Преподавание литературы Пейзажная лирика А.А. Фета. 10-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.01.17 Просмотров: 5 Асеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оформление урока: портрет Фета, аудиозаписи пьесы Чайковского "Подснежник" (из цикла "Времена года") и романса Аренского "Осень", пейзажные работы художников - импрессионистов (Моне, Мане, Дега, Ренуара), картины Левитана "Вечер. Золотой Плес", "Тихая обитель". Ход урока I. Вступительное слово учителя. Сообщение целевых установок урока. А.А.Фет - один из самых замечательных русских поэтов - пейзажистов. В его стихах предстает перед нами русская весна - с пушистыми вербами, с первым ландышем, просящим солнечных лучей. И русское лето со сверкающим жгучим воздухом, с синим подернутым дымкой небом, с золотыми переливами зреющей ржи под ветром. И русская осень с пестрыми лесными косогорами, с птицами, потянувшимися вдаль. И русская зима с бегом далеких саней на блестящем снегу, с узорами мороза на двойном оконном стекле. Сегодня на уроке мы должны выявить идейно - художественное своеобразие пейзажной лирики Фета, проникнуть в художественный мир поэта, проанализировать изобразительные приемы, связанные с созданием образа природы в поэзии Фета. II. Выразительное чтение стихотворений Фета. Звучит пьеса П.И. Чайковского "Подснежник" (из цикла "Времена года"). Учащиеся читают наизусть стихотворения "Это утро, радость эта:", "Весенние мысли", "Я пришел к тебе с приветом:" Какие картины возникли в вашем воображении? Каким настроением проникнуты данные стихотворения? (Стихотворения радостны, они звучат хвалой пробуждению, обновлению мира, его весеннему преображению.) Таким образом, мы с вами выявили первую характерную особенность пейзажной лирики поэта. Фет одну из главных своих задач полагал в том, чтобы увидеть и отразить многоликость красоты природы, всякий раз приводившей его в радостное изумление. У поэта природа - предмет художественного восторга, эстетического наслаждения. (Учащиеся делают записи в тетради.) III. Индивидуально-групповая исследовательская работа. Сообщение результатов исследования. Следующая особенность пейзажной лирики Фета: явления природы у него описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. Значительное место у Фета занимают образы птиц (ласточки, журавли, снегирь, кукушка), цветов (мак, роза, лилия, ландыш, колокольчик), деревьев (ива, береза, липа, верба, сосна, ель, клен). Ряд учащихся провели исследовательскую работу "Образы деревьев в лирике Фета". Сейчас они сообщат результаты исследования. I группа. В русской поэзии образам деревьев принадлежит исключительно важная роль, что обусловлено и природными факторами, и фольклорно - обрядовыми традициями, и многовековым земледельческим укладом жизни. Липа. Липа ностальгична в историческом измерении. С ней связано прошлое России, память о дворянской культуре. Такой образ лип создает Фет в стихотворении "В саду":
Тенистость липовой аллеи как бы погружает в темную глубину памяти, а душистый запах навевает воспоминания. Тополь. В образах тополя обнаруживается большая стройность, словно соответствующая силуэту самого тополя, стремительно возносящегося вверх. Заостренность тополя, устремленность его в небо раскрыты в стихотворении "Знакомке с юга":
Постоянное колебание тополиной листвы, отблескивающей своими гранями, переход двух окрасок - золота поверхности в серебро изнанки - близки Фету:
II группа. Ива. Образ этого дерева более однозначен, лишен той уравновешивающей светлости, весенней ликующей женственности, которая есть в березе, он более однотонен, меланхоличен, однако приобретает большую глубину. Фет в стихотворении " Ивы и березы", сравнивая эти два дерева, отдает предпочтение ивам:
В облике дерева поэт подчеркивает склоненность, дремотность, задумчивость. Сосна и ель. Хвойные деревья передают иное настроение и смысл, чем лиственные: не радость и грусть, не различные эмоциональные порывы, но скорее таинственное молчание, оцепенение, погруженность в себя. Фет отдает предпочтение лиственным деревьям, испытывающим все превратности времени, но не сторонящимися жизни с ее болями и бедами, расцветом и увяданием, тогда как хвойные покупают бессмертие ценой отказа от жизни:
Сосны "трезвы", поскольку их не опьяняет весна и не мучит осенняя невзгода, они одинаковы, их красоте недостает тепла, их зелень напоминает о смерти. Главное качество, по которому Фет всегда узнает жизнь и красоту,- это трепет, сосны же "не знают трепета". IV. Анализ стихотворения "Заря прощается с землею:" Ученик выразительно читает стихотворение наизусть. Демонстрируются картины Левитана "Вечер. Золотой Плес", "Тихая обитель".
Проанализировав данное стихотворение, мы сможем выделить еще одну особенность пейзажной лирики Фета. Восприятие поэтом окружающего мира было субъективным, импрессионистичным. Импрессионизм - течение в европейском искусстве XIX века. Оно, по словам Палиевского, основано "на принципе непосредственной фиксации художником своих субъективных наблюдений и впечатлений от действительности, изменчивых ощущений и переживаний." Признак этого стиля - "стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах." Фету важно не фотографически точно воспроизвести явления природы, а передать свои впечатления от них. (Демонстрируются пейзажные работы художников - импрессионистов: Моне, Мане, Дега, Ренуара.) V. Наблюдение над музыкальностью лирики Фета. Другая яркая черта лирики Фета - музыкальность. П.И. Чайковский говорил: "Фету дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределам слова. Это не просто поэт, скорее поэт - музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словам." Музыкальность лирики Фета была отмечена не только Чайковским. На слова его произведений сочиняли музыку Танеев, Римский - Корсаков, Аренский, Варламов, Балакирев. (Звучит романс А.С. Аренского "Осень".) В чем же проявляется музыкальность пейзажной лирики Фета? Поэт строит многострочные строфы, соединяя длинные строки с очень короткими:
В области фонетики Фет часто использует звукоподражания, звуковые повторы ("Вдруг в горах промчался гром", "Зеркало сверкало, с трепетным лепетом.") Большую роль в создании мелодии у поэта играют вопросительные и восклицательные предложения, словесные повторы. VI. Самостоятельная работа учащихся с поэтическим текстом. Анализ средств музыкальности в стихотворении. Учащиеся читают стихотворение "Уснуло озеро; безмолвен черный лес" и анализируют средства музыкальности. Работа коллективно проверяется. Выявляются следующие средства мелодики:
VII. Подведение итогов.
Таким образом, мы с вами увидели, что природа у Фета - это скорее всего атмосфера, разлитая и внутри и вовне человеческой жизни, сливающая чувства и мысли со звуками и запахами, пронизывающими все вокруг тонкими вибрациями, которые отзываются и в биении сердца, и в дрожании звезд. Фет - певец красоты. Красота удивляла поэта, молодила его сердце, поднимала на крыльях вдохновения. Красота, по Фету, вездесуща, она во всем: в колебании воздуха, в каждой росинке, в каждой травинке, в звуках голоса, в звоне ручья. Мы сегодня почувствовали, что стихи А.А. Фета вечны, как трели соловья, как "робкое дыхание" любви, как "говор звезд на небесах". В 1856 году, в эпоху фетовского триумфа, Василий Боткин писал о нем в "Современнике": " В то время, когда мир исполнен исключительно заботами о своих материальных интересах, когда душа современного человека погрузилась в мертвящие вопросы об удобствах своего материального существования, когда так часто слышатся или стоны, или крики пресыщенного эгоизма, когда раздумья и сомнения, уничтожив в нас молодость и свежесть ощущений, отравили в них всякое прямое, цельное наслаждение духовными благами жизни, - в это время "является человек со вздохом" и проносит этот "вздох" до конца своей жизни." Домашнее задание.
Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |