Преподавание русского языка Урок русского языка в 7-м классе. Обобщение по теме "Предлог"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.01.08 Просмотров: 13 Аббасова Надежда Яссиновна, учитель русского языка и литературы Задачи урока: образовательные – систематизировать и обобщить знания о предлоге, совершенствовать умения различать предлоги и омонимичные слова; правильно употреблять и писать предлоги; развивающие – развивать умения учащихся высказываться на лингвистическую тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить; развивать орфографическую зоркость; воспитательные – активизировать познавательную деятельность, воспитывать интерес к языку и речевой культуре. Ход урока
Этапы урока
Эпиграфы к уроку:
Материалы к урокуГруппа “Лингвисты”Вопросы. 1. Что вы знаете о предлоге? Как часто он употребляется? 2. Какова роль предлога в предложении и словосочетании? (Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных, местоимений от других слов в словосочетании и предложении. Предлоги связывают самостоятельные слова друг с другом; выражают вместе с окончанием самостоятельных слов различные смысловые значения. По частоте употребления слов в русском языке предлог занимает 4-е место после существительного, глагола, местоимения. Предлогов не так много: около двухсот слов. Наиболее часто употребляемые: в, на, с, к, по, за, у, из, о.) Практическая часть.Лингвистический анализ текста.1. Укажите тему текста, озаглавьте. 2. Определите тип речи, обоснуйте свое мнение. 3. Укажите все предлоги. С какими существительными они употребляются? Определите падеж этих существительных. 4. Укажите значения предлогов. В одном или разных значениях употребляется предлог по? 5. Прокомментируйте орфограммы. 6. Прокомментируйте пунктограммы. ТекстГлубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба, - синеватая черта большой реки. Вдоль оврага – по одной стороне опрятные амбарчики, по другой – пять-шесть сосновых изб с тесовыми крышами. Над каждой крышей высокий шест скворечницы; над каждым крылечком железный крутогривый конек. Кувшины с букетами намалеваны на ставнях. Перед каждой избой чинно стоит исправная лавочка; на завалинках кошки свернулись клубочком, насторожив прозрачные ушки. Я лежу у самого края оврага, кругом целые вороха душистого сена. О, тишь и благодать! (И.С. Тургенев) Группа “Языковеды”Вопросы. 1. Каковы разряды предлогов по строению и происхождению? 2. Как отличить производные предлоги от омонимичных частей речи? (По происхождению – производные и непроизводные.
По строению:
Практическая часть. Задание по вариантам с последующей взаимопроверкой. Указать, к каким частям речи относятся слова-омонимы. №1 Выполнять в течение года, водовороты в течении реки, увидеть в продолжении фильма, следить в продолжение всего эксперимента, задержаться вследствие дождя, прочитать в следствии по уголовному делу, отменить ввиду плохой видимости, иметь данный случай в виду, благодаря друга за услугу, благодаря удачным обстоятельствам. №2 Идти не смотря по сторонам, несмотря на дождливую погоду, вокруг было тихо, бегать вокруг дома, проехать мимо, проехать мимо парка, пройти вдоль и поперек, пройти вдоль улицы, стать чем-то вроде дневника. Группа “Всезнайки”Вопрос. 1. На какие разряды по значению делятся предлоги? Приведите примеры.
Практическая часть. Задание по вариантам с последующей самопроверкой. Определите значение предлогов. №1 Вырос под Калугой, ждать в течение суток, задержаться из-за непогоды, покраснеть от волнения, бродить вокруг дома, отдыхать за городом, заглянуть за угол, говорить с увлечением, подарок для мамы, писать без ошибок, реветь от страха, отсутствовать из-за болезни. №2 Зайду после работы, жить ради детей, явиться под утро, съездить в сентябре, говорить о книге, одолжить у товарища, заниматься с педагогом, узнать насчет денег, ящик для писем, связать для мамы, писать для подростков. Группа “Деловые люди”Вопросы.
(Предлоги официально-делового стиля речи: по причине, по поводу, в связи с, ввиду, вследствие, относительно, по причине в результате и др.) Практическая часть. Напишите деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку. Группа “Географы”Практическое задание (домашнее задание к уроку с предварительной консультацией учителя географии). Используя географическую карту, составьте текст, употребляя предлоги со значением места. (Примерный текст. От западных границ России до Уральских гор раскинулась на тысячи километров Восточно-Европейская равнина. К востоку от Уральских гор расположена Западно- Сибирская равнина. Наша страна также славится горами, которые расположены на юге и востоке страны. Кавказские горы – самые высокие горы России. Они поднимаются в небо на высоту пять тысяч метров. Эльбрус и его окрестности – одно из самых любимых мест для альпинистов. На юге Сибири расположены горы Алтай и Саяны. Много гор на полуострове Камчатка.) Группа “Теоретики”Задание. Произведите морфологический разбор предлога по плану:
Текст
(А. Фет) Домашнее задание (по выбору ученика): 1) написать сочинение-миниатюру “Предлоги в нашей речи”; Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |