Преподавание русского языка Безличные глаголы. 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.02.06 Просмотров: 4 Дмитриев Александр Геннадьевич, учитель русского языка и литературы ЦЕЛИ: Познавательные:
Практические:
ХОД УРОКА I. Оргмомент. II.Орфографическая минутка. Цель: повторить правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов, гласных перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени. Один учащийся работает у доски, остальные - в тетрадях. Видела, строили, рассветает, слышал, увидит, вечереет, сеял, смеркается. Вопрос учащемуся, работавшему у доски: "Над какими орфограммами вы работали?" Самооценка учащегося. (Проводится в диалоге с учителем по следующему алгоритму, который есть у каждого учащегося: Алгоритм самооценки.
III. Введение нового материала (у каждого учащегося - тексты в распечатанном виде для работы). Учитель: Перед вами текст 1 ("Родимая степь" по М.Шолохову). Родимая степь.
Учитель: Предположите, о чём данный текст. Учащиеся (обращают внимание на название, фамилию автора): О степи. Учитель: О какой степи, где она может находиться? Учащиеся: О донской степи. Учитель: Как автор относится к степи, по-вашему? Учащиеся: С любовью, уважением: называет её "родимая". Учитель: Прочитайте текст, проверьте свои предположения. Один из учащихся читает вслух, во время чтения - комментарий учителя. Родимая степь.
Учитель: Оправдались ли ваши предположения по поводу того, о чём этот текст? Учащиеся: Да, это текст о степи. Учитель: Скажите, действительно ли автор относится к степи с любовью и уважением? Учащиеся: Да. Учитель: Какой предстаёт перед нами степь в этом тексте? Учащиеся: Красивой, нарядной, живой. Учитель: Докажите это. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор изображает степь как живое существо. Учащиеся: Ласковая земля, нарядная степь, степь дышит: Учитель: Найдите в этом тексте глаголы, которые были использованы в орфографической минутке. Учащиеся: Рассветает, вечереет, смеркается. Учитель: (Создание проблемной ситуации. Учебная проблема как вопрос) Как вы думаете, изменяются ли они по лицам? Учащиеся высказывают свои мнения. Одни считают, что изменяются, другие - что не изменяются, приводят свои примеры. Испытывают удивление. Учитель: (Побуждение к осознанию противоречия) Сколько мнений у вас возникло? Учащиеся: Два мнения. (Осознание противоречия). Учитель (организация поиска решения): Кто же прав? Давайте рассуждать: найдите грамматические основы предложений с этими глаголами. В чём особенность этих основ? Учащиеся: Нет подлежащих. Это односоставные предложения. Учитель: Что обозначает подлежащее в предложении? Учащиеся: Действующее лицо или предмет. Учитель: Попробуйте представить себе воображаемое действующее лицо в этих предложениях. Кто или что может совершать эти действия? Получилось что-нибудь? Учащиеся: Нет. Учитель: Значит, как происходит действие в этих предложениях? Учащиеся: Без действующего лица, как бы само по себе. Учитель: Значит, могут ли они изменяться по лицам? Учащиеся: Не могут. Учитель: Как вы думаете, как называются эти глаголы, если они обозначают действие, происходящее без действующего лица? Вам поможет эта схема (на доске изображена схема морфемного состава слова безличные). Учащиеся: Безличные. (Запись слова на доске одним из учащихся.) Учитель: Что означает приставка без-? Учащиеся: Отсутствие чего-либо, в данном случае - отсутствие лица. Учитель: Предположите, какова будет сегодня тема урока? Учащиеся: Безличные глаголы. Запись на доске и в тетрадях. Учитель: Как вы считаете, каковы цели урока? Учащиеся: Уметь находить в предложении и тексте безличные глаголы, определять их синтаксическую роль и связи в предложении, учиться правильно употреблять их в собственной речи. Учитель: Верно. Вы правы. Продолжим наши исследования. Обратите внимание на текст упражнения учебника №631. Безличные глаголы не изменяются по лицам, у них образуются лишь формы 3-го лица единственного числа настоящего и будущего времени: знобит, завьюжит. Кроме того, используется неопределённая форма: стало светать; начнёт холодать и форма среднего рода единственного числа прошедшего времени и условного наклонения: мело, следовало бы. Эти глаголы обозначают состояние природы: вьюжит, светает, смеркается или живых существ: знобит, нездоровится. Они выражают и другие значения: подобает, следует, недостаёт, хватает. (Из "Справочника по русскому языку") Предположите, о чём данный текст. Учащиеся: (обращают внимание на то, откуда взят текст, на выделенные слова). Текст о глаголах. Учитель: Прочитайте текст изучающим чтением с целью получить новую информацию о глаголах, в частности, изменяются ли эти глаголы по числам и родам, проверьте свои предположения. Один из учащихся читает текст изучающим чтением. Учитель: Вы были правы в своих предположениях? Это действительно текст о глаголах? Учащиеся: Да. Учитель: Задайте вопросы по тексту его автору. Учащиеся задают вопросы: Какие формы безличных глаголов существуют? Что обозначают безличные глаголы, какие значения выражают? Учитель: Какую новую информацию вы получили? Учащиеся: В русском языке безличные глаголы не изменяются по лицам, у них образуются формы 3 л. ед.ч. настоящего и будущего времени. Используется инфинитив, формы среднего рода ед. ч. прошедшего времени и условного наклонения. Они обозначают состояние природы, живых существ и имеют другие значения. Учитель: Придумайте и назовите 2-3 словосочетания с глаголами, которые используются в этом тексте в качестве примеров. Учащиеся называют свои варианты, один из вариантов (2-3 словосочетания) записывается на доске. Обозначаются синтаксические связи безличных глаголов. Учитель: Составьте 2 предложения с этими словосочетаниями Учащиеся называют свои варианты, один из вариантов (2 предложения) записывается на доске. Определяется синтаксическая роль и синтаксические связи безличных глаголов, объясняется постановка знаков препинания (если предложения сложные или осложнённые). Учащийся, работавший у доски, проводит самооценку. IV. Развитие учебно-языковых и речевых умений. Учитель: Внимательно рассмотрите таблицу на стр. 156 учебника (№632), в которой содержится новая информация. Ваша цель - извлечь эту информацию из таблицы. Безличные глаголы
Как называется таблица? Учащиеся: Безличные глаголы. Учитель: На сколько групп делится весь материал таблицы? Учащиеся: На три группы. Учитель: Как вы определили границы каждой группы? Учащиеся: Заглавие частей таблицы. Учитель: Какие термины употреблены в таблице? Учащиеся: Время - настоящее, прошедшее, будущее, вид - совершенный, несовершенный. Учитель: Знакомы ли они вам? Учащиеся: Да, знакомы. Учитель: Внимательно рассмотрев таблицу, попробуйте пересказать её содержание словами. Какую новую информацию из таблицы вы получили? Учащиеся: Безличные глаголы несовершенного вида имеют формы настоящего времени (темнеет, смеркается), прошедшего времени (темнело, смеркалось), будущего времени (будет темнеть, будет смеркаться), а безличные глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени, а только формы прошедшего времени (потемнело, смерклось) и будущего времени (потемнеет, смеркнется). Учитель: Преобразуйте эту таблицу в схему и запишите её в тетрадь. Один учащийся работает у доски, внизу схемы помещаются соответствующие примеры из таблицы. Учитель: Разная или одинаковая информация содержится в таблице учебника и в составленной вами схеме? Учащиеся: Одинаковая. Учитель: Эта схема понадобится вам для усвоения материала сегодняшнего урока. Кому легче усвоить этот материал в виде таблицы - тот обратится к учебнику, а кому - в виде схемы, тот будет использовать эту схему. Усвоив материал таблицы и схемы, вы избежите ошибок в употреблении безличных глаголов в своей устной и письменной речи. Кроме того, эта схема, как и таблица, понадобится вам при выполнении домашнего задания. V. Развитие речевых умений. Учитель: Очень важно уметь употреблять безличные глаголы в речи, в тексте. Тогда речь будет правильной и красивой. Перед вами на доске часть текста на тему "Раннее утро". Чего в этих предложениях не хватает? Учащиеся: В них пропущены слова. Учитель: Какие слова пропущены, по-вашему? Учащиеся: Безличные глаголы. Учитель: Восстановите предложения, вставив подходящие по смыслу безличные глаголы, определите вид и время безличных глаголов, их синтаксическую роль, найдите в предложениях грамматические основы, объясните знаки препинания Учащиеся называют свои варианты, потом один из учащихся выходит к доске и вписывает наиболее подходящие слова, определяет вид и время безличных глаголов, их синтаксическую роль, находит в предложениях грамматические основы, объясняет знаки препинания, затем проводит самооценку. Остальные работают в тетрадях. Раннее утро.
Учитель: Что обозначают безличные глаголы в этих предложениях? Учащиеся: Состояние природы и человека. Учитель: А теперь создайте миниатюру на эту же тему "Раннее утро", взяв записанные вами предложения в качестве её начала. Работать будете в парах. Пары, сидящие на первом ряду, представьте себе, что гроза, грохот которой слышался за окном, прошла мимо. Как можно было бы завершить этот текст? Пары, сидящие на 2 ряду, представьте себе, что гроза только начинается. Как вы бы завершили этот текст? Пары, сидящие на 3 ряду, представьте, что гроза была ночью. Как бы вы завершили текст? В своих миниатюрах используйте безличные глаголы, подходящие по смыслу, из этого списка: рассвело, рассветало, светает, похолодало, заморосило, пахло, зазнобило, захотелось, взгрустнулось. Помните, что в ваших текстах должно быть не меньше 2-х безличных глаголов.
VI. Подведение итогов. - Какую новую информацию получили на уроке? Узнали о том, что существуют безличные глаголы, которые обозначают действие, происходящее без действующего лица, и обозначающие состояние живого существа или природы; эти глаголы не изменяются по лицам, числам и родам. - Чему учились? Определять время безличных глаголов, находить безличные глаголы в предложении, определять их значение, синтаксическую роль и синтаксические связи. - Что было труднее всего? Варианты ответов. VII. Домашнее задание и его комментарий. Всему классу: упр. №633, составить план ответа по теме "Безличные предложения", используя информацию, полученную на уроке, схему, таблицу; устный рассказ по составленному плану, записанному в тетрадь. Задания по группам:
Задание желающим: найти 3 предложения с безличными глаголами в изучаемом сейчас на уроках литературы произведении или в произведении, которое вы читаете сейчас самостоятельно. У глаголов определить их значение, форму, синтаксическую роль и синтаксические связи. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |