Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Обобщающий урок литературы в 10-м классе по теме "Нравственный выбор Базарова" (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Обобщающий урок литературы в 10-м классе по теме "Нравственный выбор Базарова" (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.02.13
Просмотров: 8

Глинских Ирина Александровна

Цель: Проверка уровня понимания, осмысления учащимися содержания романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”.

Задачи:

  1. Выявить уровень понимания, осмысления содержания романа “Отцы и дети”.
  2. Выявить уровень понимания характеристики главного героя романа, авторского отношения к героям романа.
  3. Проверить умение учащихся самостоятельно работать с критической литературой, составлять сообщение, конспектировать выступление;
  4. Умение понимать отличную от своей точку зрения, высказывать свое мнение об услышанном и доказывать его.
  5. Развивать потребность в собственном мнении на художественное произведение и проблему, поставленную в нем;
  6. Развивать потребность в дополнительном чтении по предмету.
  7. Воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость и рефлексию при анализе художественного произведения.

Задания до урока:

  1. Распределить роли судьи, прокурора, адвоката, свидетелей:
  2. Аркадия Кирсанова, Евгения Базарова, Павла Петровича Кирсанова, Николая Петровича, Анны Сергеевны Одинцовой, Кукшиной.
  3. Прокурор составляет Обвинительное слово, готовит вопросы для свидетелей.
  4. Адвокат составляет Защитное слово, готовит вопросы для свидетелей.
  5. Группа учащихся готовит оформление для урока: продумывает интерьер класса, оформление доски, выставку книг.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

– Уважаемые учащиеся, наш урок пройдет в необычной форме: мы будем судить о мировоззрении главного героя романа “Отцы и дети”, о нравственном выборе Евгения Васильевича Базарова – поэтому форма урока – суд.

– Посмотрим лексическое значение слова “судить” в “Толковом словаре” Ожегова. “Судить – это значит, составлять, высказывать какое-нибудь мнение, суждение”. Судить мы будем на тему: Нравственный выбор Базарова.

Наша цель выяснить, каковы взгляды Базарова на мир, человека, общество и подумать, можно ли согласиться с убеждениями героя с нравственной точки зрения. Также мы попытаемся понять, что привлекало во взглядах Базарова других действующих лиц романа, все ли герои были с ними согласны? Попытаемся ответить на такой вопрос: “Современен ли Базаров?”

Все присутствующие на уроке выступят в роли журналистов. Ваша задача – как можно подробнее записать выступления участников и затем представить свое мнение об услышанном в виде журнальной статьи.

Итак, наше заседание будет проходить по следующему плану:

  1. Повторение сведений по риторике
  2. Открытие заседания суда
  3. Мнение свидетелей
  4. Выступление обвинения
  5. Выступление защиты
  6. Прения
  7. Вынесение приговора
  8. Закрытие заседания суда.

1. Актуализация знаний по ведению спора (риторика)

– Вспомните, какие два вида спора бывают?

(Диалектический – спор по сути проблемы и софистический – спор ради спора.)

– Какой вид спора выбираем? (Диалектический.)

– Какова цель спора: воздействие на слушателей или стремление вместе приблизиться к истине?

– Какую стратегию избираем?

(Защита собственного тезиса, приведение аргументов, подтверждающих его достоверность.)

– Что такое тезис?

– Что такое аргумент?

(Выдача памяток по ведению спора (См. Приложение))

– Итак, мы готовы приступить к основной части нашего урока – поискам истины по поставленной проблеме.

2. Открытие заседания суда.

– Заседание будет проходить под председательством судьи (представление судьи, секретаря суда, помощника судьи). Их задача – выслушав выступления свидетелей, прокурора, адвоката, приняв во внимание мнение всех присутствующих, вынести решение по поставленной проблеме. В роли обвинителя выступает (представление прокурора), в роли защитника – (представление адвоката).

3. Мнение свидетелей.

(Каждого свидетеля вызывает секретарь суда. Свидетель произносит клятву говорить правду и только правду. (Клятву давали на книге И.С.Тургенева “Отцы и дети”.) Прокурор и адвокат по очереди задают ему вопросы, судья также может задать свой вопрос.)

4. Выступление обвинения.

(Приводится примерный текст обвинения.)

– Уважаемый суд, защита! Мы выдвигаем обвинение против безнравственности взглядов господина Базарова Евгения Васильевича, студента медицинского факультета. Мы утверждаем, что его нравственный выбор – нигилизм, жизненные установки вредны для молодого поколения, что его мировоззрение несовременно.

Во-первых, напомним, какого человека называли нигилистом в конце 19 века. Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.

Применимо ли это утверждение к Евгению Базарову? Да!

Базаров признает безусловное отрицание как разрушение. На упрек Николая Петровича Кирсанова: “Нельзя же только отрицать, нужно и строить”,– он возражает: “Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить”. В чем же, по нашему мнению, состоит безнравственность взглядов Базарова?

Во-первых, он отрицает всё романтическое, эмоциональное, все индивидуальное, тем самым отказывая в праве человеку на собственное мнение. Примером этого отрицания может послужить разговор с Аркадием, когда Базаров предлагает ему изменить читательские интересы отца, предложив прочесть труды ученых-физиологов.

Во-вторых, Базаров отрицает красоту, в частности, он не признает красоты природы. Для него “природа лишь мастерская”. Мы считаем, что такое утверждение слишком жестокое по отношению к природе, красота которой вдохновляла на создание прекрасных шедевров многих поэтов, писателей, художников, даже научных открытий не было бы без природы.

В-третьих, мы считаем, что Базаров очень неуважительно относился к женщинам. А как можно не уважать того, кто дарит нам жизнь!

В-четвертых, он не признает любви, вообще никаких отношений, кроме физиологических, между мужчиной и женщиной.

5. Базарова можно обвинить в пренебрежительном отношении к людям. Он убежден, что по одному человеку можно судить обо всех людях, он режет лягушек, так как считает, что в конечном итоге человек та же лягушка.

6. Базаров отрицает разумность авторитетов, он может доверять только тому, что видит, слышит, обоняет. Но ведь это слишком ограниченный жизненный круг.

7. Базаров отрицает все исторические ценности, весь опыт прошлого. Но мы знаем и другое утверждение, что “все новое – это хорошо забытое старое”. Как же можно строить новое, не зная, что уже было найдено ценного до нас?

8. Мы считаем, что у Базарова только один принцип – брать только для себя, ничего не давая взамен – принцип эгоиста. Он смотрит на людей сверху вниз, ни в ком не нуждается, никого не боится, никого не любит, никого не щадит.

Итак, мы считаем, что взгляды Базарова нельзя назвать нравственными, что его жизненные установки были вредны для молодого поколения, так как привлекали своей экстравагантностью, и что в современном обществе ему так же не нашлось бы места.

Выступление защиты.

– Уважаемые судьи, прокурор! Мы намерены опровергнуть все обвинения, выдвинутые против господина Базарова. Мы считаем, что нравственный выбор Базарова можно объяснить, что некоторые качества характера героя необходимы человеку в современном мире.

Начнем с того, что Евгений Базаров не избалован жизнью. Тургенев сразу противопоставил героев по их социальному положению: Кирсановы – это дворяне, а Базаров – выходец из небогатой семьи: сын уездного лекаря. С детских лет ему приходилось добиваться всего своим собственным трудом, поэтому он лишен сентиментальности, немного жестковат в общении, но он во всем привык полагаться только на свои собственные силы. Мы отмечаем данное качество, как положительное.

Обвинение утверждает, что герой все отрицает, и это плохо. Но почему он так поступает? Отчасти в этом виноваты условия жизни. Да, он отрицает, но ведь многое признаёт, а признаёт он только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, то есть то, что поддается осязанию, обонянию и зрению. Всё остальное он не принимает, так как не убедился ещё сам, так ли это на самом деле, что пытаются ему доказать.

В жизни Евгений руководствуется только расчетом, делает только то, что ему нужно, то есть это человек расчетливый, а это качество ценится высоко и в наше время. Вдумайтесь в высказывание Базарова: “Настоящий человек – тот, о котором думать нечего, а которого надо слушаться или ненавидеть”. Ведь это то же самое, что признать авторитеты! Ведь и Базаров признает, например, ученых – физиологов, книги которых советует прочитать Аркадию и Николаю Петровичу.

Итак, какие же качества личности Базарова мы отмечаем как ценные для общества – это способность к практическому действию, привычка к труду и потребность в нем, решительность характера, внутренняя уверенность в себе, психологическая устойчивость.

Базарова обвинили в неуважительном отношении к людям. Почему же он так груб и резок с окружающими? Вспомним, зачем Базаров приехал с Аркадием? Работать. И большую часть времени он действительно ходил по окрестностям, занимался научными исследованиями. Базаров – человек немногословный, он не любит ни спорить, ни вообще высказываться, а его постоянно вызывают на спор. Как же ему все время сдерживать себя и не вступать в разговор?

Базаров не совсем лишен человеческих чувств, но он их скрывает. Особенно явно его чувства проявляются в разговоре с Павлом Петровичем Кирсановым. Мы это видим по тому, как он реагирует на высказывания Павла Петровича. Он говорит с преувеличенной резкостью, с подозрительным ожесточением, поспешно пьет чай... Все это доказывает, что он скрывает свои чувства. Тревожное и уязвимое сердце бьётся в его груди. Есть в его поведении некая двойственность, что проявляется в полной мере в финале романа, в финале жизни.

Базарова обвинили, что он – законченный эгоист, а ведь вся его жизнь доказывает обратное, что он был способен на глубокие чувства, на раздумья

Прения (тайное голосование всех присутствующих на уроке по вопросу “Современны ли взгляды Базарова сегодня?”)

Совещание суда

Оглашение приговора

Итог:

– Вы знаете, что роман Тургенева после его появления в печати, был оценен неоднозначно. Со второй половины 30-х годов XX века точки зрения на роман несколько изменились в соответствии с новыми историческими условиями. Поколения, сменяющие друг друга, все равно имели друг с другом какую-то связь. Но развитие шло путем отрицания предшественников. Новое поколение – “дети” , выступали со своей культурой, своим запасом идей и нравственных понятий. Нельзя отбрасывать все культурное наследие предшественников, ведь преемственность поколений – объективный закон, в соответствии с которым складывается история человечества.

От героя Тургенева – Евгения Базарова – требовалось большое мужество, ум, уверенность в собственных силах, чтобы открыто провозгласить свой разрыв с миром Кирсановых. И Тургенев прав, когда доказывал, что Базаров – это герой того времени. Тургенев выразил в романе свое убеждение в том, что историю двигает вперед не одно поколение, что и внутри одного поколения встречаются разные по убеждениям люди. В романе показано, что кроме Базарова есть еще и Аркадий – представитель другого направления молодежи, которое не может ограничиваться разрушением культурных ценностей, доставшихся им по наследству.

Заданная Тургеневым в заглавии романа проблема осознается как общечеловеческая: это момент перехода от одного состояния общества к другому. Конкретно-исторический смысл его всякий раз иной (как, например, сейчас в нашем обществе), но сама ситуация остается по-прежнему одной и той же, ибо вся история человечества состоит из смены “отцов” и “детей”, освоения младшими поколениями наследия старших.

Список литературы:

  1. Вайль П., Генис А. Родная речь.– М.: Независимая газета, 1991.
  2. Конспекты уроков для учителя литературы: 10 класс: Русская литература ХIХ века: Вторая половина: В 2 ч. Под ред. Л.Г.Максидоновой.– М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000,– Ч. 1.
  3. Писарев Д. Базаров. В кн.: Литературная критика в трех томах.– Л., 1981.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21