Преподавание русского языка Урок русского языка по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.01.26 Просмотров: 5 Задоркина Любовь Анатольевна, учитель русского языка и литературы Цели:
Задачи урока:
Тип урока – урок объяснения нового материала. Форма урока – урок-практикум с заданиями проблемного характера и первоначальным контролем полученных знаний. Оборудование урока:
Работа по развитию речи: знакомство с использованием частиц в различных стилях речи с возможностью обогащения речи за счёт их употребления, выразительное чтение предложений с частицами. Методическое обоснование: материал урока даёт возможность дать понятие о частице как служебной части речи, освоить семантику частиц, их функции в языке и речи, совершенствовать умение доказывать принадлежность слова к частицам, а также изучить порядок морфологического разбора частиц. ХОД УРОКА I. Организационный момент (1 мин.) II. Актуализация знаний учащихся 1) Мобилизующий этап – Скажите, материал какого раздела науки о языке мы изучали на последних уроках? Приложение 1. Слайд 1 Именно эту страну называли Ямато, что означает страна огнедышащих гор. Здесь люди живут как на спине вздрагивающего дракона. Состоя из двух архипелагов, Ямато занимает лишь одну шестую часть доставшейся ей земли. Всё остальное – горы, покрытые лесом. (Из журнала) Задание: – Прочитайте выразительно данный текст. 2) Формулировка учащимися темы и цели урока – Назовите слова, которые не вошли ни в какую группу. Приложение 1. Слайд 2 – тема урока. – Запишите тему урока в тетради. Приложение 1. Слайд 3 Цель:
Цель:
III. Изучение нового материала 1. – Ребята, а о какой стране говорится в тексте? Почему я взяла текст об этой стране? Задание. – Выпишите из данного текста предложения, в котором есть частицы. Один ученик выполняет задание у доски, остальные в тетради. Приложение 1. Слайд 4 Запись в тетради и на доске: Частица 1. Служебная часть речи. 2. Самостоятельное чтение материала учебника на странице 141-143, параграф 30. Задание: Внимательно читая параграф, оформите кластер (схему). Индивидуальная работа учащихся. Сбор теоретической информации о частице как служебной части речи через самостоятельное чтение теоретического материала и оформление кластера (схемы). Двое учащихся работают у доски. Приложение 1. Слайд 5 – кластер.
– Что нового вы узнали из параграфа? Перескажите данный параграф по составленному вами кластеру. IV. Закрепление Тест на закрепление теоретического материала Приложение 1. Слайд 6
Приложение 1. Слайд 7 – проверка V. Основной этап работы Освоение семантики частиц, их функции в языке и речи, совершенствование умения доказывать принадлежность слова к частице. 1. – Итак, давайте вновь вернёмся к параграфу. Скажите, засчёт каких частей речи пополняется частица? (Наречия, союзы, местоимения) – Да, частица – сравнительно молодая часть речи, в русском языке их немного, употребляются они в различных стилях речи. Но в языке часто встречаются омонимичные (одинаково звучащие) частицы и союзы, частицы и наречия. – Давайте сравним предложения и выясним синтаксическую роль омонимичных частиц, союзов, наречий. Приложение 1. Слайд 8 1) Мал золотник, да дорог. – Да здравствует мир на планете! (В первом предложении союз да связывает сочинительной связью однородные члены; во втором – частица да средством связи не является, она придаёт высказыванию торжественность, возвышенность, является формообразующей). 2) Командир говорил просто и убедительно. – Я просто ослеп от яркой вспышки света. (В первом предложении слово просто зависит от сказуемого (как говорил?), в предложении является обстоятельством образа действия, т. е. наречием; во втором предложении слово просто не является членом предложения, к нему нельзя поставит вопрос, слово усиливает значение сказуемого. Это частица. Подсказка: частицу можно опустить.) 2. Анализ текста 1) Обучение рассуждению – Обратимся к упр. № 793. Вывод делают учащиеся сами. Приложение 1. Слайд 9 – поправка Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определенную информацию, а выразить своё отношение к ней и собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль хорошо исполняют частицы. Постановка проблемного вопроса. Как вы думаете, а какие частицы употребляются в книжной речи? Творческая группа проводит исследовательскую работу «Употребление частиц в книжной речи» (Четверо учащихся работают с учебниками «Геометрия», «Биология», «История»). 2) – А теперь давайте проведём лингвистический эксперимент (работа проводится в парах). Приложение 1. Слайд 10 – текст Задание ... у птиц забавные встречаются имена ... поверишь, что водится птица-поганка. Поганка ... рога и птичка-завирушка есть. Или ... юла. Задание. Дополните текст необходимыми частицами (именно, все-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да еще и, едва ли, просто). Приложение 1. Слайд 11 – проверка Сделайте вывод о роли частиц в тексте. Вывод: Роль частиц в художественном произведении очень велика. Они придают тексту экспрессивность, ёмкость, выразительность. – Ребята, а частицы какого разряда присутствуют в данном тексте? V. Итог урока – О какой части речи мы говорили сегодня на уроке? Приложение 1. Слайд 12 Цели:
Слайд 13 (Стихотворение «Частицы о себе») – если останется время. VI. Домашнее задание: Слайд 14
Приложение 1 – Презентация к уроку. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |