Преподавание русского языка Развитие речи. Словари. 6-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.01.20 Просмотров: 7 Ветюгова Вера Ивановна, учитель русского языка и литературы
Цели урока:
Оборудование:
I. Поэтическая минутка. В начале урока два ученика читают стихи Я. Козловского и С. Маршака о словарях. Я. Козловский
С.Маршак
После краткого анализа прочитанных стихотворений, я продолжаю урок. Ученые предполагают, что в русском языке более 600 тысяч слов. Все они “хранятся” в словарях. Существует множество словарей. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории слова, третьи расширяют ваш кругозор, приобщают вас к культуре. Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: “Словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него”. Созданием словарей занимаются лексикографы. Они создали целый ряд словарей. Среди них энциклопедические и языковые. Если вас интересуют явления природы, если хотите больше узнать о странах, представителях искусства, исторических деятелях и т.д. – обращайтесь к энциклопедическим словарям. В них вы найдете ответы на вопросы из разных областей знаний. Это такие словари: “Малая Советская энциклопедия”, “Большая Советская энциклопедия”, “Энциклопедический словарь”, “Детская энциклопедия”. Существуют энциклопедические словари более узкого назначения. Это видно из самых названий: “Энциклопедический словарь юного натуралиста”. Существуют словари юных техников, химиков и т.д. II. Демонстрация данных словарей и чтение выдержек из них. Существуют языковые (лингвистические, филологические) словари (орфографические, толковые, фразеологические; словари синонимов, антонимов, иностранных слов; крылатых слов и выражений). Эти словари могут стать вашими друзьями и помощниками. О словарях языковых вы узнаете из презентации вашего одноклассника. Ребята отвечают на вопросы: * Какие словари русского языка вам известны? III. Знакомимся со словарями. В роли “словарей” выступают 4-е ученика. “Словари” должны рассказать о начале своего дня, а класс – определить, какой перед ними словарь. 1-й ученик: “Встал ни свет, ни заря и на всех парусах помчался к озеру. От холодной воды у меня побежали мурашки. Ароматные запахи вокруг вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки”. (Фразеологический словарь.) 2-й ученик: “Ну все, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами”. (Словарь синонимов.) 3-й ученик: “Бабушка приготовила мне винегрет, фрикадельки, чай. Но я съел бутерброд, кусочек торта и выпил чашку кофе с молоком”. (Словарь иностранных слов.) 4-й ученик: “Смотрю свою любимую спортивную передачу. Комментатор часто произносит слова: биатлон, фристайл. А что они значат? Попытался растолковать. Биатлон – лыжная гонка с остановками для стрельбы. Фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур”. (Толковый словарь.) IV. Конкурс рисунков. Ученики заранее нарисовали обложки словарей. Теперь нужно решить, какому из представленных “словарей” какой рисунок предназначен. “Словари” сами выберут себе по одной обложке и тем самым определят победителя конкурса. На доске запись:
Вопрос к классу: Как вы поняли это высказывание? Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чем и как рассказывают их словарные статьи. Словари состоят из множества словарных статей. В разных словарях они имеют свои особенности. V. Практикум. * Познакомимся с особенностями словарных статей толкового словаря школьного учебника (стр. 227), автор М.Т. Баранов. *Как выдумаете, какова основная задача толкового словаря? (Давать толкование, объяснение значения слова.) Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль (рис. 3) – писатель, этнограф, собиратель слов, который создал “Толковый словарь живого великорусского языка” (рис. 4) * Каких авторов толковых словарей вы еще знаете? (Учащиеся называют С.И. Ожегова (рис. 1) и Д.Н. Ушакова (рис. 2). Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но это не так. Толковый словарь, кроме своей основной задачи, выполняет функции и других словарей. Например, в нем можно узнать, как пишется слово, с ударением на каком слоге оно произносится. * Давайте посмотрим, как строится словарная статья толкового словаря. Все слова в словаре размещены в алфавитном порядке. Слово дано в начальной форме, в нем поставлено ударение. Здесь же указаны грамматические характеристики слова, приведены примеры использования слова в речи. * Проанализируем, как построены словарные статьи о словах барабан, белокурый, девиз, заяц, мичман. Работа проводится по группам. * Запись в “Словарь трудных слов” абонемент, иллюстрация, библиотека, экземпляр, стеллаж, каталог, брошюра, библиография. * Какой темой объединены данные слова? Найдите в толковом словаре значения этих слов. Используя толковый словарь, расскажите о грамматических признаках трех слов по выбору. Найдите в “Школьном словаре иностранных слов” статью о слове библиография. Расскажите об этом слове. VI. Работа “словарей” с классом.
VII. Презентация “Словари русского языка”, подготовленная учеником 6 класса А. Макаровым (Приложение). В конце урока можно прочитать и прокомментировать стихотворение А. Тарковского “Словарь”. (Приложение 5) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |