Преподавание русского языка Открытый урок "В начале было Слово…"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1711 Агабалянц Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы Цель урока: Оборудование:
Слова имеют огромную власть над Вступительное слово учителя. Ребята, слово сопровождает нас в течение всей жизни, и оно само её часть, дух и плоть. Слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновенья, которыми он обладает, другим людям. В богатейшем наследстве, оставленном нам предками, может быть, самое драгоценное-язык. А язык начинается со слова: В Библии сказано: "В начале было Слово:" Слово-это что-то бесценное, важное, "начало всех начал". "Сердечное слово до сердца доходит", - гласит пословица. (запись в тетрадь) Слова-это памятник культуры и памятник культуре. Слова русского языка-это живое свидетельство нашей истории, нашей культуры. В них живёт прошлое и настоящее народа, его традиционный и современный быт. Они отражают особенности трудовой деятельности людей, традиций, обычаев, исторических этапов развития государственности народа, искусства, словесности. Известный русский философ Николай Бердяев писал: "Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живём в их царстве". Так пусть в этом "царстве" минует наше слово равнодушие и болезни. Пусть будет оно всегда чистым и новым. В русском языке есть крылатое выражение "Нет мук сильнее муки слова". Возникло оно на основе стихотворения Семёна Надсона в 1882 году и используется обычно в ситуации, когда человек испытывает затруднения при выражении своих мыслей в устной или письменной речи. Достаточно вспомнить все те "муки", которые испытываете вы в школьных стенах. Поговорим сегодня о словах, сделаем их своими верными друзьями. Работа со словарями. 1. "Энциклопедический словарь юного филолога". Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чём-то говорить и даже думать надо его как-то называть, именовать. 2. "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова. Слово - Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок. Речь, способность говорить. Разговор, беседа, что-нибудь сказанное. Публичное выступление, речь. Речь на какую-нибудь тему, повествование, рассказ. Право, позволение говорить публично. Мнение, вывод. То же, что обещание. Текст к музыкальному произведению. Беседа. Ученик. Самые простые слова-названия того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: "это дом", "это школа", "это книга". Такими словами-этикетками как бы увешано всё вокруг нас. И "приклеены" они так накрепко, что кажутся нам уже частью самого мира. Учитель. Замечательный русский писатель К.Г. Паустовский писал: "Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав,- в русском языке есть великая множество хороших слов и названий". Ученик. Выразительное чтение стихотворения Михаила Пляцковского.
Все слова, которые есть в языке, образуют его словарный состав или лексику. Лексика-это словарный состав языка. Слово происходит от греч. "лексис" - слово, выражение, оборот. (запись в тетрадь).
Учитель. Хорошее слово-кривая речь. Как вы понимаете смысл пословицы? (ответы учащихся). Действительно, чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль. Чтобы речь не была "кривой", а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться, тогда вы будете хорошо понимать прочитанное и увиденное, сумеете точно рассказать об этом. Ещё М.В. Ломоносов писал: "Российское слово от природы богатое, сильное, здоровое, прекрасное:" Вспомните какие вы знаете стихотворения о словах. Выразительное чтение стихотворений учащимися.
Выделяют из текста эпитеты, сравнения, метафоры. А теперь поговорим о некоторых словах, так или иначе связанных со школой. Если вдуматься в их значение, слова раскрывают перед нами очень интересную историю своего происхождения. Выходит группа учеников, они показывают или называют предметы и рассказывают о них. (школа, урок, пенал, тетрадь, ошибка). (Н.М. Шанский, Т.А. Боброва "Школьный этимологический словарь русского языка". Происхождение слов). Любите ли вы играть в слова? Словесных игр очень много: это и различные превращения слов, и игры в рифмы, и головоломки. Они обогащают вашу речь, ум, расширяют кругозор, учат любить и чувствовать слово, будят творческие способности, развивают фантазию, сообразительность, эрудицию. Если спортивные игры укрепляют здоровье, то игры "с карандашом в руке" развивают внимание и терпение, волю и сноровку. В загадке даётся описание, перечисление основных признаков, словесное описание предмета. - Если б не было его, не сказал бы ничего (язык). Учитель. Я ещё раз советую всем тем, кто хочет стать умным и находчивым, узнать интересное и разгадать трудное, побольше играть в слова. В.А. Сухомлинский, известный педагог, говорил: "Любовь к родине невозможно без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту и величие нашей Родины, кто дорожит родным словом. Человеку, которому ничего не говорит родное слово, - это человек без рода и племени". Ученик читает стихотворение И.А. Бунина "Слово".
Заключительное слово. Прислушаемся, ребята, к этому мудрому совету И.А. Бунина и вспомним слова великого писателя Л.Н. Толстого: "Слово-дело великое. Великое, потому, что словом можно соединить людей:" Слово недаром дано человеку. Язык, слово объединяют многие поколения людей, сплачивают их. Слово соединяет в себе всё, чем памятно для нас прошлое народа, чем дорого и свято его настоящее и чем радостно наше будущее. Неумолимое в своём движении Время может истребить творения рук человеческих. Но память о делах, суть этих дел сохраняется в Слове, и потому "слово тоже есть дело". Величие Слова воспето в одном из стихотворений Анны Ахматовой "Мужество".
Написать сочинение-миниатюру на тему: "Слово о словах" или "Слово - дело великое" Домашнее задание. Дописать сочинение-миниатюру. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |