Преподавание русского языка Цветочный разговорNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.01.14 Просмотров: 8 Даниленко Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы Цели и задачи:
Оборудование: портреты русских поэтов; натюрморты и букеты цветов кисти известных художников; рисунки учащихся; живые или декоративные цветы на столах учащихся; магнитофон, запись балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского; урок сопровождается презентацией «Полевые цветы, полевые…» (Приложение 1) Ход урокаУчитель: Вслушайтесь в музыку великого русского композитора П. И. Чайковского и постарайтесь представить себе тот радостный танец цветов, который вы создадите силой своего воображения. Роза, лилия, ландыш, фиалка, маки… Сегодня мы с вами поведем «цветочный разговор». Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, радуют на именинах, на праздниках, на свадьбах, утешают в старости, они с нами в последнем пути… Мы с вами поговорим об отношении к цветам поэтов, о легендах, в которых рассказывается о цветах, послушаем стихи. Один мудрец сказал, что для счастья человеку нужно солнце, небо и цветы. Люди, уставшие от городской суеты, от унылого однообразия, наслаждаются цветами полей, лугов, лесов, выбравшись на природу. (В. Лукина «Когда на сердце неспокойно станет»)
Огромный, как необъятный океан жизни, мир вбирают в себя слова полевые цветы. Сколько надежд, радостей, счастья, теплоты, свиданий, встреч за простыми, всем известными названиями – ромашки, колокольчики, незабудки, маки… Полевые цветы дали жизнь стихам, песням, легендам, рисункам и живописным полотнам. Чтец: Многие поэты любили и воспевали в стихах нежные неприхотливые полевые цветы, растущие в полях и на лугах России. (И. А. Бунин «Полевые цветы»)
Чтец: Каждую осень мы с мамой ездим в лес. Как прекрасен осенний лес! Какое буйство красок! Но однажды в осеннем лесу я увидела чудо. Лес стоял сумрачный и притихший. Уже облетели листья с деревьев. Мы бродили по лесу, под ногами шуршала опавшая листва. Было тихо-тихо. И вдруг я увидела нежный сиреневый цветок. Казалось, что какая-то волшебная сила принесла его из весеннего леса в осень. Это был «безвременник» (не по времени цветущий цветок). А он гордо держал свою головку, как будто говорил: «А весна все равно наступит!» Мама вспомнила стихотворение А. С. Пушкина:
Учитель: Эти строчки А. С. Пушкин написал в 1825 году в Святых горах. Всего шесть строчек, а сколько чувств! В этом стихотворении слилось в одно целое - восприятие последних осенних цветов и переживания человека из-за разлуки с любимым. А. С. Пушкин очень любил цветы. Семен Гейченко – бессменный хранитель Пушкинского музея в Михайловском – говорил: «Когда Пушкин прибыл в Михайловское, первыми его встретили…цветы! Они ведь в Михайловском всюду: в лесах, полях, парках и садах…А приходит весна и вся земля покрывается цветами как ковром, – земля становится голубой, как небо, как платье невесты, розовой, как золотой солнечный луч – это цветут подснежники, перелесок, фиалка…» Цветочное царство ласкало глаз поэта, создавало прекрасные лирические образы. В благоухающем венке поэзии Пушкина василек и гвоздика, незабудка и и амарант, чабрец и маки, ландыши и фиалки. Не раз поэт применял в стихотворениях обобщающее понятие «цветы»: «Я твой – люблю сей темный сад с его прохладой и цветами…», «Росой окропились цветы на полях…» Чтец: (А. С. Пушкин)
Учитель: Волшебными узорами расписан луг с весны до осени. Когда ночи сойдут на нет и просторные июньские дни наполнятся жаром, то вдоль хлебного поля зажгутся нежно-голубые или синие васильки. Василькам «посвятили» свои работы многие живописцы. Они являются популярным элементом орнамента в народных вышивках. Очень любил эти цветы великий русский баснописец И. А. Крылов. Случилось это в 1823 году. Когда Крылов заболел, императрица Мария Федоровна (мать Александра I), почитавшая его творчество, прислала ему букет цветов и попросила перебраться к ней в Павловск, сказав: «Под моим надзором он быстрее поправится». Такое внимание глубоко тронуло Крылова. Вскоре он написал басню «Васильки», в котором под видом цветка изобразил себя, а под видом солнца – императрицу. Подаренный букет И.А.Крылов бережно засушил, часто им любовался и завещал, чтобы, когда он умрет, положили цветы рядом с ним. Говорят, что так и было исполнено. Чтец: (Я. Холецкий)
Чтец: (В. Ивченко)
Чтец: Невозможно, проходя мимо поляны, на которой цветут ромашки, остаться равнодушным. Народная молва утверждает, что этот цветок похож на удивительный глаз, который все видит. Существует легенда о ромашке. Давным-давно жила на свете девушка. Она была прекрасной, скромной и нежной. И был у нее любимый человек – Роман. Они очень любили друг друга. Роман часто дарил своей девушке цветы и однажды он принес ей цветок, который раньше девушка никогда не видела. Роман сказал, что этот цветок ему приснился и, когда он проснулся, то увидел его на своей подушке. Цветок был скромный – вокруг солнечной серединки поселились вытянутые лепестки. Он очень понравился девушке. Она предложила назвать цветок Ромашкой и попросила Романа собрать целый букет этих цветов, чтобы подарить всем влюбленным. Он понимал, что невозможно достать цветы из сна, но не мог отказать любимой. Долго Роман искал эти цветы. И вот нашел на краю света Царство снов. Царь предложил ему обмен – Роман навсегда остается в его царстве, а Царь снов дарит его девушке поле цветов. И молодой человек согласился. Ради любимой он был готов на все! Девушка долго ждала любимого. Однажды она проснулась, посмотрела в окно и увидела бескрайнее ромашковое поле. Поняла тогда девушка, что жив ее Роман, но далеко он. Не увидеть его ей никогда! Она подарила людям эти цветы. Люди же полюбили эти цветы за их простую красоту и нежность, а влюбленные стали гадать на них. И теперь мы нередко видим, как по одному лепестку отрывают, приговаривая: «любит – не любит?» (И. Шаферан «Девчонка гадает у тихой реки»)
Чтец: (М. Дудин «Ромашка»)
Учитель: Вы идете по летнему лугу и видите среди разнотравья нежные и неприхотливые цветы – голубые колокольчики. Они чаруют нас своей неброской красотой. Смотришь на колокольчики и кажется, что слышишь тихий мелодичный звон. Чтец: Что-то удивительно родное таится в этих нежных милых цветах. И вспоминаются строчки из стихотворения (А. Н. Толстой «Колокольчики мои»)
Чтец: (А. А. Фет)
Учитель: И. С. Тургенев всегда преподносил своим друзьям фиалки. Горячо любил фиалки А. А. Блок. Ф. И. Тютчев писал, что ночное благоухание фиалки наполняет его душу «невыразимым чувством таинственности и погружает в состояние благоговейной сосредоточенности» Чтец: Древнегреческая легенда рассказывает, что однажды Аполлон увидел прекрасную дочь Атласа. Она ему очень понравилась. Но дочь Атласа испугалась и бросилась бежать. Долго преследовал Аполлон девушку. В отчаянии обратилась она к богам, просила защитить ее от преследований Аполлона. И была превращена она Зевсом в фиалку. Чтец: У христиан фиалка символизирует смирение. Она мало заметна среди других цветов. Цветок будто прижимается к земле и все же тянется к свету. Так и человек: жизнь его должна проходить незаметно, а сердцем он должен стремиться к Богу. Чтец: (Е. Серова «На солнечной опушке»)
Учитель: Этот чарующий, загадочный цветок с тонким ароматом, слегка кружащим голову, любили многие поэты и композиторы. П. И. Чайковский до боли в сердце, до «бешеного обожания» любил ландыши. Когда композитор был во Флоренции, он так затосковал среди роз и магнолий, что обратился к поэзии.
Чтец: Ландыш сравнивают со слезами. Старая легенда гласит, что этот чудный цветок вырос из упавших на землю слез. Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и грусти. Чтец: (А. А. Фет «Первый ландыш»)
Чтец: (С. Я. Маршак «Ландыш»)
Чтец: Легенда рассказывает, что жили когда-то юноша и девушка и очень любили друг друга. И были у той девушки красивые голубые глаза и нежный голос. Однажды пришлось юноше отправиться в далекую страну. И тогда сорвала девушка букет голубых цветов и подарила их любимому, сказав: «Помни обо мне. Я буду ждать тебя». Долго странствовал юноша. Забыл он о своей девушке с красивыми голубыми глазами, забыл, что она его ждет. Но однажды юноша остановился на лесной поляне и услышал чей-то шепот. Прислушался он и понял, что это шепчутся маленькие голубенькие цветочки. «Не забудь! Не забудь!» – шептали они. И вспомнил тогда юноша девушку с красивыми голубыми глазами, которая его любила, вспомнил он и о своем обещании вернуться к ней. Оставил он чужие края и вернулся домой к той, что подарила ему маленький букетик голубых цветов. А цветы эти люди стали называть незабудками. Чтец: (М. Ю. Лермонтов «Незабудка»)
Учитель: Подснежники – самые первые, самые беззащитные, самые милые нашему сердцу цветы. Каждый год их нежные цветы, тонкий аромат напоминают нам, что снова пришла весна. Снова с безоблачного голубого неба льется ласковое долгожданное тепло и всюду появляются следы пробуждающейся жизни. Есть красивая легенда о милосердном цветке, который назвали люди подснежником. Чтец: В маленькой избушке на краю леса жили брат и сестра. Мать с отцом ушли на заработки и очень долго не возвращались.
Чтец: (С. Манасевич «Подснежник»)
Чтец: (М. Сырова «Подснежник»)
Учитель: В русских народных сказках часто упоминают про одолень-траву. А кувшинка – не что иное, как знаменитая сказочная одолень-трава. Молва приписывает ей волшебные свойства. Она может дать силы одолеть врага, оградить от бед и напастей, но может и погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами.
Чтец: Легенда о кувшинке рассказывает, что Болотный царь увлек в тину красавицу-графиню. Убитая горем мать каждый день ходила на берег болота. Однажды увидела она в воде удивительно красивые белые цветы, лепестки которых напоминали цвет лица ее дочери, а тычинки – ее золотистые волосы. И поняла мать, что эти прекрасные белые цветы – дети Болотного царя и ее дочери, ее внуки… Чтец: (В.Чуприна «Маки»)
Учитель: Мак. Этот цветок нашел свое отражение в устном народном творчестве. Про него придумано множество загадок, отображающие свойства этого удивительного цветка.
Чтец: Когда Господь создал землю, животных и растения, все были счастливы, кроме Ночи. Как ни старалась она при помощи звезд и светящихся жучков рассеять свой глубокий мрак, слишком много красот природы она скрывала и отталкивала этим от себя. Тогда Господь создал Сон, сновидения и грезы, и вместе с ночью они стали желанными гостями. Со временем в людях пробудились страсти. Один человек даже задумал убить своего брата. Сон хотел остановить его, но грехи этого человека мешали ему подойти. Тогда сон воткнул свой волшебный жезл в землю, а Ночь вдохнула в него жизнь. Жезл пустил корни, зазеленел и, сохраняя свою вызывающую сон силу, превратился в мак. Итог урока Учитель: (И.А. Бунин «Полевые цветы»)
Дорогие ребята! Очень хотелось бы, чтобы вы сегодня не только узнали легенды и стихи о цветах, но еще больше полюбили бы свою Родину. Как говорил К. Г. Паустовский: «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к родной стране».
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |