Преподавание русского языка "Любимый край земли родной…" Урок русского языка в 11-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.01.26 Просмотров: 4 Королева Вера Петровна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Задачи урока:
Форма урока: практикум на основе модели ТРКМ. Формы работы с учащимися:
Прогнозируемый результат: Предполагается осознание учащимися системного характера языковых единиц, возможности их взаимозаменяемости с учетом содержания высказывания, ситуации, жанра и сферы речевого общения. Ход урока Урок начинается с выразительного чтения текстов (см. материалы к уроку). Учащимся предлагается сравнить их, в случае необходимости можно обратиться к алгоритму сравнения:
В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что тексты схожи по смысловому содержанию. (Тема: Роль малой родины в жизни человека. Основная мысль: Ничто не способно заменить малую родину, вошедшую в подсознание и душу человека.) Различаются тексты эмоциональной окраской. Переживания автора (драматизм душевного состояния) ярче передаются в первом тексте. Различный эмоциональный характер текстам придают разные синтаксические конструкции. Звучит вопрос учителя: “Как называются единицы речи, имеющие одинаковое смысловое содержание, но различающиеся оттенками значения?” В ходе обсуждения учитель подводит учащихся к теме урока, уточняется её формулировка, называются цели урока, звучит эпиграф:
Н. Колычев. Учитель предлагает детям вспомнить всё, что они знают о синтаксических синонимах, и написать небольшой научный текст по алгоритму: общее понятие; различия; роль в языке и речи. Сначала каждый учащийся работает самостоятельно, отмечая для себя сложные моменты, далее организуется работа в парах с целью уточнения неясной информации, затем проводится коллективное обсуждение. Таким образом, у каждого в тетради появляется первичный материал, с которым дальше предстоит работать. Данный этап – самостоятельное определение первичного уровня собственных знаний. Позже на доске проецируется текст для самопроверки теоретических знаний (см. материалы к уроку, можно использовать презентацию, подготовленную в программе POWER POINT), учащиеся имеют возможность корректировать свои записи. Отталкиваясь от теоретического обобщения возможностей синтаксической синонимии, учитель подводит учащихся к новому этапу урока: им предлагается, сравнивая 2 текста, назвать синонимичные синтаксические конструкции и определить их роль. В процессе коллективной работы учащиеся составляют таблицу (см. материалы к уроку). После её заполнения учитель вновь обращает внимание учащихся на эпиграф, тем самым, возвращая их к ключевому вопросу урока: “Какие синтаксические конструкции помогли автору первого текста более убедительно донести до читателя свои переживания о роли малой родины в жизни человека?” Рефлексия. Учащимся предлагается написать свои размышления, опираясь на материал таблицы, о возможностях синтаксической синонимии для выражения авторской позиции (самостоятельная письменная работа). По окончании работы несколько развернутых ответов звучат вслух. Учитель заостряет внимание учащихся на обостренном чувстве автора первого текста к малой родине и знакомит их с мурманским поэтом Владимиром Смирновым (см. материалы к уроку). Звучит продолжение текста В. Смирнова (псевдоним В.Семенов; см. материалы к уроку). “Я землю эту люблю”,- так мог бы сказать В. Смирнов о городе Мурманске, где прошла почти вся его жизнь. А что значит малая родина для вас? Старайтесь свои мысли выразить коротким монологом. В завершение урока комментируется домашнее задание:
Материалы к уроку. 1. Тексты для сравнительного анализа. Текст №1
Владимир Семенов, отрывок из статьи “Человек есть то , что он любит” Текст №2
(трансформированный текст) Текст, предлагаемый для самопроверки теоретических знаний. Синтаксические синонимы – это синтаксические единицы, имеющие разную структуру, но одинаковое смысловое содержание. Различаются оттенками значения и являются выразительным средством языка. Синтаксическая синонимия позволяет использовать синтаксические конструкции, адекватные содержанию высказывания, ситуации, жанру, сфере речевого общения. Краткая справка о лингвистах, занимающихся синтаксической синонимией Вопросы синтаксической синонимии широко освещаются в современной лингвистике. Наиболее подробно этот материал изложен в книге В.П. Сухотина “Синтаксическая синонимия в современном русском литературном языке”. Возможности синтаксической синонимии для создания выразительности речи рассматриваются в трудах Н.М.Шанского (“Стилистика русского языка”) и Д.Э.Розенталя (“Практическая стилистика”). Таблица (заполняется на уроке самостоятельно, в группах или коллективно). “ Типы синтаксической синонимии и ее возможности для создания выразительности речи”. ( сравнительный анализ синтаксических конструкций текстов №1 и №2)
Краткая биографическая справка об авторе текст (на этапе рефлексии). Владимир Петрович Смирнов (Семенов). Родился в 1939 году в Новгородской области. С 1966 года живет и работает в Мурманске. Окончил Ленинградский политехнический институт и Высшие литературные курсы Союза писателей СССР. Автор 6 поэтических сборников, выходивших под разными псевдонимами в Мурманске и в Москве (основной псевдоним – Семенов): “Пороги” - 1968г., “Ау-у!”- 1974г., “Отражение”-1975г., “Контуры”- 1981г., “Давай взойдем на холм” -1987г., “Вместо сладкого созвучья” - 1989г. Член Союза российских писателей. Публицист, последние годы занимается культурологией. Предлагаемые тексты взяты из статьи “Человек есть то, что он любит”, опубликованной в альманахе “Мурманский берег”. Продолжение текста №1 (подготовка ко второй стадии рефлексии). Я пишу эту статью в своей мурманской квартире. Смотрю иногда в окно. Вижу те же хрущовки и брежневки. Вижу и то, что меня чарует и примиряет с Мурманском уже 30 лет: спокойные лица окрестных холмов. Они создают основную архитектонику нашего города, великодушно скрадывают неказистость человеческих построек. В любой точке города мы можем положиться на эту неусыпную поддержку природы. По-моему, именно она определила симпатичный облик мурманчан. Открытость города, пронизанного вечной благосклонностью природы, сказалась и на психологии горожан. Считаю, что мне повезло. Я полюбил этот край, он мне заменил малую родину. Здесь родились и мои дети, тоже не безразличные к мурманским просторам. Нам повезло. “Человек есть то, что он любит. Потому он и любит, что он часть того”. Владимир Смирнов (Семенов), отрывок из статьи “Человек есть то, что он любит” Одна из творческих работ ученицы.
Список литературы.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |