Преподавание литературы Итоговый урок по устному народному творчеству "Обрядовый фольклор"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.02.07 Просмотров: 5 Леонтьева Лариса Борисовна, учитель русского языка Презентации к урокуЗагрузить презентацию (1,31 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели урока: обучающая: систематизация, обобщение и закрепление знаний; развивающая: развитие коммуникативной компетентности (умение оформлять свои мысли в устной речи, готовить публичные выступления, отвечать на вопросы, анализировать текст, обосновывать свое мнение); развитие информационной компетентности (умение точно излагать полученную информацию, обобщать, группировать факты по признаку, представлять результат своей деятельности в доступной, понятной манере, делать выводы на основе обобщения знаний); воспитывающая: воспитание уважения к истокам культуры своего народа, интереса к фольклору, родной речи и литературе. Материалы и оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор. Предварительная подготовка: всем учащимся необходимо повторить жанры фольклора, фольклорная группа разучивает обрядовые песни, некоторые ученики учат наизусть отрывки из произведений В.А.Жуковского и А.С.Пушкина. Ход урока I. Организационный момент. II. Объявление темы и цели урока. Актуализация знаний Завершается наше изучение раздела “Устное народное творчество”. Мы познакомились с основными жанрами русского фольклора и календарной обрядовой поэзией. Наша задача - повторить изученное, вспомнить, на чем же строились календарные обряды в Древней Руси, что в них отражалось, какую роль они играли в жизни человека тогда и теперь. III. Работа по теме урока. Нередко писатели России опираются в своем творчестве на истоки родной культуры - устное народное творчество. - А как иначе называют устное народное творчество? (Фольклор) - Что же такое фольклор? Вспомним определение, над которым мы с вами работали. (Фольклор – устное народное творчество. Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось. Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя. Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать) - Вспомните, кто и когда впервые употребил этот термин? (1846 год, английский историк и археолог Вильям Томс) - Назовите основные жанры русского фольклора. (Задание: удалите лишние квадратики) - С чем были связаны календарные обрядовые праздники Древней Руси? (С земледельческими работами, то есть с крестьянским трудом, а труд крестьянина на Земле зависел от времени года, то есть от того, как греет солнышко) - О каких календарных праздниках вы знаете? (О зимних: святках, рождестве, крещении, масленице; весенние праздники - это Пасха, Егорьев день; летние: Седьмицкая неделя, Ивана Купалы; осенью проходят проводы Ярилы) - Какой обряд самый распространенный во время всех праздников? (Песни - хороводные, ритуальные) - Что такое песня? (Одна из самых древних форм поэзии. Это стихотворение, которое складывалось в народе одновременно с его мелодией). Песня неотделима от музыки и жестов, которые сопровождали ее исполнение либо при работе, либо при религиозных и бытовых обрядах, во время народных празднеств. - А какие по содержанию и форме песни знаете? (Трудовые; обрядовые: колядки, масленичные; бытовые: колыбельные, застольные, любовные; героические и исторические) - Сейчас наша фольклорная группа исполнит обрядовые песни, а мы должны отгадать, во время какого праздника их исполняли и как они называются. (Фольклорная группа исполняет песню)
- Это коляда. Коляду пели во время святок. - Какие еще обряды совершались во время Святок? (Гадания, игры ряженых). - Ряженые - важные персонажи Святок. В святочные вечера ватаги замаскированной молодежи с шумом, свистом, гамом носятся по улицам и устраивают праздничные вечеринки. Ряженые должны нарядиться так, чтобы никто их не узнавал. Они должны дурачить, веселить окружающих своим видом. Лица закрывают масками. В старину для этого использовались тряпки, замазывание лица сажей. Многие переодевались так, чтобы их приняли за "чужих": старика, старуху, цыгана, барина. Очень часто рядились в медведя, коня, козу, быка, журавля. Ряженье должно сопровождаться играми, весельем, при этом желательно, чтобы зрители становились участниками действий ряженых. - Среди игр на Руси особенно популярной была игра в "козу и медведя". Встречайте наших гостей. (Входят “коза” и “медведь”. “Коза” пляшет под музыку, поворачиваясь то одним боком, то другим к зрителям, приседает, выполняет сложные коленца ногами. “Медведь” в вывороченном тулупе старается неуклюже подыграть “козе”. Вдруг “коза” с криком падает – “умирает”, затем вскакивает – “воскресает”, и пляска продолжается. Когда “коза” падает, “медведь” всеми своими движениями показывает, что он очень переживает и что он не хотел “козу” обидеть. После оживления “козы” он еще активнее старается ей подражать) - А в каких произведениях художественной литературы описываются святки, гадания? (Учащиеся читают наизусть отрывки из баллады В.А.Жуковского “Светлана” и романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”)
(Фольклорная группа исполняет еще одну песню).
- Расскажите о празднике масленицы. (Дети рассказывают об особенностях праздника проводов зимы и встречи весны) - Посмотрим на репродукцию картины Кустодиева “Масленица”. Как художник показывает народное празднество? (На переднем плане картины изображена нарядно убранная тройка лошадей, а в повозке едут празднично одетые люди. Лица у них веселые, может быть, они поют масленичную песню) - Как художник передал особенности именно этого времени года: прощание с зимой и встреча весны? (Еще везде лежит снег, а солнце уже светит ярко. Небо чистое, голубое) - Как называется следующая песня, во время какого праздника она исполнялась?
- Это купальская. Она исполнялась во время празднования Ивана Купалы. Расскажите об этом необычном, красивом празднике. (Он отмечался в день летнего солнцеворота 24 июня. Люди собирались вечером у реки, жгли купальские огни, купались в реке. В полночь ходили в лес за цветком папоротника) - В каком произведении описывается добывание цветка папоротника? (В “Вечере накануне Ивана Купалы” Н.В.Гоголя) - Посмотрите на выставку ваших рисунков, посвященных обрядовым праздникам. Каждый из вас по-своему воспринимает праздничные обряды. Какой рисунок вам понравился больше всех? V. Подведение итогов урока. - Что дало вам изучение фольклора? Что можно узнать о русском народе, о его взглядах, нравственности, творческих возможностях по произведениям устного народного творчества? - Что узнали нового на уроке? Что не удалось на уроке? VI. Домашнее задание. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |