Преподавание русского языка Методические рекомендации к уроку русского языка в 5-м классе по теме "Повелительное наклонение"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.02.21 Просмотров: 5 Захарова Оксана Анатольевна, учитель Цели урока:
Оборудование: напечатанный для каждого ученика отрывок из рассказа В.Драгунского ":Бы" и лист самооценки, дидактические материалы для магнитной доски, "Толковый словарь русского языка" С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой, учебник для 5 класса по русскому языку. Время проведения: 45 минут Организационный момент Дидактическая задача: выявить уровень психологической готовности к уроку, создать положительный эмоциональный настрой. Языковая разминка Дидактические задачи: создать условия для совершенствования орфографического навыка, определить объект исследовательской деятельности (глагол как часть речи) учащихся на уроке. - Какая часть речи является предметом разговора на последних уроках русского языка? (Глагол) - Прочитайте предложенный текст (1 человек читает текст вслух, остальные - про себя), во время чтения выделите глаголы. Предложенный для работы текст предлагается ниже. Один раз я сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что даже сам удивился. Я надумал, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые. :Например, мама сидела бы за обедом, а я бы ей сказал: "Ты почему это завела моду без хлеба есть? Вот ещё новость! Ты погляди на себя в зеркало, на кого ты похожа? Вылитый Кощей! Ешь сейчас же, тебе говорят!.. Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!" И тут вошёл бы папа после работы, и не успел бы он даже раздеться, а я бы уже закричал: "Ага, явился! Вечно тебя надо ждать! Мой руки сейчас же! Как следует, как следует мой, нечего грязь размазывать! Щёткой три и не жалей мыла. Ну-ка, покажи ногти! Это ужас, а не ногти! Это просто когти! Где ножницы? Не дёргайся! Ни с каким мясом я не режу, а стригу очень осторожно. Не хлюпай носом, ты не девчонка: Вот так. Теперь садись к столу. - Выпишите найденные глаголы в тетрадь, графически обозначьте орфограмму. (Предварительно напечатанные глаголы закрепляются на магнитной доске, 1 ребёнок работает у доски по предложенному заданию, остальные - самостоятельно у себя в тетрадях. Проверка работы осуществляется на уровне самоконтроля и взаимоконтроля.) Актуализация знаний Дидактическая задача: актуализировать известный материал. - Назовите морфологические признаки глагола. (Наклонение, время, лицо, число, род.) - Как их можно классифицировать? (Постоянные и непостоянные морфологические признаки.) - О каком морфологическом признаке говорили на последних уроках? (Наклонении как непостоянном морфологическом признаке глагола.) - Какие наклонения знаете? (Изъявительное наклонение, условное наклонение.) - Определите наклонения выписанных из текста глаголов. В случае сомнений поставьте вопросительный знак. (1 ребёнок работает у доски, остальные - самостоятельно у себя в тетрадях. Проверка работы осуществляется на уровне самоконтроля и взаимоконтроля.) Определение проблемы урока. Этап целеполагания. Дидактическая задача: создать условия для совместного целеполагания. - С какой проблемой столкнулись? (Ряд глаголов - погляди, не жалей, покажи, садись - затруднились отнести к известным наклонениям.) - Можете ли вы предположить, в каком наклонении употреблены эти глаголы? - Определите тему урока. (Возможно, ученики уже на этом этапе урока назовут повелительное наклонение глагола, в противном случае тему урока может сформулировать сам учитель, скорректировав или уточнив ответы детей.) - Определите задачи урока. (Определить значение глаголов в повелительном наклонении, исследовать их возможность изменяться, выявить способы образования глаголов указанного наклонения.) Исследовательская деятельность Дидактическая задача: провести в режиме проблемного диалога исследование по сформулированным выше направлениям. - Какие действия обозначают глаголы нового для нас наклонения? (Действия, которые кто-то приказывает выполнить.) - Как вам кажется, почему это наклонение имеет именно такое название? (Работа ученика с лексическим значением слова "повелительный" из "Толкового словаря русского языка" [2].) - Как изменится значение глаголов, если рядом будет находиться слово "пожалуйста"? (Глаголы будут обозначать действия, которые кто-то просит выполнить.) - Каким будет ответ к первой задаче урока? (Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, которые кто-то приказывает или просит выполнить.) - Попробуем узнать, в какой форме употребляются глаголы в повелительном наклонении. Вспомним, как изменяются глаголы уже известных наклонений. (В изъявительном наклонении - по временам, лицам, числам, родам, в условном наклонении - по числам, родам. Предварительно напечатанные морфологические признаки глагола ранжируются и фиксируются на доске.) - Попробуйте изменить форму времени, лица, числа, рода у глаголов в повелительном наклонении. Сформулируйте вывод о том, как изменяются глаголы в повелительном наклонении, выделите ключевые слова в выводе. (Предварительно напечатанные морфологические признаки глагола в повелительном наклонении - лицо, число - также по результатам деятельности учащихся фиксируются на доске.) - Каким будет ответ на вторую задачу урока? (Глаголы в повелительном наклонении изменяются по лицам и числам.) - Сверьте с определениями в учебнике на странице 144 [1]. Совпадает ли формулировка? - Попробуем решить третью задачу урока через зрительное наблюдение языкового материала в упражнении 604 на странице 144 [1]. - Рассмотрите таблицу образования форм повелительного наклонения глагола. Сформулируйте ответ к третьей задаче урока. - Образуйте все возможные формы глагола в повелительном наклонении (глаголы с этапа актуализации). Представление результатов самостоятельной работы (возможна работа в паре). Обобщение Дидактическая задача: обобщить промежуточные выводы урока и соотнести их с поставленными задачами. - Соотнесите задачи урока с конечным результатом. К каким выводам мы пришли? - Определите ключевые слова урока. (Непостоянный морфологический признак, повелительное наклонение) Рефлексия Дидактическая задача: создать условия для самостоятельного оценивания каждым учеником своей деятельности. - Оцените свою деятельность на уроке по предложенным критериям. "+" - хорошо получается, доволен (довольна) собой "-" - недостаточно хорошо получается выполнить работу Критерии самооценки Я понял(а) учебный материал. Я могу применить знания при выполнении заданий, упражнений. Я замечал(а) ошибки, неточности в ответах товарищей. Я давал(а) обоснованные ответы. Я дополнял(а), уточнял(а), поправлял(а) ответы товарищей. "5" - 4-5 "+" "4" - 3 "+" "3" - 2 "+" "нужно ещё работать" - 1 "+" По желанию детей можно огласить результаты работы, но в любом случае результаты этапа рефлексии отслеживаются учителем и являются частью мониторинга качества обученности учащихся. Инструктаж по выполнению домашнего задания Дидактическая задача: определить содержание и форму домашнего задания, снять возможные затруднения. Для домашней работы учащимся предлагается выучить теоретический материал урока (страница 144) и выполнить упражнение 605 по предложенным заданиям [1]. Через вопрос-ответную систему необходимо выяснить возможные затруднения. Список литературы.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |