Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Открытый урок "В начале было Слово…"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Открытый урок "В начале было Слово…"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1711

Агабалянц Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы

Цель урока:

  • овладение нормами употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью;
  • формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.

Оборудование:

  • стенные газеты "Слово - дело великое", "Российское слово от природы богатое, сильное, здоровое, прекрасное:";
  • словари.

Слова имеют огромную власть над
нашей жизнью, власть магическую, мы
заколдованы словами и в значительной
степени живём в их царстве.
Николай Бердяев.

Вступительное слово учителя.

Ребята, слово сопровождает нас в течение всей жизни, и оно само её часть, дух и плоть.

Слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновенья, которыми он обладает, другим людям. В богатейшем наследстве, оставленном нам предками, может быть, самое драгоценное-язык. А язык начинается со слова: В Библии сказано: "В начале было Слово:" Слово-это что-то бесценное, важное, "начало всех начал".

"Сердечное слово до сердца доходит", - гласит пословица. (запись в тетрадь)

Слова-это памятник культуры и памятник культуре.

Слова русского языка-это живое свидетельство нашей истории, нашей культуры. В них живёт прошлое и настоящее народа, его традиционный и современный быт. Они отражают особенности трудовой деятельности людей, традиций, обычаев, исторических этапов развития государственности народа, искусства, словесности. Известный русский философ Николай Бердяев писал: "Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живём в их царстве".

Так пусть в этом "царстве" минует наше слово равнодушие и болезни. Пусть будет оно всегда чистым и новым.

В русском языке есть крылатое выражение "Нет мук сильнее муки слова". Возникло оно на основе стихотворения Семёна Надсона в 1882 году и используется обычно в ситуации, когда человек испытывает затруднения при выражении своих мыслей в устной или письменной речи.

Достаточно вспомнить все те "муки", которые испытываете вы в школьных стенах. Поговорим сегодня о словах, сделаем их своими верными друзьями.

Работа со словарями.

1. "Энциклопедический словарь юного филолога". Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чём-то говорить и даже думать надо его как-то называть, именовать.

2. "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова.

Слово -

Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.

Речь, способность говорить.

Разговор, беседа, что-нибудь сказанное.

Публичное выступление, речь.

Речь на какую-нибудь тему, повествование, рассказ.

Право, позволение говорить публично.

Мнение, вывод.

То же, что обещание.

Текст к музыкальному произведению.

Беседа.

Ученик. Самые простые слова-названия того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: "это дом", "это школа", "это книга". Такими словами-этикетками как бы увешано всё вокруг нас. И "приклеены" они так накрепко, что кажутся нам уже частью самого мира.

Учитель. Замечательный русский писатель К.Г. Паустовский писал: "Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав,- в русском языке есть великая множество хороших слов и названий".

Ученик. Выразительное чтение стихотворения Михаила Пляцковского.

Есть сладкое слово-конфета,
Есть быстрое слово-ракета,
Есть кислое слово-лимон,
Есть слово с окошками-вагон.
Есть слово колючее-ёжик,
Есть слово промокшее-дождик,
Есть слово упрямое-цель,
Есть книжное слово-страница,
Есть слово лесное-синица.
Есть слово пушистое-снег.
Есть слово веселое-смех.
(Анафора, метафора, эпитет).

Все слова, которые есть в языке, образуют его словарный состав или лексику. Лексика-это словарный состав языка. Слово происходит от греч. "лексис" - слово, выражение, оборот. (запись в тетрадь).

  • Сила слова беспредельна.
  • Вспомним пословицы о словах.
  • Слово не воробей: вылетит-не поймаешь.
  • Слово молвит-соловей поёт.
  • Живое слово дороже мёртвой буквы.
  • Пустые слова-что орех без ядра.
  • Слов много, а толку нет.
  • Ласковым словом и камень растопишь.
  • Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.
  • Каков разум, таковы и речи.

Учитель. Хорошее слово-кривая речь.

Как вы понимаете смысл пословицы? (ответы учащихся).

Действительно, чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль. Чтобы речь не была "кривой", а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться, тогда вы будете хорошо понимать прочитанное и увиденное, сумеете точно рассказать об этом.

Ещё М.В. Ломоносов писал: "Российское слово от природы богатое, сильное, здоровое, прекрасное:" Вспомните какие вы знаете стихотворения о словах.

Выразительное чтение стихотворений учащимися.

В. Солоухин "Слово о словах".
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай-не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить.
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.

О. Дриз "Добрые слова".
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу
"С добрым утром!" - я кричу.
"Добрый день", - кричу я вслед
Всем идущим на обед
"Добрый вечер!" - так встречаю
Всех домой идущих к чаю.

В. Шефнер "Словом можно:"
Словом можно убить, слово можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно предать, и продать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.

Н. Рубцов "Высекать огонь из слова:"
Брал человек
Холодный мёртвый камень,
По искре высекал
Из камня пламень.
Твоя судьба
Не менее сурова-
Вот так же высекать
Огонь из слова!
Но труд ума,
Бессонницей больного, -
Всего лишь дань
За радость неземную:
В своей руке
Сверкающее слово
Вдруг ощутить,
Как молнию ручную!

Выделяют из текста эпитеты, сравнения, метафоры.

А теперь поговорим о некоторых словах, так или иначе связанных со школой. Если вдуматься в их значение, слова раскрывают перед нами очень интересную историю своего происхождения.

Выходит группа учеников, они показывают или называют предметы и рассказывают о них. (школа, урок, пенал, тетрадь, ошибка). (Н.М. Шанский, Т.А. Боброва "Школьный этимологический словарь русского языка". Происхождение слов).

Любите ли вы играть в слова?

Словесных игр очень много: это и различные превращения слов, и игры в рифмы, и головоломки. Они обогащают вашу речь, ум, расширяют кругозор, учат любить и чувствовать слово, будят творческие способности, развивают фантазию, сообразительность, эрудицию. Если спортивные игры укрепляют здоровье, то игры "с карандашом в руке" развивают внимание и терпение, волю и сноровку.

В загадке даётся описание, перечисление основных признаков, словесное описание предмета.

- Если б не было его, не сказал бы ничего (язык).

Учитель. Я ещё раз советую всем тем, кто хочет стать умным и находчивым, узнать интересное и разгадать трудное, побольше играть в слова.

В.А. Сухомлинский, известный педагог, говорил: "Любовь к родине невозможно без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту и величие нашей Родины, кто дорожит родным словом. Человеку, которому ничего не говорит родное слово, - это человек без рода и племени".

Ученик читает стихотворение И.А. Бунина "Слово".

Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный-речь!

Заключительное слово.

Прислушаемся, ребята, к этому мудрому совету И.А. Бунина и вспомним слова великого писателя Л.Н. Толстого: "Слово-дело великое. Великое, потому, что словом можно соединить людей:"

Слово недаром дано человеку. Язык, слово объединяют многие поколения людей, сплачивают их.

Слово соединяет в себе всё, чем памятно для нас прошлое народа, чем дорого и свято его настоящее и чем радостно наше будущее.

Неумолимое в своём движении Время может истребить творения рук человеческих. Но память о делах, суть этих дел сохраняется в Слове, и потому "слово тоже есть дело".

Величие Слова воспето в одном из стихотворений Анны Ахматовой "Мужество".

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле-печаль
И долговечней царственное слово.

Написать сочинение-миниатюру на тему: "Слово о словах" или "Слово - дело великое"

Домашнее задание.

Дописать сочинение-миниатюру.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21