Преподавание литературы Урок литературы в 8-м классе на тему "Л.Н. Толстой о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг" (на примере рассказа "После бала")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.01.14 Просмотров: 7 Шабалина Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы Цели и задачи:
Предварительное задание: 1. Прочитать статью в учебнике о Л.Н.Толстом «Художник, мыслитель, человек» 2. Объяснить значение ключевых слов и словосочетаний: мировоззрение, проблемы бытия, деспотизм, деспотизм власти, нравственное обновление, мораль. 3. Групповое задание:
…Толстой рассказал нам о русской жизни столько же, Ход урока На прошлом уроке мы начали изучение творчества великого русского писателя Л.Н.Толстого, совершили заочную экскурсию по местам, где проживал писатель. Обратимся к эпиграфу. -Как вы понимаете смысл высказывания М.Горького? I. Проверка домашнего задания -Кто же это удивительный человек, какую жизнь он прожил? (Толстой был велик не только как гениальный писатель, но и как человек, как личность. Вся его жизнь - это путь самосовершенствования , поэтому он призывает человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к сознанию нравственной ответственности за свои поступки) II. Изучение произведения -Обратимся к жанру произведения. Почему этот текст является рассказом? (В центре повествования одно важное событие из жизни героя, текст небольшой по объёму) -Какое событие описано? (Потрясение героя от увиденного после бала) В рассказе слышна перекличка двух эпох - той, которую непосредственно изображает Толстой ( 40-е годы XIX века, время правления Николая 1), и той, которая присутствует незримо, определяя основные вопросы бытия. Поэтому писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать , что его ужасы живут и в настоящем. Он выступает против насилия и гнета, против бесчеловечного отношения к людям. Изучая это произведение, мы должны дать правильную оценку героям и событиям. -Что необычного вы увидели в построении рассказа? (Это рассказ в рассказе; зачитывается начало произведения: разговор ведется о нравственных ценностях человека, используется контраст как прием) -Что построено на контрасте? (Описание событий бала и после, психологическое состояние героев) -Для чего здесь используется этот прием? (Позволяет писателю выявить сущность характеров персонажей и раскрыть противоречия русской действительности) III. Анализ эпизодов -Перескажите кратко содержание 1 и 2 части Составление таблицы в тетради (проверка групповых заданий). Примеры контрастов. ОБСТАНОВКА
- Что помог передать контраст? ( Эти события противопоставлены друг другу. Светлые радостные краски бала 1 части, беззаботное веселье молодых людей резко оттеняет мрачную картину 2 части.) СОПОСТАВЛЕНИЕ
-Какие выводы можно сделать из этих наблюдений? ( Контрастное изображение героев помогло передать перелом в душе рассказчика) -Многие критики основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображен в маске, а после бала в истинном свете. -Как вы думаете, так ли это? ( Полковник убежден, что делать надо «все по закону». Он такой, каким его изобразил рассказчик: искренен в отношении с дочерью, с людьми определенного круга любезен. Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. Мы знаем по тексту, как он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича. Но это не снимает с него вины, а лишь в какой-то мере объясняет мотивы его поступков.) IV. Обобщение. -Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Подтвердите это текстом. ( Он был настолько ошеломлен увиденным, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло) - Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом? - Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая? ( Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния общественному злу.) V. Выводы Значение рассказа огромно. Толстой, как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство? Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа. VI. Закрепление. Тест. ( распечатано на каждого ученика) 1. Жанр произведения:
2. Раскрытию идеи произведения помогает:
3. Произведение заставляет задуматься о:
4. Тема произведения:
5. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?
6. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?
7. Что можно сказать о жизненной позиции Л.Н.Толстого:
VII. Заключение Тема ответственности человека за происходящее вокруг актуальна и по сей день. К сожалению, в нашей жизни нам приходится сталкиваться с несправедливостью. На уроках литературы, изучая произведения, будем находить мирные пути решения конфликтов. VIII. Домашнее задание Письменно объяснить название произведения «После бала» Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |