Преподавание литературы Урок-мастерская по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-ЩедринаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2289 Белькова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели:
Ход урока Организационный момент (определить цель урока) Мастерская цех (помещение) по изготовлению готовой продукции. Мастер-умелец. Что необходимо мастеру для изготовления готовой продукции? (инструмент, детали). Всегда ли созданная одними инструментами при использовании одинакового материала продукция служит одной и той же цели? Какие художественные приёмы и изобразительно-выразительные средства языка использует автор для достижения поставленной цели, какова цель художественного текста - вот задачи, решить которые нам необходимо. Исследуя, мы будем мастерить собственное представление о сказке Салтыкова-Щедрина. Работа над заголовком произведения. (проследить, как через заголовок автор называет и основную цель произведения, и приёмы её достижения). Как бы вы определили жанр произведения Салтыкова-Щедрина? (сказка) Прочитайте определения сказки: "Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера" Но автор в заголовке настойчиво утверждает: "Повесть:" Подберите однокоренное слово к слову "повесть" (повествование, повествовать) Синонимы (рассказывать, рассказ) Вспомните, в каком веке жил и творил автор "Повести". Белинский в 1935 году давал такое определение повести: "Её форма может вместить в себя всё, что хотите - и лёгкий очерк нравов, и колкую сатирическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души". Таким образом, в заголовке автор указывает и на конечную цель, ради которой пишет произведение, и пути достижения этой цели, т.е. те самые кирпичики и инструменты, о которых мы говорили: рассказав о том, как один мужик двух генералов прокормил, используя форму сказки, высказать колкую, саркастическую насмешку над человеком и обществом. А это, согласитесь, идея политическая. А потому важно обратиться и к слову прокормил - взял на своё попечение; всегда; везде; прокормить - значит содержать иждивенца (нахлебника), полностью отвечать за его благополучие. А форма произведения? Всё-таки сказка. Докажем, что основную задачу автор решает через форму сказки, используя элементы сказки. Попробуем это доказать. Предоставим слово первой группе поиска, в задачу которой входило извлечение доказательств принадлежности "Повести:" к жанру сказки. Таблица вывешивается на доске (комментируется): Сказочные обороты, присказки. Особый сказочный склад. Герой в необычной обстановке. Умный, смекалистый мужик. Вымысел, преувеличение, неправдоподобие А теперь определим отличие сказки Салтыкова-Щедрина от фольклорных сказок. Элементами фольклорной сказки являются преувеличение неправдоподобия. Какую роль они играют (показывают на противоборство добра и зла причём в народной сказке добро всегда побеждает зло и обеспечивает счастливый конец. А нет противоборства добра и зла, значит и нет носителя добра, следовательно, нет положительного героя). Если счастливый конец сказке Салтыкова-Щедрина? Значит задача преувеличений, неправдоподобий у Салтыкова-Щедрина иная, нежели в сказках устного народного творчества. Какая? По отношению к кому автор использует преувеличение и неправдоподобие? (мужик, генералы). Составим таблицу:
Какие чувства пробуждают в читателе созданные автором преувеличения и неправдоподобия? (Заставляет восхищаться мастерством мужика и сеяться над невежеством, глупостью, тунеядством, ленью генералов). Но ведь понятно, вовсе не для того, чтобы развеселить читателя и не для того, чтобы подчеркнуть положительные качества мужика, использует автор преувеличение и неправдоподобие. Тогда зачем? Чтобы разобраться, вчитываемся в текст, попытаемся рядом с неправдоподобием увидеть правду о мужике и генералах. Правда о мужике логически продолжена преувеличениями для усиления его положительных черт (это гипербола). Правда о генералах? Между правдой и неправдой в описании генералов вообще логической связи как будто нет. Тогда какова роль правды? Порассуждаем: Неправдоподобия по отношению к генералам доведены до абсурда, следовательно, это гротеск, а гротеск - разновидность комического. Когда возникает в произведение комическое? Когда нужно подчеркнуть несоответствие, несообразности, нелепости в жизни и явлениях, в отношениях людей и их поведении. Место правды о генералах занимает вымысел, подчёркивает некую несообразность. Какую? (если ребята не ответят, то можно задать вопрос: Что умеют, а что не умеют генералы?). Вывод: неправдоподобия не выполняют функцию фольклорной сказки, не веселят, они указывают на несоответствия в отношениях генералов и мужика. Задача данного этапа - доказать, что перед нами сказка сатирическая, политическая. Салтыков-Щедрин утверждал: "Смех - оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание того, что он угадан и по поводу его раздался смех". Обескураживает - смущает, заставляет стыдиться. Работая над предыдущим материалом, мы выясняем поведение, поступки генералов. Назвали несоответствия, т.е. намекнули на порок. Попробуем его назвать. Выявить порок поможет еще одна таблица, характеризующая отношения мужика к генералам и наоборот:
Суть их отношений - общественный порог Согласны ли вы с тем, чтобы эти примеры прежде всего характеризуют самих субъектов сравнения? (Несоответствия намекают на порок, данные примеры его называют: общественные отношения). Здесь есть, над чем посмеяться. Но каков характер смеха? Грустный, сожалеющий по отношению к мужику, язвительный, злой по отношению к генералам, горький, обличающий по отношению к тому общественному пороку, который мужик и генералы олицетворяют. Значит этот смех обличает, вызывает грустное чувство, порождает гнев и ненависть к уродствам социального быта - это сатира. Следовательно, "Повесть:" - сатирическая сказка. Осмеиваемая черта полностью отрицается, а поскольку общественные отношения - это отношения людей разных социальных групп, значит сказка политическая. Цель достигнута: мы создали свое представление о сказке Салтыкова-Щедрина: Увидели, используя форму народной сказки, нарушая законы фольклора, применяя собственные приемы, автор обличает и высмеивает порок. Закончить работу можно, составив таблицы:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |