Преподавание русского языка Урок русского языка в 6-м классе "Заимствованные слова"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.01.27 Просмотров: 6 Джансугирова Жайнагуль Дузелхановна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков/ Вид урока: «круглый стол» юных лингвистов/ Методы и приемы: объяснительный, поисковый, наглядный, метод проекта/ Наглядность: интерактивная доска, школьный словарь иностранных слов русского языка/ Ожидаемые результаты: учащиеся познакомятся с заимствованными словами, узнают историю происхождения иноязычных слов, научатся грамотно употреблять их в речи, усовершенствуют навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой. ХОД УРОКА I. Организационный момент Юные лингвисты располагаются за «круглым столом» II. Теоретический опрос по разделу «Лексика» 1. Что изучает лексика? III. Объяснение новой темы Обращается внимание учащихся на «Школьный словарь иностранных слов». (Школьный словарь иностранных слов, В.В. Одинцов, Г.П.Смолицкая, Е.И.Голанова, И.А.Василевская, Москва, «Просвещение»,1983г.) IV. Презентация исследовательских работ учащихся (опережающие задания) 1. Заимствованные слова по теме «Спорт». Учащиеся знакомят со словами, которые вошли в русский язык из английского языка.
Ученик показывает образование слова футбол в английском языке. На интерактивной доске появляется изображение футболиста с мячом. Football – foot (нога) + ball (мяч) –––– футбол 2. Лингвистический эксперимент Образовать от данных заимствованных слов новые слова.(Учащиеся вспоминают способы образования слов в русском языке).
– Какими способами образованы данные слова? (Cуффиксальный, сложение) 3. На интерактивной доске появляется фотоснимок чемпиона Олимпиады 2008 года в Пекине по тяжелой атлетике Ильи Ильина. Учащиеся узнают Илью Ильина – нашего земляка. – Ребята, а слово чемпион (champion) вошло в русский язык из английского языка. Составьте предложение с данным словом. 4. Лингвистическое наблюдение в школе Данная группа учащихся исследовала происхождение заимствованных слов на тему «Школа». Наблюдения учащихся показало, что слова гимназия (греч.), лицей (греч.), класс (лат.), карандаш (тюрк.), портфель (франц.), тетрадь (греч.), пенал (лат.) вошли в русский язык из других языков. – Знаете ли вы, откуда пришло к нам слово каникулы? (Лингвистическая справка о происхождении слова). Учащиеся зачитывают словарную статью в Школьном словаре иностранных слов. 5. Лингвистический поиск Выписать заимствованные слова. Автобус, ветер, фонарь, дерево, экран, экскаватор, арбуз, день, электричество, лес, роща, береза, весна, апельсин, физика, стол, мать, этаж, вокзал, дом, эмблема. 6. Заимствованные слова из тюркского языка На фоне восточной мелодии вносится сундук с предметами, названия которых вошли в русский язык из тюркского языка. Это сундук, казан, чапан, халат, барабан, изюм, карандаш, тенге и др. Учащиеся рассказывают о происхождении слова карандаш. 7. Заимствованные слова на тему «Одежда» Демонстрируя свои наряды, учащиеся рассказали о происхождении слов костюм (фран.), пальто (фран.), брюки (голланд.), галстук (немец), жилет (фран.), ботинок (фран.). 8. Путешествие по родному городу Своеобразное лингвистическое путешествие совершили учащиеся данной группы. Ребята узнали о происхождении слов стадион, музей, мавзолей, статуя, театр. (Яркие слайды родного города сделали путешествие занимательным). 9. Орфографическая разминка Нет ничего такого в жизн… и в нашем сознани…, что нельзя было бы передать русским слов…: 10. – Как вы думаете, есть ли необходимость в современном русском языке иностранных слов, если есть равнозначное русское слово? Учащиеся высказывают свои мысли об обогащении русского языка заимствованными словами и о проблеме засорения языка.. V. Заключительное слово учителя VI. Итогом исследований учащихся стал Рабочий словарь иностранных слов, который составлялся в течение всего урока.
VII. Домашнее задание Пополнить Рабочий словарь иностранных слов новыми словами. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |