Преподавание литературы Урок-практикум по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.01.17 Просмотров: 6 Луц Галина Фридриховна, учитель русского языка и литературы Цель урока: развивать навыки анализа художественного текста, характеристики героев, определить, что писатель ценит в людях. Методические приёмы: самостоятельная подготовка в группах, элементы анализа текста, комментарии учителя. Оформление: Портрет К.Г.Паустовского. Эпиграф: Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, К.Г.Паустовский. Слова на доске: Эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею. Зарубка – отметка рубящим орудием на чём – нибудь, например, на дереве. Пустельга – 1. Хищная птица из семейства соколиных. Интерьер – внутреннее помещение в здании. Презентация – представление чего – нибудь. Ход урока1. Вступительное слово учителя.На прошлом уроке литературы мы говорили о творчестве К.Г.Паустовского, познакомились с историей создания рассказа “Телеграмма”. Сегодня я предлагаю поговорить об этом рассказе. А вот о чём именно, чтобы вам было интересно! Подумайте! Задайте вопросы мне, друг другу, скажите, как вы думаете. Но прежде, чем задать вопросы, давайте выясним: о чём этот рассказ? Какова его основная тема? (Взаимоотношение родителей и детей, милосердие, ответственность человека за свои поступки.) Определите, как построен рассказ. Выделите 3 основные части, подберите эпиграф. Записи в тетради: 1 ч. – Мать. “Эх, горе горькое, страдание неписанное”. 2 ч. – Дочь. “Эх ты, сорока!” 3 ч. – Телеграмма. “За добро плати добром, не будь пустельгой”. 2. Работа в группах.1 группа – Почему рассказ начинается с пейзажной зарисовки и с описания интерьера? (Настраивает на определённый лад, пронизывает мысль об увядании. Фразы короткие, от них веет каким – то холодом, а подсолнух “всё доцветал и никак не мог доцвесть”. В природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание.) Записи в тетради: За простой манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине. – Какие мысли автор передаёт через пейзаж? (Мысль об увядании: “тучи тащились”, “трава полегла”, “октябрь на редкость холодный”.) – Каков ритм прозы? (Фразы короткие, веет каким-то холодом. А подсолнух всё доцветал.) – Каково внутреннее состояние Катерины Петровны? (Соотношение состояния природы с душевным состоянием человека). – Выражает ли автор прямое сочувствие героине? (Нет. Оно скрыто. Когда жизнь природы замерла, Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам.) – Какие детали интерьера свидетельствуют, что жизнь замерла в старом доме? (Горький запах нетопленных печей, пыльный “Вестник Европы”, пожелтевшие чашки, нечищеный самовар.) 2 группа – Давайте поговорим о Катерине Петровне. Восстановите прошлое героини. (Петегбургская жизнь, жила в Париже, видела похороны Гюго, живёт воспоминаниями, но и они тускнеют.) – Для чего хранит она старые вещи? (Отдавая самое дорогое, женщина вновь и вновь переживает прошлое, частицы жизни и судьбы.) – Подберите синоним к слову “маленькая”. (Беззащитная.) – Были ли у Насти серьёзные причины не приехать к матери? (Насте некогда, Катерина Петровна оправдывает дочь. Бережно перебирает деньги…) – Найдите строчки в тексте. – Катерина Петровна написала письмо. Почему? (Её могла испугать собственная слабость.) Записи в тетради: Вывод: Катерина Петровна живёт воспоминаниями, они бы могли скрасить её одиночество, но и они тускнеют. Автор своим подтекстом подчёркивает, что “сумрачно” не только в опустевшей комнате, но и в душе героини. 3 группа – Мы пока ничего не знаем о дочери Катерины Петровны, но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катерине Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по себе.) – Поговорим о Насте. Найдите и зачитайте портрет Насти. (Холодные глаза.) – Найдите в тексте глаголы, которые указывают на темпы Настиной жизни. (Горячилась, доказывала, хлопотала, ссорилась и мирилась, приходила в отчаяние.) – Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптурный портрет Гоголя? (Произошла встреча человека с прекрасным. “А письмо – то…” – происходит перелом в душе, вспоминает мать.) – Какая внутренняя связь есть между скульптором и Катериной Петровной? Случайна ли цифра 3? (И Тимофеев, и Катерина Петровна переживает душевную драму, причина которой – человеческое равнодушие. 3 года страдает Катерина Петровна, 3 года – Тимофеев в творческих муках.) – Бездушна ли, по-вашему, Настя? (От карьеризма пострадала её душа.) – Прочитаем эпизод “Настя под хмурым небом”. – Это кульминация центральной части. Настя переживает душевный кризис. Вывод: Её горькие слёзы – это слёзы очищения. Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение “ненаглядная моя”. – Настя потеряла в жизни опору. Есть такая библейская заповедь: “Чти отца своего и матерь свою”. А В.Берестов сказал так:
4 группа – Почему рассказ называется “Телеграмма”? Телеграмму посылают в исключительных случаях, когда сообщение надо передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. – Вывод: Не забывайте о самых близких, самых родных, которые нуждаются в вас, а то может оказаться поздно. “Будь человеком, – говорит Паустовский. – За добро плати добром”. 3. На доске эпиграф. Объясните, почему именно эти слова Паустовского я взяла эпиграфом к уроку?4. 5 группа– На все ваши вопросы мы ответили. Теперь ответьте на мои. Какой многоязычный смысл заключён в данных выражениях?
Слово “зарубка” (отметка рубящим орудием на чём – нибудь). Как вы думаете, зачем это слово нам сегодня? (Зарубки бывают на сердце. У нас остались зарубки.) 5. Игра “Крестики – нолики”.1) Отметьте правильный вариант: А. “Вестник Европы” – а) журнал, выходивший в 1866 – 1918г. Б. Барельеф – а) барьер для лошади В. Салоп – а) широкое женское пальто Г. Корсаж – а) экипаж для перевоза людей Д. Калорифер – а) оттенок на картине Е. Стеклярус – а) особая национальность на Руси 2. Кому принадлежат слова? Запишите правильный ответ:
6. Подведение итогов.Мы говорили на уроке об отношениях родителей и детей. А теперь каждый задумайтесь о своих родителях. Какие ласковые, добрые слова вы хотели бы сказать им? Вернувшись домой, обязательно произнесите эти слова, ведь они предназначены самым близким и родным для вас людям. 7. Домашнее задание.Напишите сочинение на тему “Поступок, за который я себя осуждаю”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |