Преподавание литературы Урок-исследование по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин" на тему "Странствия Музы по векам и народам"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.02.02 Просмотров: 4 Воробьёва Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы Цель: формирование исследовательской компетенции у учащихся, развитие экспериментального мышления, обогащение речи школьников изобразительно-выразительными средствами, обучение сопоставлению текстов разных жанров. Оборудование: интерактивная доска, портреты Гомера, Байрона, А.С.Пушкина, тексты художественных произведений:“Одиссея”, “Паломничество Чайльд Гарольда”, “Евгений Онегин”, “Толковый словарь русского языка”. Ход урокаI. Вступительное слово учителяУчитель: Ребята, вы прочли уже немало книг и, наверное, не раз удивлялись тому, что “дела давно минувших дней”, “преданья старины глубокой” способны волновать, тревожить, радовать. И происходит это чудо лишь в том случае, если читатель услышал голос писателя, пошел за ним, стал участником событий. В течение длительного времени на уроках литературы мы с вами были свидетелями дружеских бесед, любовных встреч полюбившихся героев из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”, жили их жизнью. Это не просто роман, а “ роман в стихах”, который А.С.Пушкин назвал “свободным”. Говоря это, мы придаем слову “роман” то значение, какое оно имеет сегодня в области прозы. Иначе разумел это слово Байрон, для которого оно звучало “отголоском времени”. Пушкин, напротив, видел в романе “широкое и правдивое изображение жизни”. Этот жанр не только отвечает на запрос времени и находит ему образ воплощения в поэзии, но и открывает новые просторы для Музы эпической. II.Создание проблемной ситуацииНе только ради шутки и иронии, а вполне серьезно начало и конец произведения могут меняться местами. Писатели используют различные приемы для большей выразительности текста, и в своих изобретениях они оригинальны. Например, Чернышевский позволил себе начать свой роман “Что делать?” с середины. А кинофильм, начало которого—это финал жизни героя? Это ли не образец современного мышления? Интересно ли вам узнать, где же скрыто начало романа “Евгений Онегин”? Может быть, в стихотворном вступлении или французском эпиграфе к нему? Или в эпиграфе к 1 главе и первой строфе? Что для этого необходимо? Конечно, знание текста художественного произведения, его сюжета и композиции. Я предлагаю вам провести историко-литературное исследование под девизом “Странствия Музы по векам и народам”, творчески подойти к явлениям мировой литературы и выступить в роли литературоведов, историков, критиков, лингвистов. III. Проблемное заданиеНайти истинное начало романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. IV. Чтение вступления, французского эпиграфа и эпиграфа к 1 главе, первой строфы романаВывод: все эти вводные строки, конечно, начинают повествование, но как-то неожиданно, какими-то намеками, даже не с начала жизни героя, а с середины. V. Групповые задания1-я группа “Литературоведы”. Прочитать начало поэмы Гомера “Одиссея” и “Паломничество Чайльд Гарольда” Байрона. Сравнить их, найти подобные строки в одной из глав романа “Евгений Онегин”. 2-я группа “ Историки”. Рассказать об эпиграфе, истории его появления, о его значении и роли в художественном произведении. Найти и прочитать строки из романа об эпиграфе. Что сообщает о нем Пушкин? 3-я группа “Лингвисты”. Работа с “Толковым словарем русского языка”. Объяснить значение слов: эпигон, Муза, гармоничный, хаос, раут. (Значения слов появляются на интерактивной доске). 4-я группа “Критики”. Каков образ Музы Байрона, Гомера, Пушкина. Чей образ вам близок и почему? Примерные ответы: 1-я группа. Начало “Одиссеи” в переводе Жуковского гласит:
Гомер вполне почтителен к богине поэзии, он всерьез считает, что именно она дает ему сюжеты поэмы. У Байрона совсем другие интонации:
Английский поэт слегка иронизирует над образом Музы, которая лишь казалась небесным созданием. Но он чтит традицию, и хотя сам выступает новатором, которому богиня не нужна, ему ненавистны “рифмачи” - эпигоны классицизма, прикрывающие свое творческое бесплодие традиционными приемами. 2-я группа. Эпиграф берет свое начало в античной литературе. В древнейшие времена на надгробных плитах, зданиях, памятниках высекали надписи, возвеличивающие умерших или обращенные к богу. Первые назывались эпитафиями, вторые – эпиграммами. Надписи делались и на книгах, где они предшествовали основному тексту и представляли собой афоризм, взятый из литературного или фольклорного источника. Они и стали называться эпиграфами (в переводе с греческого “надписи”). В литературе эпиграфы появились в 15 веке во Франции, насколько известно, впервые – в “Хрониках” Ж. Фруассана. В пушкинскую эпоху эпиграфование было в моде – сказывалось влияние романов В.Скотта и романтических поэм Д. Байрона. Как свидетельствует литературовед Д.П.Якубович, “…латинские эпиграфы и изречения в пушкинское время являлись внешним орнаментом школьного и дворянско-салонного образования”. Эту тенденцию отразил и сам Пушкин, написавший в 1 главе “”Евгения Онегина”:
По мнению лингвиста А.Г.Храмченкова, “эпиграф – знак, отсылающий читателя к исходному тексту, активизирующий в его сознании воспоминания и сложные ассоциации”. Следовательно, в эпиграфе не может быть заключено истинное начало произведения. 3-я группа. Учащиеся, работающие со словарем, объясняют, что означают следующие термины, и приводят примеры из романа “Евгений Онегин”. Муза.
Во всех музах – покровительницах поэтических жанров заметны взволнованность, открытое проявление чувств : и в строгой и гордой Полигимнии (музе торжественных песнопений, гимнов), и в страстной Эрато (музе любовной поэзии), и в дерзкой и нежной Эвтерпе (музе лирической поэзии). А вот у музы эпической поэзии, Каллиопы, облик более спокойный и деловитый. Она не столько выражает свои чувства, сколько изучает жизнь. Каллиопа обычно изображалась с такими атрибутами, как стиль (палочка для писания) и вощеная дощечка. Эпигон. Последователь какого-нибудь направления в искусстве или науке, лишенный творческой оригинальности и повторяющей чужие идеи. Раут. Большой званый вечер, прием. А.С.Пушкин в 8 главе пишет:
Отношение А.С.Пушкина к свету не было однозначным. С одной стороны, свет - “мир бездушный”, “маскарад”, объект осуждения, с другой- сфера, в которой развивается русская культура, где жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и духовных сил, поэзией, гордостью, как мир Карамзина, Жуковского, Пушкина. 4-я группа. Автор романа “Евгений Онегин” многое пережил, многое познал, но история его собственной жизни отступает в тень, а история музы выходит на первый план. Все прежние рассуждения о “кокетках записных”, театральных ложах, закулисных встречах заменены одной метафорой: “шум пиров”. И главное здесь заключается в том, какой облик в разные периоды жизни принимала муза. В период “пиров” она была Вакханочкой , на Кавказе – балладной Ленорой, в Молдавии одичала и стала чуть ли не цыганкой. Наконец, в деревне она уподобилась “барышне уездной с французской книжкою в руках”, то есть обрела черты Татьяны Лариной. Вернувшись из “побега”, Автор выводит свою музу на светский раут - именно туда, именно тогда, где и когда должна произойти первая встреча Онегина с Татьяной. В 8 главе Пушкин пишет:
Глазами музы читатель смотрит на Евгения, и этот взгляд неотличим от того, какой некогда бросала на Онегина юная Ларина. Пушкину близка культура, интеллигентность петербургского дворянства. Для него близкие друзья – это тоже свет. Александр Сергеевич с музой вместе и есть часть этого общества. Поэтому становятся понятны строки :
Олигархические беседы – это беседы о политике, экономике представителей крупного капитала. Итог исследованияА.С.Пушкин в своей иронии идет еще дальше, чем Байрон. В конце 7 главы, когда события близятся к развязке, мы вдруг читаем:
Такая вот шутка гения. И догадаться о ней можно, если учесть замену классицизма романтизмом в начале 19 века. Это и есть начало романа “Евгений Онегин”. В этом и заключена загадочность произведения. Ведь недоговоренность, многозначность, игра смыслов, близкие романтизму и реализму, присущи настоящей жизни. Созданию такого замечательного произведения помог Пушкину “верный посох”, врученный Музой. VII. Подведение итогов участия в исследовании каждой группы и каждого учащегосяVIII. Домашнее заданиеПровести небольшое литературоведческое исследование: как соотносятся между собой биографическая личность Пушкина, Автор и лирический герой пушкинской поэзии. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |