Преподавание русского языка Тема урока "Фразеологизмы. Основные признаки фразеологизмов"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.01.08 Просмотров: 11 Акентьева Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Ход урока1. Словарный диктант.Не чуя ног под собой, час от часу не легче, во что бы то ни стало, не тут-то было, как бы то ни было, ничего не попишешь, нежданно-негаданно, невзирая на лица, ни кола ни двора. - В какую лексическую группу можно объединить записанные словосочетания? Ответ: это фразеологизмы. Дополнение учителя: фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка. 2. Сообщается тема и цель урока.- Для достижения нашей цели мы обратимся к п.9 и найдем ответ на вопрос, что называется фразеологизмами? Основными признаками фразеологизмов являются:
3. Упражнение 43.4. Упражнение 44.5. Фразеологические обороты различны по своему происхождению.Учитель зачитывает фразеологизмы, учащиеся сами определяют их происхождение.
На стенку лезть, на (во) всю Ивановскую, коломенская верста, потемкинские деревни, в долгий ящик отложить, Мамаево нашествие; бить челом, чин чином.
Лить колокола, бить баклуши, попасть впросак, тянуть канитель, сбоку припека, мерить на свой аршин, во все тяжкие, пули лить, сходить со сцены, играть первую скрипку, ставить не на ту лошадь, брать на пушку, втирать очки, ставить на карту, путать все карты.
Лучше меньше да лучше, всерьез и надолго, головокружение от успехов, властитель дум, лицом к лицу, мы пахали, медвежья услуга, взгляд и нечто, блоху подковать, рыцарь на час, герой не моего романа, ворона в павлиньих перьях, свинья в ермолке, премудрый пескарь, Волга впадает в Каспийское море, демьянова уха, быть или не быть, а король-то голый, последний из могикан, сражаться с ветряными мельницами, рыцарь печального образа.
Соль земли, хлеб насущный, блудный сын, зарывать талант в землю, Фома неверующий, вложить персты в язвы.
Святая святых, божиею милостию, золотой телец. Манна небесная, валаамова ослица, посыпать пеплом голову, глас вопиющего в пустыне, краеугольный камень.
Прометеев огонь, муки Тантала, яблоко раздора, ахиллесова пята, ариаднина нить, дамоклов меч, авгиевы конюшни, со щитом или на щите, перейти Рубикон.
Альфа и омега, ставить точки над и, потерпеть фиаско, воздушные замки, время – деньги, пиррова победа, варфоломеевская ночь.
Привести к общему знаменателю, на точке замерзания, белое пятно, звезда первой величины, цепная реакция, катиться по наклонной плоскости, удельный вес. Вывод:
6. Работа в группах.Класс поделен на четыре группы. Задания. 1 группа. Распределите фразеологизмы на две группы в зависимости от значения, дайте названия группам (что для них является общим), определите значения фразеологизмов.
2 группа. Определите, на сколько групп по значению можно разделить данные фразеологизмы. Перепишите их по группам.
3 группа. Подберите фразеологические обороты (см. 2), синонимичные данным словам и словосочетаниям (см. 1).
4 группа. Запишите фразеологизмы по группам: а) выражающие радость, счастье; б) выражающие недоумение.
7. Работа с текстом.Прочитать выразительно текст, найти фразеологизмы, определить их роль в тексте. Ипполит Матвеевич зашагал медленнее и вдруг споткнулся о тело гробовых дел мастера Безенчука. Мастер спал, лежа в тулупе поперек садовой дорожки. От толчка он проснулся, чихнул и живо стал. (...) - Умерла Клавдия Ивановна, - сообщил заказчик. - Ну, царство небесное, - согласился Безенчук. - Преставилась значит, старушка... Старушки, они всегда преставляются... Или Богу душу отдают, - это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, - значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, Богу душу отдает... - То есть как это считается? У кого это считается? - У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роса, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай Бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, то, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие всегда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: "А наш-то, слышали, дуба дал". Потрясенный этой страшной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил: - Ну, когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут? - Я – человек маленький. Скажут: "гигнулся Брезенчук". А больше ничего не скажут, - и строго добавил: - Мне дуба дать или в ящик сыграть – невозможно: у меня комплектация мелкая... Вывод: фразеологизмы делают речь более яркой, широко используется как в литературном языке, так и в разговорной речи. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |