Преподавание русского языка Повышение качества ЗУН учащихся на уроках русского языка и литературыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.01.28 Просмотров: 5 Воронцова Татьяна Николаевна, директор школы, учитель русского языка и литературы Назначение личностно ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. “Образовать ребенка – значит научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка”. Диагностика в обучении Главная задача, стоящая передо мной, - добиться высоких результатов обучения. Поэтому, начиная с 5 класса, приступаю к изучению влияющих факторов и возможности улучшения результативности обучения. Основной инструмент, которым я пользуюсь, - оценочная плоскость. Это развертка показателей качества (количества высоких отметок – 4 и 5) по годам обучения. На ней нанесены три линии:
I. Оценка реального состояния уровня знаний в классе и диагностика преемственности в обучении Беру данные за прошлый учебный год – качество обучения по четвертям 4 класса. Наношу их на оценочную плоскость и соединяю точки графика между собой. Смотрю, на каких участках линия падает наиболее круто. По сравнению с начальной школой, в 5 классе причина падения качества состоит в удвоении объема материала, недостаточный уровень общеучебных умений: низкая скорость чтения, письма; спад общеучебных умений в первой четверти из-за ослабления их в период летних каникул. Поэтому для получения объективной оценки необходимо сравнивать результаты каждой четверти с результатами аналогичных четвертей предыдущего года. Это не столь приятно, но необходимо. Но для оценки результатов разных учебных четвертей нужны разные показатели. Циклы деятельности Работая не первый год в школе, я пришла к выводу, что добиться успеха можно только через обогащение традиций, применение диагностико - технологического уровня профессионального мышления и современных педагогических технологий. “Мудрость – это знание порядка” (Пифагор.) В каждом цикле есть последовательные этапы: ориентационно-мотивационный, системно-информационный, этап алгоритмической деятельности и этап творчества. Изучая закономерности циклов деятельности, использую их в осуществлении диагностико-технологического подхода в ходе урока: “Что надо сделать в конкретных условиях класса?”, “Как рационально решать первоочередные задачи?”. Основные циклы, определяющие успех работы. Образовательный цикл, основной задачей которого является формирование человека разумного. Закономерность-преемственность в обучении, развитие и формирование ЗУН; своевременное выявление пробелов в обучении и их устранение. Годичный цикл. Его этапы – учебные четверти. В каждой из них проводится диагностическое выделение первоочередных задач. Закономерностью этого цикла является необходимость последовательного включения резервов обучения:
Познавательный (тематический) цикл, основной задачей которого является постепенное повышение качества ЗУН учащихся. Оно идет от ориентировки в учебном материале к его пониманию, усвоению материала и его применению, заканчиваясь непременно систематизирующим повторением, облегчающим поиск и применение изученной информации. Весь познавательный цикл контролируется учителем. Цикл стимулирования. Закономерности этого цикла связаны с использованием тех или иных мотивов (ответственность, перспективы, коммуникативного, познавательного, но, прежде всего, мотива совершенствования), с необходимостью ежедневной тренировки волевых качеств, с необходимостью ежедневной самооценки (взаимооценки) учеников. Стимулирование проводится под контролем учителя. II. Работа с родителями На втором этапе своей деятельности планирую встречу с родителями класса (коллективно и индивидуально) – через 1 месяц после начала занятий (конец сентября, начало октября). Делюсь своими наблюдениями за уровнем подготовки класса в целом; затем рассказываю о русском языке и литературе. Конкретно: что входит в программу 5 класса, основные требования программы; что дети должны знать и уметь; о требованиях к ученикам; об уровне подготовки к урокам; о контроле со стороны родителей. III. Постоянный контроль за ЗУН учащихся С этой целью веду тетради:
IV. Информационная работа учителя Она состоит из 3-х параметров:
Результаты первой недели изображаются пунктирной линией, результаты последней недели – сплошной (по месяцам). Наглядно представленные результаты не только усилят ощущение успеха среди учащихся, но и послужат аналитическим материалом для родительского собрания и индивидуальной работы с родителями. V. Подготовка и проведение классного родительского собрания по проблеме “Состояние общеучебных умений и совершенствование репродукции” На классном родительском собрании подвожу итоги работы в первой четверти по совершенствованию общеучебных умений: состояние качества обучения, результаты совершенствования чтения, письма. Первоочередная задача II четверти – совершенствование репродукции:
1. Репродукция Анализ достигнутых результатов на собрании следует проводить лаконично; надо обязательно обратить внимание на то, что совершенствование общеучебных навыков и умений является необходимым, но недостаточным условием эффективной работы; что оно не может привести к немедленному повышению качества обучения; основная часть собрания должна быть посвящена особенностям решения главной задачи 2-ой четверти – совершенствованию репродукции. Долгие годы работы в школе позволили мне прийти к такому факту: репродукция является необходимой ступенькой обучения, не научившись правильно и быстро отражать информацию, нельзя приступать к ее преобразованию, к проблемному обучению. Качественное обучение репродукции – дело сложное, имеет свои закономерности, и с ними надо считаться, чтобы безнадежный троечник мог учиться на “4” и “5”. Легко представить себе положение ученика, у которого ослаблены глазомер и зрительная память; еще хуже, если он не понимает терминов, их смысла. Поэтому уже с 5 класса стремлюсь к иллюстрированию тетрадей учениками, ведению ими толковых словарей, тетрадей-справочников, читательских дневников. Репродукция не должна превращаться в зубрежку; осмысление материала (выявление связей в нем) – залог успеха репродуктивной работы. При совершенствовании репродукции надо учитывать и общие закономерности повторения, их влияние на результат:
Однако следует не забывать, что уроки должны быть разнообразными по типам проведения, задания домашние и классные должны быть дифференцированными, подход к ученикам должен быть индивидуальным. Диагностика репродукции (составляется диагностическая ведомость)
Все признаки оцениваются в двухуровневой шкале (дихотомии) единичками или нулями.
2. Иллюстрирование тетрадей Это еще не технология, так как пока не изучены закономерности иллюстрирования; это методическая система приемов, которая может быть чрезвычайно полезной при обучении, особенно при интеграции: русский язык и изо и т.д. Дети с удовольствием иллюстрируют свои тетради, если эти работы используются, например, при взаимоопросе, во время тематических зачетов или при проведении КВН.
3. Технология повышения орфографической грамотности
Предполагаемая технология включает в себя:
Выводы: благодаря разнообразию методов и форм работы ученики преодолевают пассивную позицию в учебном процессе и становятся активными участниками и, как правило, повышается результативность обучения. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |