Преподавание литературы Литературно-музыкальная композиция, посвященная 150-летию со дня рождения А.П. Чехова "Несравненный художник жизни"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1014 Клюкина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы; Плесовских Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы; Попова Евгения Владимировна, учитель русского языка и литературы; Родина Ираида Алексеевна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (24,26 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Долгова Я. "К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное... Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, враньё... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился: Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то сошло с ума, столько-то вёдер выпито, столько-то детей погибло от недоедания: И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других". ("Крыжовник", 1898 г.) Моисеева Н. Эти слова были написаны более ста лет назад, но звучат так, словно родились только что и относятся к нашей сегодняшней жизни. В них - весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым человеком "с молоточком", который напоминал в своё время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что "в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Он самый близкий нам из классиков по времени, мироощущению и тому идеалу, который он выдвинул в своих произведения. Подшивалова А. По словам И.А.Бунина, в жизни Чехов был именно тем, чем был в творчестве - человеком редкого душевного благородства, воспитанности, изящества, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности, при редкой правдивости. Шведов И. Чеховская личность - это путь, по которому двигался писатель. Борьба за свободного человека в себе - вот чем была его жизнь. Чехов трудился над этой задачей всю жизнь. В своих письмах он объясняет, что такое воспитание: "Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям: - Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Ведунова А. -Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Осетрова В.- Они уважают чужую собственность, а потому платят долги. Казаков. - Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Подшивалова А. - Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Бобровников Н.- Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу и т.д. Эти мысли были протестом против того мира пошлости, который окружал Чехова в детстве. Они найдут позже выражение в его рассказах "Спать хочется", "Ванька", "Мальчики". Как удивительно высок, светел дух любви и печали, создавший эти рассказы! Сценка "Ванька" в исполнении Квашнина Савелия (5 Б) Подшивалова А. Повзрослев, Чехов решил посвятить себя медицине, но денег на жизнь не хватало, и Антон Павлович активно сотрудничает в журналах: пишет небольшие рассказы и посылает их под псевдонимами (Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезенки и др.) в различные издания. Критики отмечали, что всех изумляла свобода и легкость, с которой бьющая через край могучая энергия творчества воплощалась в несметное множество бесконечно разнообразных рассказов. Осетрова В. Как - то Чехов сказал, что именно жанр короткого рассказа позволил ему создать мозаичную картину современного мира. Он писал очень короткие рассказы, на первый взгляд, как будто простые, обыкновенные. Казалось, что это просто смешные новеллы, но стоило над ними немного задуматься, заглянуть в них поглубже - и становилось грустно и страшно: так как много в них было правды, которую всегда, и прежде всего от себя, требовал писатель Чехов. В рассказе "Хамелеон" от небольшого комического случая, забавной детали читатель приходит к пониманию сути хамелеонства. Выразительное чтение отрывка из рассказа "Хамелеон" (Шведов И., Янбаев Т., Зобнин П.) Шведов И. Сатирические рассказы А.П.Чехова беспощадно высмеивают чинопочитание, лакейство, приспособленчество, утрату чувства собственного достоинства. В рассказе "Толстый и тонкий" главный объект осмеяния - маленький чиновник, который подличает и пресмыкается, когда его никто к этому не вынуждает. Как- то Чехов сказал, что именно жанр короткого рассказа позволил ему создать мозаичную картину современного мира. Сценка "Толстый и тонкий" (Дубровский Н., Чембура В., Красноперова Ю., Мельников Ф.) Бочарникова А. У Чехова своя специфическая художественная манера - немногословность, внешняя беспристрастность. Краткости добивается Чехов и в описании природы. В повести "Степь" окружающая героев действительность подается через различные уровни мировосприятия. В то время, как взрослые решают свои прозаические бытовые и материальные проблемы, для мальчика Егорушки, впервые покинувшего маленький уездный городок, словно открывается дверь в удивительный сказочный мир. Здесь все одушевлено: степь то "улыбается утреннему солнцу", то "томится от летнего зноя": Когда Чехов описывает, как томится степь от засухи, как она сетует, "что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные", то образ степи словно становится символом обездоленной Руси Синицкая Н. Чтение отрывка из повести "Степь" ("Ой, ты степь широка") Познакомившись потом с подводчиками, Егорушка увидит, что среди них немало людей самобытных и талантливых, но каждый по-своему несчастен и лишен возможности раскрыть лучшие свои потенциалы. Егорушка, несмотря на свой юный возраст, не может мириться с жизненным злом, к которому привыкли окружающие. Моисеева Н. Когда читаешь книги Чехова, поражает мелодия чеховской речи, ее ритм, музыкальность. Чехов не случайно сближал в своем восприятии литературу и музыку. Ведь в основе музыкального чувства - особое поэтическое ощущение мира. Ведунова А. В "Рассказе неизвестного человека" (1893) Чехов показывает, как мелодия из "Времен года" П.И.Чайковского вызывает у одного из героев душевный подъем: "Он (грузин) сел за рояль, тронул один клавиш, потом заиграл и тихо запел: "Что за день грядущий мне готовит?" - но, по обыкновению, тотчас встал и встряхнул головой. - Сыграйте, кум, что-нибудь, - попросила Зинаида Федоровна. - Что же? - спросил он, пожав плечами. - Я уже все перезабыл. Давно бросил. Глядя на потолок, как бы припоминая, он с чудесным выражением сыграл две пьесы Чайковского так тепло, так умно. Лицо у него было такое, как всегда не умное и не глупое. И мне казалось просто чудом, что человек, которого я привык видеть среди малой низменной, нечистой обстановки был способен на такой высокий и недосягаемый для меня подъем чувства, на такую чистоту. Звучит произведение П.И. Чайковского "Подснежник" Левитан "Березовая роща" Шведов И. Летние месяцы семья Чеховых проводила в подмосковной усадьбе Бабкино, что в трех верстах от Воскресенска. Живописная усадьба, высокий берег Истры, вид на зеленую долину реки, луга, поля, леса, окрестные деревеньки Бабкино и его окрестности пленяли и жившего здесь художника Исаака Ильича Левитана. Антон Павлович с ним очень сдружился. Что связывало их? Оба широко образованные, умные, обаятельные, с тонким чувством юмора. Но главное - родство душ, что особенно ярко сказалось в восприятии ими природы. Меткими, выразительными, удачно сгруппированными деталями создается единое настроение. Левитан считал Чехова тонким мастером русского пейзажа. Он писал автору: ":Ты поразил меня как пейзажист:" Подшивалова А. "Великолепие тихого летнего утра представлялось чем-то сказочным. Земля, одетая в зелень, обрызганная алмазной росой, казалась прекрасной и счастливой. Лучи солнца яркими пятнами ложились на лес, а в необыкновенно прозрачном глубоком воздухе стояла такая свежесть, точно весь мир Божий только выкупался, отчего стал моложе и здоровее" ("Чужая беда"; картина Левитана "Березовая роща") Казаков "На плотине, залитой лунным светом, не было ни кусочка тени; на середине ее блестело звездой горлышко от разбитой бутылки: Ничто не двигалось. Вода и берега спали, даже рыба не плескалась:("Волк", 1886 г.) Картина "После дождя. Плес" 1889. Романс " Ночь светла" Осетрова В. "Белое облачное небо, прибрежные деревья, камыши и лодки с людьми и веслами отражались в воде, как в зеркале; под лодками, глубоко в глубине, в бездонной пропасти тоже было небо.: Один берег, на котором стояла усадьба, был высок, крут и покрыт деревьями, на другом, отлогом, зеленели широкие заливные луга и блестели заливы" (" Именины"; картина Левитана "Вечерний звон") Бочарникова А. Пейзаж Левитана, "пейзаж - настроение", рука сама тянется к книге Чехова. Хочется открыть рассказ "Попрыгунья". Есть в нем отрывок, созвучный левитановскому пейзажу. Чтение отрывка из рассказа "Попрыгунья" - Бочарникова Саша 8 Б класс. " День был теплый и тихий, но пасмурный. Рано утром на Волге бродил легкий туман, а после десяти часов стал накрапывать дождь. И Волга уже была без блеска, тусклая, матовая, холодная на вид:И казалось, что роскошные зеленые ковры, алмазные отражения лучей, призрачную, синюю даль и все щегольское и парадное природа сняла теперь с Волги и уложила в сундук для будущей весны". Моисеева А.(Карта поездки на Сахалин.) В жизни Чехова был загадочный год: год его путешествия на Сахалин. И в 30 лет он, преуспевающий писатель, благополучный врач, неожиданно для всех, через всю Россию едет к Тихому океану на остров Сахалин. В своем письме к А.С. Суворину он писал: "Мне страстно хочется спрятаться куда-нибудь лет на пять и занять себя кропотливым, серьезным трудом". Казаков. Перед его глазами прошла вся Россия. Сначала Ярославль, потом - Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург (иллюстрация), где Чехов остановился на три дня в "Американской гостинице" (теперь здание художественного училища на улице Малышева). Впереди Чехова ждало мучительное "конно-лошадное" странствие через всю гигантскую страну на каторжный остров Сахалин - "место невыносимых страданий". Иллюстрация "Владимирка" Музыка "Вот мчится:" В. Макарова Ведунова А. Поездка на Сахалин стала неким рубежом в жизни Чехова, закалила, сделала его мужественнее. По материалам поездки он пишет обличающую книгу " Остров Сахалин". И, наверное, неслучайно через полтора года, уже в Мелихове, он создаст "Палату №6". ":Я рад, что в моем беллетристическом гардеробе будет висеть и сей жесткий арестантский халат. Пусть висит!" Синицкая А. Я ходил из избы в избу один; иногда сопровождал меня какой-нибудь каторжный или поселенец, бравший на себя от скуки роль проводника. Я входил в избу. На Сахалине попадаются избы всякого рода, смотря по тому, кто строил - сибиряк, хохол или чухонец. Двора обыкновенно нет. Возле ни одного деревца. Сараишко или банька на сибирский манер встречаются редко. Если есть собаки, то вялые, не злые. И почему-то эти смирные, безобидные собаки на привязи. Если есть свинья, то с колодкой на шее. Петух тоже привязан за ногу. - Зачем это у тебя собаки и петух привязаны? - спрашиваю хозяина. - У нас на Сахалине все на цепи, - острит он в ответ. - Земля уж такая. В избе одна комната, с русскою печкой. По обстановке это не изба, не комната, а скорее камера для одиночного заключения. Там чувствуется отсутствие чего-то важного; нет деда и бабки, нет старых образов и дедовской мебели, стало быть, хозяйству недостает прошлого, традиций. Нет красного угла, или он очень беден и тускл, без лампады и без украшений, - нет обычаев; нет кошки, по зимним вечерам не бывает слышно сверчка... а главное, нет родины. Бобровников Н. Не подчеркивая и отнюдь не стараясь ставить точки над и, автор вырисовывает такую потрясающую картину жизни на Сахалине, что, совершенно подавленный и глубоко пристыженный, закрываешь книгу, и долго не можешь отделаться от полученного впечатления. Если бы г. Чехов ничего не написал более, кроме этой книги, имя его навсегда было бы вписано в историю русской литературы и никогда не было забыто в истории русской ссылки. Сказанным достаточно определяется огромное общественное значение его книги, тем более, что лучшей книги о Сахалине до сих пор не было и нет. Моисеева А. К.И. Чуковский сказал о Чехове: "Он не просто описывал жизнь, но жаждал переделать ее, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее". Совершенствуясь в мастерстве, Чехов одновременно меняет и внутреннее отношение к своим персонажам. Сперва он их показывает как пошляков, потом - как чудаков, потом как обыкновенных людей, потом жалеет, потом начинает в них находить достоинства и кончает великою к ним любовью. Чтение отрывка из рассказа "Скрипка Ротшильда" ( Полюхова М.) Чайковский "Октябрь" - осенняя песнь Картина Левитана "Золотая осень" "Солнце сильно припекало, и от воды шло сверканье, что было больно смотреть. Яков прошёлся по тропинке вдоль берега и видел, как из купальни вышла полная краснощекая дама, и подумал про неё: "Ишь ты, выдра!". Недалеко от купальни мальчишки ловили на мясо раков, увидев его, они стали кричать со злобой: "Бронза! Бронза!". А вот широкая старая верба с громадным дуплом, а на ней вороньи гнезда: И вдруг в памяти Якова, как живой, вырос младенчик с белокурыми волосами и верба, про которую говорила Марфа. Да, это и есть та самая верба - зеленая, тихая, грустная. Как она постарела, бедная! Он сел под неё и стал вспоминать. На том берегу, где теперь заливной луг, в ту пору стоял крупный березовый лес, а вон на той лысой горке, что виднеется на горизонте, тогда синел старый - старый сосновый бор:" Шведов И. Печальная, за душу берущая мелодия скрипки гробовщика Якова Бронзы дает почувствовать, что в очерствевшей душе героя глубоко скрыты настоящие человеческие чувства. И в доме Чехова часто звучала музыка. Писатель мог ее слушать бесконечно. Он садился где-нибудь в углу и, думая о чем-то своём, следил, как колеблется вместе со звуком пламя свечи. В раскрытые окна гостиной неслись из сада дурманящие запахи цветов, казалось, что пахнут не только они, но и у музыки тоже есть запахи. Звучит один из любимых романсов Чехова "Белой акации гроздья душистые" музыка неизвестного автора, стихи - А Пугачева. Осетрова В. В Мелихово Чехов разбил великолепный сад. "Сажать, строить создавать, выращивать - это была стихия А.П. Чехова". Строил школы на свои средства, прославился в округе как доктор, который лечит бесплатно, позже активно участвовал в переписи населения - и все это среди непрерывных, усерднейших и напряженных литературных трудов! Таких беспримерных работников, каким был доктор Чехов, Россия не видала: Казаков. Где бы ни жил Чехов, везде он словно стремился доказать, как много может сделать человек на клочке земли. ": Здесь: до меня был пустырь и нелепые овраги, все в камнях и чертополохе. А я вот пришел и сделал из этой дичи культурное, красивое место. Знаете ли, через 300- 400 лет вся земля обратится в цветущий сад",- Чехов не раз повторял эту мысль. Е.Дога. Вальс из кинофильма "Мой ласковый и нежный зверь" по рассказу "Драма на охоте" Моисеева А. Размышляя о Чехове, видишь такое, может быть уникальное во всей мировой литературе - соотношение личности и творчества. Вспоминая о нем, вспоминаешь не тексты и не героев, не перевороты сюжетов - а прежде всего воскрешаешь в душе сам облик Чехова.. Поэтому ныне, в дни памяти, хочется говорить о его личности, ибо в личности Чехова, в его поразительной целостности и полноте, в её воле к саморазвитию, в том редком мужестве, с каким Чехов нес бремя тяжелой болезни и с каким встретил смерть - во всем этом нам явлен несравненно высокий пример человеческой жизни. Не только его повести, рассказы, пьесы - сама личность Чехова является нашей национальной драгоценностью. И Чехов Антон Павлович - несравненный художник жизни. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |