Преподавание литературы Урок русского языка на краеведческом материалеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.01.25 Просмотров: 5 Манина Римма Ивановна, учитель русского языка и литературы Цель урока: Проверить уровень сформированности умения практического применения орфограмм, изученных в разделе «Морфемика». Задачи урока:
Тип урока: контроль и коррекция знаний. Ход урокаI. Оргмомент.II. Целеполагание.– Сегодня на уроке мы с вами должны определить уровень вашей – Прочитайте тему урока. Что конкретно мы будем сегодня повторять?
– Урок будет построен на материале стихотворений Тимофея Максимовича Белозерова о природе родного края... и назовём мы его «В родной моей сторонушке на краешке земли...» по первой строчке одного из стихотворений. Что вы знаете о Тимофее Белозерове? (Т.М. Белозёров – известный в России омский поэт, посвятивший своё творчество детям). III. Фронтальная работа.– Послушаем эпиграф к уроку.
–Сегодня мы будем говорить не просто о природе, а об особом отношении к ней. Какова основная мысль отрывка из стихотворения Т. Белозёрова? В каких словах она выражается? (любовь к родной природе чувствуется в словах «Мне по душе...»). – Назовите слова, в которых морфемы могут иметь варианты. (Варианты корней: брожу – бродишь, некошеных – косить, цветущих – цвести, – В морфеме (корне) какого слова есть беглый гласный?
– В каких морфемах чередование звуков на письме не отражается? Брожу, полей, ковылей, цветущих. – Назовите слова, которые не могут иметь окончания. Какой частью речи они являются? (вовсю, звонко – наречия). III. Морфемный разбор слов. При разборе слова давать определения морфем.– Назовите слово по морфемам. Окончание возьмите из слова стих-и, приставку из слова пере-читатъ, суффикс из слова птич-к-а, корень из слова лес-ной. Это слово прелески. – Вспомним известное нам стихотворение, которое начинается с этого слова. – Как оно называется? «Родина» (чтение стихотворения Т.М. Белозёрова учащимися).
морфемный разбор слов из этого стихотворения.
– Дайте определения окончанию, основе, приставке, суффиксу, корню. – Какие орфограммы мы будем сегодня повторять? (Учащиеся называют виды орфограмм.) IV. Работа по индивидуальным карточкам.Карточка 1. Прочитайте словосочетания и отрывки из стихотворений Т. Белозёрова. Выпишите слова с орфограммой «Буквы з-, с- на конце приставок» и обозначьте её. Сделайте выводы. Какие слова вы не выписали и почему?
Карточка 2. Прочитайте словосочетания и отрывки из стихотворений Т. Белозёрова. Запишите слова с пропущенными буквами и выделенные словосочетания, сделайте вывод о правописании корней -лаг-, -лож-; -рос-, -раст-. Выделите морфемы в словах под цифрой 2.
Карточка 3. Прочитайте словосочетания и отрывки из стихотворений Т. Белозёрова. Выпишите слова с пропущенными буквами, сделайте вывод о правописании о, ё в корнях слов после шипящих. Перечислите все слова-исключения, какие вы знаете.
Карточка 4. Прочитайте словосочетания и отрывки из стихотворений Т. Белозёрова. Выпишите слова с пропущенными буквами, в которых после ц пишутся и, ы. Сделайте выводы. Какие слова вы не выписали и почему?
Одновременно с выполнением индивидуальных заданий идёт работа классом. Проверим, как вы усвоили названные орфограммы? Игра «Четвёртый лишний»
– составьте свою игру «Четвёртый лишний» или загадайте слово, которое мы должны назвать по морфемам. V. Проверка индивидуальной работы у доски (выборочно). Учащиеся делают выводы.VI. Проверка усвоения орфограмм с помощью тестов «Орфограммы в приставках и корнях».1 вариант.
2 вариант.
VII. Физкульминутка.Поставьте руки на пояс, если данные пары слов являются однокоренными
Руки на плечи, если в слове есть приставка.
VIII. Работа с текстами стихотворений Т. Белозёрова.– Послушаем отрывки из стихотворений Т.Белозёрова о природе родного края. Перед вами каждый из прослушанных текстов. Выберите понравившийся вам текст и выполните к нему задание. I текст Прочитайте, выпишите слова с орфограммами, изученными в разделе «Морфемика», обозначьте в них орфограммы. Найдите слово, соответствующее схеме. Если осталось время, выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.
II текст Прочитайте, выпишите слова с орфограммами, изученными в разделе «Морфемика», обозначьте в них орфограммы. Найдите слово, соответствующее схеме. Если осталось время, выпишите слова с проверяемыми согласными в корне.
III текст Прочитайте, выпишите слова с орфограммами, изученными в разделе «Морфемика», обозначьте в них орфограммы. Найдите слово, соответствующее схеме. Если осталось время, выпишите слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
IX. Пунктуационный разбор предложенияСиницы радостно снуют, и воробьи пируют. X. Домашнее заданиеСтр. 183, упр. 455. XI. В заключение урока послушаем строки из стихотворения Т. Белозёрова
– Назовите слово, в котором два корня (неб-о-с-клон-е). Обратите внимание на слово «затон». Мы сегодня встречали слово «заводь». Оба эти слова обозначают «речной залив» Как называются такие слова (синонимы). О каком богатстве идёт речь в этом отрывке? (У поэта есть родина, родная земля, поэтому он считает себя богатым) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |