Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Развитие речи. Словари. 6-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Развитие речи. Словари. 6-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.01.20
Просмотров: 7

Ветюгова Вера Ивановна, учитель русского языка и литературы

Определите точно каждое слово,
и вы избавитесь от половины заблуждений.
Декарт

Цели урока:

  • Повторить и закрепить знания по лексике;
  • познакомить с разными видами словарей;
  • совершенствовать навыки работы со словарями;
  • воспитывать интерес к книге, слову.

Оборудование:

  • комплекты словарей для работы на уроке;
  • презентация о словарях, выполненная учеником;
  • выставка словарей;
  • портреты лингвистов;
  • рисунки учащихся;
  • школьная газета о В.И. Дале.

I. Поэтическая минутка.

В начале урока два ученика читают стихи Я. Козловского и С. Маршака о словарях.

Я. Козловский

Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь.
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово.
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.

С.Маршак

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: "Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой..."
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

После краткого анализа прочитанных стихотворений, я продолжаю урок.

Ученые предполагают, что в русском языке более 600 тысяч слов. Все они “хранятся” в словарях. Существует множество словарей. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории слова, третьи расширяют ваш кругозор, приобщают вас к культуре. Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: “Словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него”.

Созданием словарей занимаются лексикографы. Они создали целый ряд словарей. Среди них энциклопедические и языковые. Если вас интересуют явления природы, если хотите больше узнать о странах, представителях искусства, исторических деятелях и т.д. – обращайтесь к энциклопедическим словарям. В них вы найдете ответы на вопросы из разных областей знаний. Это такие словари: “Малая Советская энциклопедия”, “Большая Советская энциклопедия”, “Энциклопедический словарь”, “Детская энциклопедия”. Существуют энциклопедические словари более узкого назначения. Это видно из самых названий: “Энциклопедический словарь юного натуралиста”. Существуют словари юных техников, химиков и т.д.

II. Демонстрация данных словарей и чтение выдержек из них.

Существуют языковые (лингвистические, филологические) словари (орфографические, толковые, фразеологические; словари синонимов, антонимов, иностранных слов; крылатых слов и выражений). Эти словари могут стать вашими друзьями и помощниками.

О словарях языковых вы узнаете из презентации вашего одноклассника.

Ребята отвечают на вопросы:

* Какие словари русского языка вам известны?
* К каким словарям вы обращаетесь чаще всего?
* В каких случаях словари приходят к вам на помощь?

III. Знакомимся со словарями.

В роли “словарей” выступают 4-е ученика. “Словари” должны рассказать о начале своего дня, а класс – определить, какой перед ними словарь.

1-й ученик: “Встал ни свет, ни заря и на всех парусах помчался к озеру. От холодной воды у меня побежали мурашки. Ароматные запахи вокруг вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки”.

(Фразеологический словарь.)

2-й ученик: “Ну все, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами”.

(Словарь синонимов.)

3-й ученик: “Бабушка приготовила мне винегрет, фрикадельки, чай. Но я съел бутерброд, кусочек торта и выпил чашку кофе с молоком”.

(Словарь иностранных слов.)

4-й ученик: “Смотрю свою любимую спортивную передачу. Комментатор часто произносит слова: биатлон, фристайл. А что они значат? Попытался растолковать. Биатлон – лыжная гонка с остановками для стрельбы. Фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур”.

(Толковый словарь.)

IV. Конкурс рисунков.

Ученики заранее нарисовали обложки словарей. Теперь нужно решить, какому из представленных “словарей” какой рисунок предназначен. “Словари” сами выберут себе по одной обложке и тем самым определят победителя конкурса.

На доске запись:

“Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книге”. В. Брюсов

Вопрос к классу: Как вы поняли это высказывание?

Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чем и как рассказывают их словарные статьи. Словари состоят из множества словарных статей. В разных словарях они имеют свои особенности.

V. Практикум.

* Познакомимся с особенностями словарных статей толкового словаря школьного учебника (стр. 227), автор М.Т. Баранов.

*Как выдумаете, какова основная задача толкового словаря? (Давать толкование, объяснение значения слова.)

Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль (рис. 3) – писатель, этнограф, собиратель слов, который создал “Толковый словарь живого великорусского языка” (рис. 4)

* Каких авторов толковых словарей вы еще знаете? (Учащиеся называют С.И. Ожегова (рис. 1) и Д.Н. Ушакова (рис. 2).

Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но это не так. Толковый словарь, кроме своей основной задачи, выполняет функции и других словарей. Например, в нем можно узнать, как пишется слово, с ударением на каком слоге оно произносится.

* Давайте посмотрим, как строится словарная статья толкового словаря. Все слова в словаре размещены в алфавитном порядке. Слово дано в начальной форме, в нем поставлено ударение. Здесь же указаны грамматические характеристики слова, приведены примеры использования слова в речи.

* Проанализируем, как построены словарные статьи о словах барабан, белокурый, девиз, заяц, мичман. Работа проводится по группам.

* Запись в “Словарь трудных слов” абонемент, иллюстрация, библиотека, экземпляр, стеллаж, каталог, брошюра, библиография.

* Какой темой объединены данные слова? Найдите в толковом словаре значения этих слов. Используя толковый словарь, расскажите о грамматических признаках трех слов по выбору. Найдите в “Школьном словаре иностранных слов” статью о слове библиография. Расскажите об этом слове.

VI. Работа “словарей” с классом.

  • Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4 тысячи фразеологизмов русского языка: сломя голову, белая ворона, как снег на голову и другие. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий.
  • Самостоятельная работа.
    Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о …
    – кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит.)
    – чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться.)
    Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям:
    – усердно трудиться, совсем близко, говорить вздор, очень плохо.
  • Объясните происхождение фразеологизмов: сматывать удочки, сгущать краски, яблоко раздора, беречь как зеницу ока. (Запись в тетрадях учеников: 1. Из жизни рыбаков; 2. Из жизни художников; 3. Из древнегреческих мифов; 4. Из Библии.).
    Пользуйтесь фразеологическим словарем, он сделает вашу речь яркой и самобытной.
  • Я – словарь иностранных слов. У меня 25 тысяч слов. При чтении газет, книг, журналов вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. Леди и джентльмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача – не только перечислить иностранные слова, называющие его одежду, но и определить, из какого языка они пришли в русский. (Появляется “модный” ученик. Он прохаживается, давая возможность разглядеть свою одежду и обувь.)
  • Самостоятельная работа.
    Замените словосочетание в предложении одним словом.
    1) Старший брат получил документ, удочеряющий его полномочия как депутата. (Мандат.)
    2) В нашем городе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир.)
    3) Дайте лексическое толкование слов, которые заимствованы из английского, французского, греческих языков. (Работа со словарем иностранных слов.)
    4) Выписать заимствованные слова: река, дорога, футбол, стол, земля, пейзаж, интерьер, кофе, шутник, городской, чемпион. (Запись в тетрадях: футбол, пейзаж, интерьер, кофе, чемпион.)
  • Я – словарь синонимов. Синонимы обогащают речь, дают, возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 120 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Л. Леонов в романе “Русский лес”. Например: говорить, сказать, изложить, сообщить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить и т.д.
  • Творческая работа.
    1) Подберите синонимы для характеристики своей мамы, прилежного ученика и лодыря.
    2) Напишите лингвистическую сказку о словарях (домашнее задание).
    3) Назовите лингвистическим термином слова: храбрый, смелый, отважный, мужественный.

VII. Презентация “Словари русского языка”, подготовленная учеником 6 класса А. Макаровым (Приложение).

В конце урока можно прочитать и прокомментировать стихотворение А. Тарковского “Словарь”. (Приложение 5)


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21