Преподавание литературы Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Вновь я посетил..."Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.02.22 Просмотров: 5 Иванова Татьяна Михайловна, учитель русского языка Цели урока: – развивать учебно-информационные умения на основе учебных текстов; Оборудование: портрет А.С. Пушкина, тексты стихотворения “Вновь я посетил…”, мультимедийная презентация. Форма урока: исследование. Методы и приемы: смысловой анализ текста лирического произведения, работа над извлечением информации, выразительное чтение, метод задач, основанных на обмене информацией. Ход урока1. Организационный момент.Для постановки цели урока для себя надо спросить себя: – Что сегодня мы узнаем на уроке? – Чему мы все вместе научимся? – Что каждый из нас сегодня сумеет сделать? Исходя из темы данного урока, хода предыдущих уроков, когда мы изучали творчество А.С. Пушкина, сформулируйте цели нашего урока сами. Задачи: – изучить историко-биографический материал, связанный с написанием стихотворения “Вновь я посетил…” – раскрыть идейный смысл стихотворения через анализ Объект исследования: творчество А.С. Пушкина (1 слайд) Предмет исследования: стихотворение “Вновь я посетил…” Гипотеза: Если мы обратим внимание на лаконизм описаний, прозрачность, простоту словесных красок, которые А.С. Пушкин вводит в свое стихотворение, определим идейный смысл, сравним логическую последовательность событий с тем, как их изложил автор, то убедимся, что в стихотворении заложен философский смысл 2. Актуализация субъективного опыта учащихся.– С чего нужно начать создание исследовательского текста о стихотворении? (Исследование можно начинать с любого пункта плана: подсказку надо искать в самом стихотворении) – Прокомментируйте этапы исследования (2 Слайд) 1. Историко-биографический материал (Требует знания даты написания стихотворения, фактов биографии автора, которые связаны с лирическим сюжетом или имеют отношение к истории создания лирического произведения) 2. Место стихотворения в творчестве поэта (При определении места стихотворения в поэтике автора требуется отнести произведение к тому или иному периоду творчества поэта, понять контекст, в котором оно создавалось, что невозможно без знания творческого пути художника) 3. Ведущая тема Темы составляют основу любого произведения. Существует тематическая классификация лирики /любовная лирика, лирика дружбы, гражданская и патриотическая лирика, философская лирика, тема поэта и поэзии, тема природы. 4. Лирический сюжет Лирический сюжет связан с каким-то событием. Воспоминание или случайная встреча, сюжетная сценка или созерцание природы становятся импульсом к лирическому переживанию 5. Композиция Деление стихотворения на смысловые части позволяет проследить развитие темы, увидеть смену настроения, вычленить поэтическую мысль, отметить композиционную стройность стихотворения. Принцип композиционного членения подскажут строфы 6. Лирический герой При анализе стихотворения необходимо учитывать проблему соотнесенности лирического героя и автора. Эти отношения могут быть различными. Лирический герой может выступать “двойником” автора. 7. Жанр стихотворения. Сонет, послание, исповедь, песня, элегия, романс, дума 8. Строфа. Двустишие, трехстишие, четырехстишие т. д. 9. Изобразительные средства (Тропы: сравнения, эпитеты, метафоры, стилистические фигуры) 10. Поэтический синтаксис (инверсия, повторы, анафора, эпифора, лейтмотив, рефрен, бессоюзие, перенос фраз) 11. Звукопись (звуковые повторы, ассонанс, аллитерация 12. Размер (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, пиррихий) 13. Ритм и рифма (перекрестная, кольцевая, смежная) 3. Этап изучения нового материала.Работа по группам (тексты № 1, 2, 3, 4). Прочитайте внимательно фрагменты критических текстов и выполните следующее задание: 1.выпишите из текста те сведения, которые будут являться ответом на отдельные пункты плана исследования лирического стихотворения 2. Подготовьте устное публичное выступление на 1-2 пункт плана. Текст №1 Стихотворение “Вновь я посетил…” написано 26 сентября 1835 года в Михайловском. Это итоговое произведение автора. В нем Пушкин подводит итоги своих раздумий о смысле жизни, о своей судьбе и в то же время говорит о будущем, выражает свое утверждение жизни. Стихотворение написано в очень трудное и тяжелое время. Тягостное и двусмысленное положение поэта при дворе усугубилось пожалованием камер-юнкерского звания, нелепого и смешного в его возрасте. Неоплатные долги, расстройство хозяйственных дел. Уже назрел конфликт с великосветским обществом, которое не могло простить поэту его духовного превосходства. Пушкин пытался разорвать этот заколдованный круг. Перед самым отъездом в Михайловское он принимает решение порвать со столичной жизнью, поселиться в деревне, заняться хозяйством Поездка на полтора месяца в Михайловское в начале сентября 1835 г. и явилась такой попыткой вырваться из замкнутого круга столичной жизни, осмотреться, попытаться наладить новую жизнь. Пребывание это вызвало волну воспоминаний о прошлом и раздумья о будущем. Поэтому в стихотворении “Вновь я посетил…” обращение к прошлому сплетается с темой будущего. Текст №2 Стихотворение “Вновь я посетил…” написано 26 сентября 1835 года в Михайловском, куда Пушкин приехал спустя 8 лет. Последние годы жизни тяжело давались поэту. 1834 год явился переломным годом в жизни Пушкина. Накануне нового года он был пожалован в камер-юнкеры, что оскорбило его, так как такие звания обычно давались юношам. Пушкин же был уже не молод. Обстоятельства его жизни складывались трагично: камер-юнкерство бросало тень на Пушкина. Народный поэт, которым Пушкин себя уже осознал, должен быть чистым и непорочным. Поэту хотелось уединения, тишины для осуществления больших творческих замыслов, но он вынужден был служить, чтобы содержать семью. Его угнетало светское окружение. Стихотворение “Вновь посетил я…” делится на три части: приезд в Михайловское, описание природы края, обращение к будущим поколениям. Поэт рисует жизнь в ее постоянном изменении. Он обращается к прошлому, ибо настоящее напоминает об ушедших годах, в самом настоящем уже зреют ростки будущего. Вся художественная ткань произведения дает представление о быстротекущем времени, смене преемственности поколений. В стихотворении речь идет о пяти поколениях: внуке “владений дедовских” и его внуке.
Лирический герой возвращается в то место, где пробыл он в заточении два года. Он говорит о том, что с тех пор прошло десять лет, десять лет прошло после восстания декабристов. В жизни лирического героя много переменилось, переменился и он, покорный общему закону. “Общий закон” – это вечное обновление и торжество жизни. Лирический герой чувствует всю важность и мудрость этого закона. Перемены объясняются возрастом, все же остальное – взгляды, убеждения, отношения к друзьям, к власти – осталось неизменным. В неизменности нравственных и идейных позиций автора убеждают нас последние строки экспозиции: Текст№ 4
Среди этих мыслей о прошлом Пушкина волнует воспоминания о няне. Облик няни теперь, в годы душевной тревоги, в обстановке обострившегося конфликта со “светом”, становится особенно дорогим, близким: Вот опальный домик,
В этих полных нежной признательности стихах сожаление о прошедшем, благодарная память о няне. С образом няни у Пушкина связаны не только личные воспоминания, не только горячая признательность её заботам. Он противопоставляет её простую и цельную натуру, её народную мудрость внутренней пустоте окружавшего её общества. Пушкин рисует пейзаж Михайловского, вид, открывшийся с лесистого холма, на котором он особенно любил сидеть, глядя на озеро:
Пушкин рисует точный, будничный пейзаж – вид озера с рыбаком, тянущим невод, с рассеянными по берегам деревнями, со скривившейся старой мельницей. Это картина, которую он ежедневно наблюдал. Центральное место в стихотворении занимает описание любимых поэтом трёх сосен, вокруг которых раскинулась молодая поросль владений дедовских. Пушкин прибегает к поэтическим средствам выражения: сравнения, метафоры. В основе образа “зелёная семья”. Отсюда и кусты, которые теснятся, “как дети” и старое одинокое дерево – “угрюмый”, “старый холостяк”. Эта метафора разрастается в целые метафорические ряды. Всё стихотворение как бы подготавливает основной образ – образ молодой зеленеющий рощицы, олицетворяющей целое движение жизни, её развития, веру поэта в будущее. Эта картина “племени младого, незнакомого” и вызывает у Пушкина строки полные оптимизма.
Пушкин видит бессмертие в вечной смене материи, в развитии жизни. Он приветствует молодость, те новые поколения, которые придут ему на смену. Мысль о внуке, который услышит в будущем “приветливый шум” тех деревьев, что при жизни поэта были ещё лишь молодой порослью, говорит о неизменном торжестве жизни. И поэтому в мечте поэта внук пройдёт этими местами, с “приятной беседы возвращаясь”, “весёлых и приятных мыслей полон”, то есть в том весёлом бодром настроении, которое рождалось у самого Пушкина от встреч с друзьями.
– Выразительное чтение стихотворения (3 СЛАЙД) ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В ГРУППАХ 1 группа. Какими же увидел Пушкин родные места в 1835 году? – Что же вы видите, ребята? (Зачитайте и прокомментируйте соответствующие отрывки из стихотворения) Что изменилось в природе? Какая конкретно пейзажная картина больше всего привлекла внимание поэта? Почему? (4, 5 слайды) Модельный ответ Опальный домик, холм лесистый, озеро, брега отлогие, покривившуюся мельницу, изрытую дождями дорогу, три сосны. Сокровенные мысли о жизни, о прошлом, настоящем и будущем соотнеслись с поднимающейся в гору дорогой, с тремя соснами, с новой порослью. Лирический герой вглядывается в детали, а у него рождаются размышления самого философского плана. – Что же связывает Пушкина с образом няни? Модельный ответ Не только личные воспоминания, не только горячая признательность за её заботу, он ещё и противопоставляет ее простую и цельную натуру, её народную мудрость внутренней пустоте окружавшего его общества. Вместе с воспоминанием о няне вводится очень важная здесь тема человеческой памяти. В финале произведения лирический герой верит, что его внук “вспомянет о поэте”. 2 группа. Обратим внимание на “форму” этого произведения. Чем необычна форма произведения? Модельный ответ Нет рифмы. Размер – классический пятистопный ямб. Белый нерифмованный пятистопный ямб идеально передает интонацию элегического раздумья 3 группа. Обратите внимание на структуру предложений. Зачем прием переноса понадобился Пушкину? Модельный ответ Автор часто использует прием переноса и части фразы с одной строки на другую. Кажется, что речь Пушкина свободно льется со строчки на строчку, не стесняемая рамками стихосложения 4 группа. В чем находит поэт для себя утешение? Слушаем ответы групп
1 группа – Что подчеркивает пейзаж Михайловского? Пейзаж Михайловского очень точный, будничный, подчеркивает мирный, бедный характер всего края. Поэт нарочно уходит от всего, что перегружало впечатление от скупой и в тоже время прекрасной природы русского севера, уводило от основной мысли о вечном обновлении природы. 2 группа – К каким же поэтическим средствам прибегает поэт, воссоздавая эту картину? Сравнению, метафоре, в основе которой образ “зелёная семья”, уподобляющий зеленую рощицу вместе со старыми соснами единой семье. Отсюда и кусты, которые теснятся, “как дети”, и старое одинокое дерево – “угрюмый”, “старый холостяк” 3 группа – Какое настроение, какие впечатления вызывает заключительная часть?
Эта картина “племени младого, незнакомого” вызывает у Пушкина строки, полные оптимизма, глубокого философского значения:
4 группа – Какова, по вашему мнению, идея этого стихотворения? Пушкин видит бессмертие в вечной смене материи, в развитии жизни, неизменно меняющейся и прекрасной в каждом своем проявлении. Поэт приветствует молодость, те новые поколения, которые придут ему на смену. В этом и есть идея стихотворения, его лирический и философский подтекст. Это идея вечного обновления природы, идея бессмертия: на смену старому вырастает новое – Как же выражена эта идея? (В образе неизменно обновляющегося леса) У: Хорошо, что сохранилось Михайловское. Оно воскресило старые воспоминания, оно вернуло поэта вновь к творчеству. Это стихотворение – завещание поэта, обращенное к будущим поколениям, наполненное бодростью и верой в непобедимость человеческих деяний. Пушкин всегда оставался гуманистом, мыслителем и успел сказать свое последнее слово.
Проведем наблюдение над текстом, проследим, с помощью каких средств переданы в стихотворении чувства лирического героя? Работа выполняется в группах. Подготовьте публичное выступление 1 группа – фонетический уровень (ритм, звукопись, строфика, размер) 2 группа – лексический уровень (значения слов, изобразительно-выразительные средства) 3 группа – Грамматический уровень (части речи, грамматические формы) 4 группа – Синтаксический уровень (структура предложений) 4. Этап первичной проверки результатов работы.Учитель: Заслушайте выступления групп, зафиксировав в тетрадях результаты работы. На основе сделанных наблюдений составьте таблицу, в которой будут определены 4 графы. Предметом вашей деятельности был анализ текста стихотворения “Вновь я посетил.”. Обязательным условием его представления является: вначале зачитать строки стихотворения, назвать средства, с помощью которых переданы чувства лирического героя, поделиться своими наблюдениями, аргументировать их. Модельный ответ 1гр. 2гр. 3гр. 4гр.
Учитель: Обобщим наблюдения, составив связное высказывание по плану. Речевые опоры помогут оформить ваши размышления.
Учащиеся готовят устное высказывание по предложенному плану 6. Этап обобщения знаний и способов деятельности.Учитель: таким образом, проанализировав стихотворение “Вновь я посетил..:”, теперь, когда рассмотрены средства, с помощью которых лирический герой передает свои чувства, сделайте вывод о том, что в лирическом произведении Пушкина заложен философский смысл. Модельный ответ В жизни лирического героя много переменилось, переменился и он, покорный общему закону. “Общий закон” – это вечное обновление и торжество жизни. Михайловское встает перед поэтом как свидетельство об “общем законе” развития жизни. Этот философский смысл и заложен в стихотворении.(7 слайд) 7. Этап рефлексии.– Помог ли анализ лирического произведения понять философский смысл стихотворения? Продолжите фразы: В результате работы на уроке нам открылись Задайте себе вопросы: – Чему я научился на уроке? 8. Домашнее задание.Письменное размышление “Что я думаю, читая стихотворение “Вновь я посетил…” Вариант письменного размышления. “Что я думаю, читая стихотворение “Вновь я посетил…” Читаю стихотворение Пушкина, и вновь со мною поэт говорит, ненавязчиво приглашая посетить с ним любимый “уголок земли”, село Михайловское, колорит которого поэт создает с документальной точностью, во всей конкретной неповторимости: “опальный домик”, “озеро с отлогими берегами”, “ холм лесистый”, заветные “ три сосны”, “младая зеленая роща”. Вспоминая няню, поэт не забывает сказать о рыбаке, что “тянет за собой убогий невод”. Читая все это, я чувствую, как бесконечно мило все Пушкину в этом “уголке земли” Как хорошо, что в тяжёлые годы ссылки он ощутил полноту жизни с её радостями, горестями, грустью, тоской, одиночеством и теплом общения с близким человеком. Отсюда эпитет к этим годам – “незаметный”, а также необыкновенное признание: Минувшее меня объемлет живо… Глагол “объемлет” как нельзя лучше дает понять внутреннее состояние поэта. И от мыслей об этом незабвенном уголке Пушкин естественно и незаметно переходит к раздумьям о земной жизни вообще, о смысле человеческого бытия, о будущих поколениях, которым суждено воспринять и почувствовать ту же полноту и сложность жизни. Читая стихотворение, вбираешь в себя все мотивы пушкинской лирики: любовь к земному, светлую грусть от сознания быстротечности человеческой жизни, мудрую веру в бесконечность смены поколений, торжествующей над разрушением и тленом. Стихотворение, написанное более удобным для разговорной интонации пятистопным ямбом, насыщено большой философской мыслью: надо верить в вечное развитие и прогресс человечества. Таков итог Пушкина – поэта, таков и мой итог после чтения стихотворения “Вновь я посетил...” И, наверное, я не ошибусь, если скажу, что Пушкин чувствовал себя не только лириком, но и летописцем человеческой жизни. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |