Преподавание литературы Методическая разработка урока литературы в 11-м классе на тему "Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С. Гумилёва"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.02.19 Просмотров: 6 Мещерская Галина Леонидовна, учитель литературы Разве не хорошо сотворить свою жизнь, Н.С.Гумилёв. Цель урока:
Форма урока: пресс-конференция. Оформление: портрет Н.С.Гумилёва. Предварительное домашнее задание:
Индивидуальные задания:
Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с новым литературным направлением начала 20 века-с акмеизмом. Объясните, пожалуйста, в чём не приемлют ученики – акмеисты жизненную позицию своих учителей – символистов? В чём заключается своеобразие стихов акмеистов? (Ученик отвечает.) Учитель: Серебряный век ушёл, запечатлённый в фотографиях, дневниках, музыке, живописных полотнах, манифестах, письмах, стихах…Попытаемся оживить его. Представьте: вы, журналисты, присутствуете на пресс-конференции талантливого русского поэта, одного из основателей акмеизма – Н.С.Гумилёва. Ваша задача – слушать, думать, делать записи, задавать вопросы – ответит на них сам Н.С.Гумилёв в лице (фамилия ученика, исполняющего роль Гумилёва) и наша современница, литературовед (фамилия ученицы), изучающая творчество Н.С.Гумилёва. Итак, о себе расскажет сам поэт. Ученик (исполняющий роль Н.С.Гумилёва): Я, Николай Гумилёв, родился 3 апреля 1886 года в Кронштадте, бурной штормовой ночью. По семейному преданию, старая нянька предсказала, что у меня будет бурная жизнь. Она была пророчицей, моя нянька; правда, понял я это не сразу. С детства я ненавидел свою фамилию - Гумилёв, что значит «смиренный». Я жил вопреки всякому смирению! Когда мы, царскосельские мальчишки, играли в индейцев, я всегда был вождём. Брат Виктор однажды сказал: «Старшие ребята не подчинятся тебе…». «А я упорный, я заставлю!» – ответил я. Ученик:
(Н.С.Гумилёв. Капитаны.) Ученик – Гумилёв: Читать я выучился сравнительно поздно – шести лет, но уже к двенадцати годам перечитал обширную библиотеку родителей. Чтение становится любимым занятием, любимыми писателями – Пушкин и французские символисты; любимой наукой – наука о литературе. Со временем во мне крепнет уверенность в том, что стихи может писать каждый грамотный человек, овладевший техникой – ремеслом. Созданный в 1911 году «Цех поэтов» и призван был формировать поэтов. Разделив участников на «мастеров» (коих было всего 2 – Городецкий и я) и «подмастерьев», я вменил в обязанность «подмастерьям» беспрекословное повиновение «мастеру», работу над «вещью» по указанию «мастера» и запрет на публикацию без разрешения «мастера».Акмеизм как программа зародился в «Цехе поэтов» несколько позже… Ученик – литературовед: В 1906 году он совершает своё первое путешествие – в Париж, где учится в Сорбонне; часто бывает в Лувре, зачарован готикой собора Нотр – Дам…Затем – Италия, Греция, Константинополь, Швеция, Норвегия и, наконец, его любимая Африка. Ученик – Гумилёв: Я побывал в Африке 3 раза, в общей сложности провёл там почти 2 года. Я ловил акул в южных морях, скитался по джунглям и пустыням, охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами, болел тропической лихорадкой. Нельзя сказать, что Африка негостеприимна. Но она ждёт именно гостей и никогда не признаёт их хозяевами. Ученик:
(Н.С.Гумилёв. Вступление.) Ученик – литературовед: Он был занят не только поиском приключений в своих путешествиях; он собирал для музея антропологии и этнографии в Петербурге предметы культа, произведения искусства африканских племён, он записывал песни, легенды, предания; по возвращении в Россию коллекцию пришлось сдавать неделю – так она была велика. Ученик – Гумилёв: В юности я считал себя очень некрасивым: слишком худ и неуклюж. Я по вечерам запирал дверь своей комнаты и, стоя перед зеркалом, гипнотизировал себя, чтобы стать красавцем. Я твёрдо верил, что могу силой воли переделать свою внешность… Анну я встретил в 1903 году, в царскосельской гимназии, где мы учились. Мне было 17 лет, ей – 15. Мы вместе ходили на каток, на детские балы, на гастроли знаменитой балерины Айседоры Дункан; залезали на Турецкую башню, участвовали в благотворительном спектакле, были даже на нескольких спиритических сеансах , хотя и относились к ним весьма иронически. Ученик:
(Н.С.Гумилёв. Она.) Ученик – литературовед: Гумилёв несколько раз делал предложение Анне Горенко (Ахматовой) и получал отказ за отказом. Наконец 25 апреля 1910 года они обвенчались; но счастья им не было. Их отношения скорее были тайным единоборством – с её стороны для самоутверждения как свободной женщины, с его стороны – желанием не поддаться никаким колдовским чарам и остаться самим собой, независимым и властным. Ученик – Гумилёв: Когда в 1918 году я вернулся из заграничной командировки, она сказала : «Дай мне развод». «Пожалуйста», - ответил я. Во время развода никогда ничего не показывал, не сердился, хотя очень был расстроен. Только раз ещё заговорил об этом. Мы сидели в комнате, а наш сын разбирал перед нами игрушки, - мы смотрели на него; я поцеловал её руку и сказал: «Зачем ты всё это выдумала?» (Ученик читает стихотворение Н.С.Гумилёва «Отравленный».) Ученик – литературовед: Когда началась Первая мировая, он выхлопотал, чтобы его приняли на военную службу, от которой он был освобождён по зрению. О храбрости его ходили легенды. Но удивительнее храбрости было другое: он, человек, привыкший к комфорту, не только безропотно сносил все тяготы похода, но вёл себя так, будто всю жизнь не слезал с седла и мог не есть по нескольку дней. Однажды провёл ночь в седле при сильном морозе и заболел воспалением лёгких; в жару и бреду был направлен на лечение в Петроград. В госпитале, едва очнувшись от забытья, писал свои «Записки кавалериста» и стихи…Не долечившись, буквально сбежал из госпиталя. Гумилёв был награждён двумя Георгиевскими крестами, которые давались за исключительное мужество. (Ученик читает стихотворение Н.С.Гумилёва «Наступление».) Ученик – Гумилёв: Вернувшись из Лондона в Россию в начале 1918 года, я с головой ушёл в работу: нужно было возрождать «Цех поэтов» и «Гиперборей»; какой душевный подъём я переживал – я вернулся в литературу! Я переиздал старые свои книги, издал новые, читал лекции в многочисленных студиях и объединениях, много переводил; Горький предложил мне предложил мне стать одним из редакторов «Всемирной литературы». Мы создали Дом поэтов и Дом искусств. Меня избрали председателем петроградского Союза поэтов. Ученик – литературовед: Из воспоминаний ученицы Н.С.Гумилёва Ирины Одоевцевой: «Однажды на вечере поэзии у балтфлотовцев, читая свои африканские стихи, он особенно громко и отчётливо проскандировал:
По залу прокатился протестующий ропот. Несколько матросов вскочило. Он продолжал читать спокойно и громко, будто не замечая, не удостаивая вниманием возмущённых слушателей. Кончив стихотворение, скрестил руки на груди и спокойно обвёл взглядом зал, ожидая аплодисментов. Он ждал и смотрел на матросов. Матросы смотрели на него. И аплодисменты вдруг прорвались, загремели, загрохотали. Всем стало ясно: он победил». Ученик – Гумилёв: 3 августа 1921 года я был арестован по подозрению в заговоре против новой власти. Меня допрашивал некто Якобсон – умный, образованный человек. Он назвался моим поклонником и читал наизусть мои стихи. Я не скрывал моих монархических взглядов. Я заявил, что никогда не состоял в контрреволюционной организации, хотя мне и предлагали туда вступить – я не скрывал это. «Предрассудки – как вы называете это – дворянской чести не позволили мне пойти с доносом,- сказал я следователю». Ученик – литературовед: Запись в деле Гумилёва, сделанная следователем Якобсоном» «Считаю необходимым применить расстрел как к явному врагу народа». В августе 1921 года расстреляны участники так называемого «таганцевского заговора» (которого не было). Среди них – Николай Гумилёв. Позднее один из чекистов, участвовавших в расстреле, скажет: «Я завидую тому, как умирал Гумилёв. За несколько минут до казни попросил папиросу, под пулями стоял улыбаясь». Анна Ахматова: «Выдумывают о нём многое. А в чём состоит правда о нём? Писал прекрасные стихи, храбро воевал и погиб бесстрашно». Учитель: Ну что же, уважаемые корреспонденты, надеемся, в вашем сознании сложился образ поэта, путешественника, воина Николая Гумилёва. Последние штрихи к портрету добавят ваши вопросы – и ответы на них поэта и ученого – литературоведа. Примерные вопросы, составленные учениками – корреспондентами:
Учитель: Наша пресс – конференция окончена. Объясните, пожалуйста, почему эпиграфом к ней мы взяли слова Н.С.Гумилёва:« Разве не хорошо сотворить свою жизнь,как художник творит свою картину, как поэт создаёт поэму? Правда, материал очень неподатлив, но разве не из твёрдого камня высекают самые дивные статуи?» (Ученик отвечает.) Домашнее задание.
Группа 1. 1. Из поэтических сборников «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга» перечитайте стихи «Я конквистадор в панцире железном…», «Песня о певце и короле», «Озеро Чад», «Воин Агамемнона», «Дон Жуан», «Капитаны» и подготовьте развёрнутые ответы на вопросы: А) Кто лирический герой ранних сборников Гумилёва? Какие маски он носит? Б) В каком мире живёт лирический герой ранних поэтических сборников? Составьте словесный коллаж (нарисуйте этот мир). 2. Подготовьте выразительное чтение и комментарий – анализ стихотворения «Капитаны». 3. Отметьте особенности стиля ранних стихов. Группа 2. Из поэтических сборников «Чужое небо», «Колчан», «Костёр», «Шатёр» прочитайте стихи «Из логова змиева», «Пятистопные ямбы», «Старые усадьбы», «Детство», «Красное море», «Восьмистишие», «Современность», «Наступление», «Канцона вторая», и выполните задания: А) Определите тематику стихов Н.Гумилёва данного периода. Б) Составьте литературную композицию, отражающую судьбу поэта и тематику его творчества в 1909 – 1917 годах. Подготовьте выразительное чтение и комментарий - анализ стихов «Природа» и «Современность». В).Сформулируйте вывод: какой он, герой прочитанных вами стихов, в каком мире он живёт? Группа 3. 1. Подготовьте небольшое сообщение о сюрреализме как направлении в искусстве. 2. Объясните значение выражения «огненный столп» (кн. А.Немировский. Мифы и легенды Древнего Востока. М., «Просвещение», 1994). Подумайте, какой смысл вложил автор в название последнего сборника. 3. Прочитайте стихи «Искусство» и «Шестое чувство». Как изменился взгляд Гумилёва на роль поэзии в жизни человека и общества? Как изменилось отношение к самой поэзии? 4. Подготовьте выразительное чтение и анализ – комментарий стихотворения «Память». 5. Расположите стихи «Шестое чувство», «Мои читатели», «Память», «Заблудившийся трамвай» из сборника «Огненный столп» в логической последовательности, исходя из черт личности Н.С.Гумилёва и его взглядов на поэзию и окружающий мир. Список использованной литературы:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |