Преподавание литературы Петербург Ф.М. ДостоевскогоNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.01.15 Просмотров: 8 Филиппова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование урока:
Эпиграф к уроку
Ход урока
Так уже сложилось, что Петербург первой половины 19 века называют пушкинским, а Петербург второй половины 19 века – Петербургом Достоевского. Действие в романе происходит в 1865 году. Это время, когда меняется внешний облик города: растёт строительство многоквартирных доходных домов с дворами-колодцами, с тёмными комнатами для прислуги, с мрачными, чёрными лестницами; возникают унылые корпуса заводов и фабрик; обостряется конфликт “города пышного” и “города бедного”. Давайте попробуем перенестись в атмосферу Петербурга 19 века, попробуем увидеть, как меняется облик города ко второй половине века. Просмотр слайд-шоу “Петербург 19 века”, подготовленного учителем. В каком же Петербурге жил сам Достоевский: “пышном” или “бедном”? Каким он видел этот город? В каких домах жил? По каким улицам гулял? Электронная презентация учащегося “Петербург Ф.Достоевского” Именно в таких домах, угловых, в каких жил сам, поселит Достоевский своих героев; его герои будут ходить по тем же улицам, по которым ходил сам писатель. Топографические детали, реалии играют большую роль в романе. Известный литературовед М.М.Бахтин ввёл в литературоведение понятие “хронотоп” романа (с лат. “время” + “пространство, место”). М.Бахтин так писал о пространстве романа “Преступление и наказание”: “Порог, прихожая, коридор, площадка, лестница, ступеньки её, открытые на лестницу двери, ворота дворов, а вне этого – город: площади, улицы, фасады, кабаки, притоны, мосты, канавки. Вот пространство этого романа”. Время основного действия в романе 2 недели. Создаётся впечатление, что Раскольников мечется по городу. Он избегает, сторонится людей, но в то же время стремится на улицы, в людные места. Почему? (Возможно, Раскольников ищет подтверждения своей теории. Добро в нём борется со злом, он стремится в город, чтобы принять решение. И город помогает это решение принять. Но, увы, не в пользу добра… Получается, что город подтолкнул Раскольникова к преступлению, стал его соучастником. Как вы думаете, из чего складывается образ, характер Города? В ходе беседы у учащихся в тетради появляются следующие записи. Пейзажи: грязь, пыль, духота, “отвратительный и грустный колорит” Сцены уличной жизни: сцена самоубийства, сцена с пьяной девочкой, сцена с пьяным в телеге у распивочной и т.д. враждебность, равнодушие, злоба, корысть
Люди: Мещане, дворники, студенты, извозчики, мастеровые, нищие, повара, прачки, портные, нищие, мелкие служащие, девицы лёгкого поведения, низшие сословия, нереспектабельный вид Интерьеры: “каморка”, “шкаф” Раскольникова, “комната-сарай” Сони, “проходная” Мармеладовых “углы”, “гробы”, нечеловеческое жильё Звуки: шарманка, пьяные выкрики, детский голосок, поющий “Хуторок”, ругань, свист кнута раздражение, дисгармония, тоска Цвет, запах: жёлтый, серый, грязно-жёлтый; запах краски, запах кабаков и распивочных, запах скота и овса (на Сенной) грязь, вонь, духота Вывод: всё в романе даёт общее впечатление города, который враждебен человеку, который создаёт атмосферу безысходности, толкающую людей на преступления против себя и людей. Ученик читает наизусть стихотворение Н.М.Коншина “Жалобы на Петербург”:
Да, Петербург Достоевского – это город, “в котором невозможно быть”. Но мне не хотелось бы заканчивать урок на такой трагической ноте. Ф.М.Достоевский считал, что Петербург – душа романа. Душа же любого города - люди, живущие в нём. И город преступен настолько, насколько преступны души людей. Да, преступных (преступивших) героев в романе большинство. Но если есть в городе люди, способные сохранить среди грязи, духоты и равнодушия чистоту и богатство своих душ, мало того, поделиться ими с другими, то и город становится добрее. А именно это и происходит в романе. Соня, Дуня, Разумихин. Их доброта, доброта их душ растворилась в городе. А значит, не так уж преступен Город, всё-таки соединивший Соню и Раскольникова. Душа города – люди. Наша последняя презентация именно о них, о людях. ! Презентация проекта “Что в имени тебе моём?” (Этимология имён и фамилий в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”) Домашнее задание: сочинение-эссе “Раскольников и Петербург” Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |