Преподавание русского языка Открытый урок по русскому языку в 7-м классе по теме "Различие частицы не и приставки не-"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.01.11 Просмотров: 9 Краснобаева Валентина Михайловна, учитель русского языка и литературы Эпиграф: «С русским языком можно творить чудеса». И. С. Тургенев. Цель:
Оборудование: учебник, тексты И.С.Тургенева «Записки охотника»; схема-алгоритм «Приставка не- и частица не», иллюстрации с изображением природы. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Подготовка к восприятию. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех такими бодрыми, здоровыми. Поскольку этот урок требует большей нагрузки, давайте сделаем небольшую зарядку для глаз. Пожалуйста, осторожно закройте глаза, прислушайтесь к себе..., теперь широко распахните их. Медленно поведём глаза влево, вправо. Круговые движения глазами выполняем по часовой стрелке и против. Спасибо. I. Слово учителя. На прошлом уроке мы повторили правописание не с различными частями речи, и в домашнем упражнении №387 вы отметили слова с этой орфограммой, определили, слитно или раздельно пишется не с этими словами. (Проверяем д/з путем взаимопроверки.) 1 ученик работает с карточкой у доски (см. «Приложение»). (Работу у доски проверяет сильный ученик). Класс отвечает на вопросы:
II. Сообщение темы и цели урока. Ребята, мы повторили правописание не с различными частями речи, а сегодня будем учиться различать приставку не- и частицу не. Работа сегодня на уроке не совсем обычная. Мы будем работать с текстами И.С.Тургенева, постараемся увидеть мастерство писателя, умеющего словом создавать картины мира природы и человека. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла слова И.С.Тургенева: «С русским языком можно творить чудеса». Итак, нам предстоит новая встреча с И.С.Тургеневым. Запишите, пожалуйста, число и тему урока. III. Закрепление темы. Учитель читает предложение, записанное на доске. Утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Вопрос классу: Когда можно наблюдать такое явление в природе, в какое время года? – Да, ребята, это лето, июльское лето. Приходилось ли вам видеть самое раннее утро летом? Видеть, как поднимается солнце? Расскажите, как меняется мир, трава, кусты, речка, озеро, деревья? (2 ученика рассказывают). – Писатель И.С.Тургенев в нескольких словах так ярко и образно нарисовал картину летнего восхода солнца. Благодаря чему, каким выразительным языковым средствам мы увидели картину июльского утра. (Ученик отвечает. Эпитет – кротким румянцем; метафора – не пылает пожаром. – Какая же орфограмма связана с темой нашего урока? Как пишется не с глаголами, деепричастиями? Какую роль играет частица не? (Придает отрицательное значение всему предложению). – Видите, ребята, какое большое значение имеет такая маленькая частица не, – А всегда ли не может быть частицей? (Нет, она может быть и приставкой, и частью корня). – Прочитаем ещё одно предложение, в котором есть слова с не. 2) Мне стало грустно: сквозь (не) весёлую, хотя свежую улыбку увядающей природы, казалось, прокрадывался унылый страх (не)далёкой зимы. – Чем является не в этом предложении? Докажите. (Приставкой. Слова с не можно заменить словами – синонимами без не). – Хорошо. Сегодня на уроке, на произведениях И.С.Тургенева, мы проследим, как работает частица не и приставка не-. Откроем «Записки охотника», рассказ «Свидание». (Его ребята прочитали дома, отметили предложения с не-). – Смогли ли вы в этом рассказе найти предложения с частицей не и приставкой не- ? (Ученики читают предложения. 2 предложения записаны заранее на доске. Работаем над ними у доски, а затем переписываем в тетрадь). 1) То был (не) веселый, смеющийся трепет весны, (не) мягкое шушуканье, (не) долгий говор лета, (не)робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная дремотная болтовня. – Не забываем, ребята, что сегодня у нас не совсем обычная работа на уроке. Мы говорим не только об орфограммах, но и отмечаем мастерство писателя. Отметим выразительные средства в этом предложении. (Ребята называют метафоры: шушуканье-шушукать-шептать, говорить по секрету (прост.); лепетанье осени-лепетать-несвязно, неразборчиво говорить; болтовня-болтать-вести легкий, непринужденный разговор). – Как называются такие слова с общим лексическим значением? (Синонимы). – Объясним правописание не в этом предложении. Как вы думаете, с какой целью Тургенев использует частицу, так часто употребляющуюся в этом предложении? (Для того, чтобы, отрицая, противопоставляя природные явления, мы ярче увидели картину раннего осеннего утра). Обозначаем условия выбора данной орфограммы. – Расскажите о слитном и раздельном правописании не с прилагательными. – Продолжим работу над текстом из сборника «Записки охотника». – Ребята, я прочитаю вам предложение, а вы постарайтесь вспомнить, откуда оно, из какого произведения? (Я читаю предложение из текста, потом открываю доску, где записано это предложение со скобками). 3) Жара (не) много спала, или, как говорят у нас, (не) задача моя продолжалась, и я, с одним коростелём, вернулся в Выселки («Бежин луг».) (Ученик выходит к доске, раскрывает скобки, объясняет правописание не- в словах). – Раскроем скобки и объясним, чем является не- в этом предложении. – Как вы понимаете значение слова незадача? (Мнения учащихся). В словаре Ожегова незадача (разг.)– неудачное стечение обстоятельств, незадача. А всегда ли слово незадача пишется слитно? Можете ли вы придумать предложение, в котором /не задача/ надо писать раздельно? (Не задача была трудной в контрольной работе, а примеры). Молодцы! – Каков же алгоритм рассуждения при решении этой орфографической задачи: слитно или раздельно писать не? Что является общим положением для правописания существительных, прилагательных, наречий на -о, -е? Ученик рассказывает:
– Хорошо. Да, ребята, главное условие правильного выбора написания не- определение части речи. Только после этого можно применять следующий этап-правило о написании не. – Проверим правильность нашего рассуждения по алгоритму. (см. «Приложение»). IV. Практическое занятие. – А теперь попробуем применить свои знания на практике, и я предлагаю вам выборочно-распределительный диктант. Частица не / приставка не- – Выписывать только слова с не. 1. Я невольно полюбовался Павлушей. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой. Горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, не колеблясь, поскакал один на волка (р. «Бежин луг»). – Из 2-го и 3-го предложений выписать словосочетания с главным словом существительным, а зависимое слово должно быть связано с темой нашего урока. 2. Там не было никакой дороги; какие-то некошеные низкие кусты расстилались передо мною. 3. Но уже вечерняя заря погасла, и в воздухе, ещё светлом, хотя не озаренном более лучами солнца, начинали густеть и разливаться холодные тени. – Какими частями речи являются выписанные слова? (Ребята называют). Правописание не с существительными, прилагательными, наречиями мы повторили, а о правописании какой части речи с не мы ещё не сказали? (О причастии). Словосочетания с причастиями выписываем на доске, объясняем правописание. Некошеные кусты Не озаренном лучами – Каково же особое условие написания не с полным причастием? (Ученик отвечает). А теперь обратимся к алгоритму. (см. приложение). – Ну, а теперь – на практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно. Я читаю предложения из произведений Тургенева, а ученики ставят только цифры: 1 – раздельно; 2 – слитно.
У нескольких учеников спрашиваю их код, оцениваю, остальные ученики сдают листочки, проанализируем на следующем уроке. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 2 1 1 2 2 2 1 1 2 VI. Итог урока. – Что же мы повторили сегодня на уроке? – Мы не только повторили правописание не с различными частями речи, но и систематизировали ваши знания в написании приставки не- и частицы не на примерах из произведений Тургенева убедились в том, что русский язык неисчерпаемо богат, с ним можно творить чудеса. Предложения из произведений Тургенева подарили нам возможность увидеть, что даёт языку такая маленькая – и такая важная! – частица не и приставка не. VII. Домашнее задание. Чтобы упрочить ваши знания, Упр. №399. Список используемой литературы.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |