силу того, что на уроке не было практического применения полученных знаний, возможно и являющегося недостатком, по мнению некоторых педагогов, эта работа была выполнена дома (задания прилагаются) и на последующих уроках. 5) Подтверждением эффективности и результативности урока является то, что дети не просто выучили материал и прекрасно выполнили домашнее задание, но и то, что они как бы “пережили” его, “прочувствовали” вместе с учителем. Скажу образно: “Урок прошел на одном дыхании!” Последующие уроки посвящены не теоретическому материалу, а практической его отработке. 6) На мой взгляд технология “Развитие критического мышления через чтение и письмо” является эффективной, имеет хорошие положительные результаты; разработана для ученика, чтобы максимально приблизить его к процессу познания русского языка и чтобы от этого он получил моральное удовлетворение. Данная технология очень тесно связана с технологией личностно ориентированного и развивающего обучения. Она “учит не преподносить истину в готовом виде, а находить ее”. Надеюсь, что она принесет “хорошие плоды”. Ход урока.Мой верный друг! Мой враг коварный! В.Брюсов. 1.Оргмомент.Слово учителя. Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество. Первая стадия. Стадия вызова Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека. Давайте перечислим то, что вы видите вокруг себя:…. (учащиеся называют предметы, которые их окружают). Это все создано разумом и руками человека. Но самое поразительное и мудрое, что создало человечество,– это язык, главная задача которого состоит, как вы думаете, в чем?.... (Предполагаемые ответы детей.) Главная задача языка заключается в том, чтобы помогать нам понимать друг друга при общении. Общаясь между собой, мы употребляем самые различные части речи. Давайте вспомним и перечислим их… (Учащиеся перечисляют части речи, разграничивая самостоятельные и служебные.) Из шести самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только одна из них не обозначает, а….. – Что же она делает? Ответить на этот вопрос нам поможет эпиграф урока. (Учитель читает эпиграф. Это отрывок из стихотворения известного русского поэта серебряного века Валерия Брюсова “Родной язык”). Вопросы: – Кого в этих стихотворных строчках Валерий Брюсов называет другом и врагом, царем и рабом? Какой художественный прием он при этом использует? (Антитезы) – Как вы понимаете выражение “мой язык”? – С какой целью автор употребляет его несколько раз, и к какой части речи оно относится? (Предполагаемый ответ: “Это местоимение. Оно придает оттенок искренности и обобщенности, одновременной отнесенности к каждому из нас.) Ваши ответы дополнит небольшое сообщение….. Сообщение ученика №1: Известно, что местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой. По богатству красок и эмоциональности первое место занимают личные местоимения. Перечислите их, пожалуйста. (Учащиеся перечисляют). Второе место занимают притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой), а третье – неопределенные (какой-то, чей-то, кто-либо, кое-кто..). О них мы будем говорить далее. Многие русские поэты в своих стихотворениях любили использовать различные разряды местоимений. Например: А.С.Пушкин писал: “Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы..”, используя местоимение мой, которое воссоздает чувство близости и родства. А в стихотворных строчках Сергея Есенина: “Я снова здесь, в семье родной,// Мой край, задумчивый и нежный!..” местоимения я и мой воссоздают чувство родства между поэтом и краем. Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Они как бы притягивают к себе. Слово учителя: -Ребята, а вы могли бы привести примеры стихотворных строчек с использованием местоимений. (Учащиеся приводят свои примеры…) – Сообщение…. поможет вам сформулировать и записать цель урока. (Учащиеся записывают и озвучивают цель). Второй этап. Смысловая стадия. Ребята, давайте вспомним и самостоятельно запишем уже известную вам о местоимении информацию. (Учащиеся заполняют первую колонку таблицы “Я знал (а)”)
(После заполнения первой колонки один – два ученика зачитывают записанную информацию.) Уточнить и дополнить сказанное вами поможет сообщение…… Сообщение ученика №2. Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая не называет предметы, их признаки и количество, а только указывает на них. Слово местоимение латинского происхождения: “ПРОМЕН”, что в переводе обозначает “ВМЕСТО МЕНЯ”. Местоимения очень часто встречаются в речи. По частоте употребления они занимают 3-е место после существительного и глагола. Они употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий и указывают на них, в чем и заключается их общее грамматическое значение. Их свойство “указывать” отразилось в названии местоимений “вместо имени”. По соотношению с другими частями речи выделяют следующие группы местоимений: – местоимения-существительные; – местоимения прилагательные; – местоимения-числительные; – местоимения-наречия. (Группы местоимений записаны на доске). Слово учителя: – Ребята, давайте еще раз обратимся к эпиграфу и подумаем, с какой частью речи можно соотнести местоимение мой. Пользуясь информацией, которую вы сейчас получили, сформулируйте и запишите тему урока. (Учащиеся записывают тему и озвучивают ее). – 1.Как вы думаете, какая самостоятельная часть речи поможет нам при изучении группы местоимений прилагательных? (Предполагаемые ответы учащихся.) – Давайте вспомним, что обозначает имя прилагательное? (При необходимости приводится пример.) Вывод, самостоятельно формулируется учащимися. – Значит местоимения-прилагательные указывают на…. признак предмета . (Эту информацию учащиеся записывают во вторую колонку таблицы). – 2.Как изменяются имена прилагательные? – Значит местоимения-прилагательные тоже изменятся по падежам и числам и имеют род. – 3.Какова синтаксическая функция прилагательного в предложении? (Полная форма –определение; краткая – сказуемое.) – Значит…местоимения-прилагательные в предложении тоже являются определениями. В силу того, что они не имеют краткой формы, то сказуемыми быть не могут. (Под номером 4 учащиеся фиксируют во второй колонке: “Местоимения-прилагательные не имеют краткой формы. В этом состоит их отличи от прилагательных.”) Третья стадия. Стадия рефлексии. Слово учителя. А теперь, пользуясь новой информацией и информационным текстом, подчеркните все местоимения-прилагательные и соответственно – их разряд. (Учащиеся, работая в парах, подчеркивают в информационном тексте имена-прилагательные.) После этой работы один ученик идет к доске и составляет кластер урока. Учащиеся эту же работу проделывают самостоятельно в тетрадях. Разряды местоимений-прилагательных.
(После работы с таблицей учащиеся составляют кластер в тетрадях, а один ученик – на доске. Затем информация озвучивается учеником. Подводится итог работы). Практическая отработка полученных навыков.
Мой первый друг, мой друг бесценный! Задание: Назовите употребленные Пушкиным в стихотворении местоимения. Укажите их разряд. Выделите среди них местоимения – прилагательные . Какую роль они играют в данном отрывке? 3. А теперь обратимся к истории и попытаемся определить значение устаревших местоимений. Кирилла Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осматривал его по крайней мере уже в двадцатый раз. (А.С.Пушкин “Дубровский”) (Сим, оным = этим; коих = которых) Дополнительное задание. Вспомните слова и выражения, в состав которых входят устаревшие слова сей и оный. (Сегодня, сию минуту, ни с того ни с сего, ни то ни се, до сих пор, во время оно..) Если учащиеся затрудняются, то учитель на доске делает небольшую подсказку. Восстановите слова и выражения: ….дня, …. минуту, ни с того ни с …, ни то ни …, до …пор, во время … – Какую же роль играют местоимения – прилагательные в нашей речи? Подведение итогов урока. – Ребята, чему вы сегодня на уроке научились? – Назовите ключевые слова урока. – Какую новую информацию для себя получили и достигли ли поставленной перед собой цели? А теперь посмотрите на доску, где вы видите кувшин эмоций и попробуйте оценить свою работу на уроке. Поднимите руку те, кто считает, что он молодец сегодня и доволен собой. А теперь – те, кому еще надо постараться. (Дети называют понравившиеся цвета, которые видят на кувшине..) Учитель объявляет оценки и дает домашнее задание. Дом. задание: выучить теоретический материал; написать мини-сочинение (сказку), героями которой станут местоимения-прилагательные. (Предполагаемое начало: “За тридевять земель, в тридесятом царстве Морфологии жили-были… местоимения-прилагательные…) Дата: _______________________________________________________________ Тема урока: __________________________________________________________ __________________________________________________________ Цель урока: __________________________________________________________ __________________________________________________________ Эпиграф: ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________
Разряды местоимений. (Местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения числительные, местоимения-наречия)
КЛАСТЕР. МЕСТОИМЕНИЯ-ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. Практическая часть. 1 .А теперь давайте вернемся к эпиграфу урока и определим разряд местоимения мой. 2. Прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “И.И.Пущину”. Мой первый друг, мой друг бесценный! Задание: Назовите употребленные Пушкиным в стихотворении местоимения. Укажите их разряд. Выделите из них местоимения-прилагательные. Какую роль они играют в данном отрывке? 3.А теперь обратимся к истории и попытаемся определить устаревшие местоимений и установить их значение. Кирилла Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осматривал его, по крайней мере, уже в двадцатый раз. (А.С.Пушкин “Дубровский”) Дополнительное задание. Вспомните слова и выражения, в состав которых входят устаревшие слова сей и оный. Восстановите слова и выражения: ….дня, …. минуту, ни с того ни с …, ни то ни …, до … пор, во время … Дом. задание: выучить теоретический материал; написать мини-сочинение (сказку), героями которой станут местоимения-прилагательные. (Предполагаемое начало: “ За тридевять земель, в тридесятом царстве Морфологии жили-были … местоимения-прилагательные…) Сообщение ученика №1. Известно, что местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой. По богатству красок и эмоциональности первое место занимают личные местоимения. Перечислите их, пожалуйста. (Учащиеся перечисляют). Второе место занимают притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой..), а третье – неопределенные (какой-то, чей-то, кто-либо, кое-кто..). О них мы будем говорить далее. Многие русские поэты в своих стихотворениях любили использовать различные разряды местоимений. Например: А.С.Пушкин писал: “Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы..”, используя местоимение мой, которое воссоздает чувство близости и родства. А в стихотворных строчках Сергея Есенина: “Я снова здесь, в семье родной,// Мой край, задумчивый и нежный!..” местоимения я и мой воссоздают чувство родства между поэтом и краем. Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Они как бы притягивают к себе. Сообщение ученика №2. Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая не называет предметы, их признаки и количество, а только указывает на них. Слово местоимение латинского происхождения: “ПРОМЕН”, что в переводе обозначает “ВМЕСТО МЕНЯ”. Местоимения очень часто встречаются в речи. По частоте употребления они занимают 3-е место после существительного и глагола. Они употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий и указывают на них, в чем и заключается их общее грамматическое значение. Их свойство “указывать” отразилось в названии местоимений “вместо имени”. По соотношению с другими частями речи выделяют следующие группы местоимений: – местоимения-существительные; – местоимения прилагательные; – местоимения-числительные; – местоимения-наречия. (Группы местоимений записаны на доске). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |