Преподавание русского языка Информационные технологии на уроках русского языка в 7-м классе по теме "Частицы. Разряды частиц. Формообразующие частицы"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.01.07 Просмотров: 11 Ващенко Жанна Дмитриевна, учитель русского языка и литературы Цели:
Ход урока Урок проводится с использованием компьютерной презентации. (Приложение 1) 1. Организационный момент. 2. Установка на хорошую, плодотворную работу. Читаем хором. (Слайд № 4) 3. Но начнем урок с традиционной словарной работы. (Слайд №5) Чемпион, кросс, масса, автор, классик, светофор, претензия, прекратить, нежданный, силуэт, гирлянда, бассейн, дистанция, сиять. Грамматическое задание:
4. Стадия вызова.
(Слайд №2) Тема сегодняшнего урока: «Частица как часть речи. Разряды частиц». Как бы вы сформулировали цель нашего сегодняшнего урока? (Слайд №3) Продолжите фразы. Назовите слово, в котором букв меньше, чем звуков. 5. Объяснение нового материала. - Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных? Разряды частиц. По значению частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и смысловые (модальные). К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования наклонений глагола: условного – бы (б) и повелительного – да, давай, давайте, пусть, пускай. Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после него и даже отделяться от него другими словами. 5. Анализ предложений, записанных под диктовку. Пусть грубость исчезнет, исчезнет навеки, пускай по рецептам врачей появится в каждой аптеке лекарство для грубых детей! Мы коньками режим звонкий, серебристый, чистый лед, а Сергей стоит в сторонке и такую речь ведет: «Вот бы если бы коньки мы точить о лед могли, то сказали бы спасибо конькобежцы всей земли». Найдите грамматическую основу в первом предложении и во втором предложении собственно прямую речь. Чем выражены сказуемые в этих предложениях? В каком наклонении стоит глагол-сказуемое в первом предложении? Во втором? С помощью чего образуется условное наклонение глагола? А повелительное? 6. Смысловые частицы. Их роль в предложении. (Слайд № 8) Смысловые (модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении. Модальные частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, смягчение требования. Модальные частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи. 7. Задание. На доске вы видите высказывания классиков литературы. Дополните их модальными частицами. (Слайд № 9) 1) Трус посылает угрозы…, тогда, когда он уверен в безопасности. (И.В.Гете) Слова для справок: только, даже, что за, вот, как. 8. Отрицательные частицы. (Слайд №10) К отрицательным относятся частицы НЕ и НИ. Частица не придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам. Не бывать этому. За лесом не большой, а маленький овраг. Предложение получает положительный смысл, если в нем две частицы не, одна и которых стоит перед глаголом мочь, а вторая – перед неопределенной формой глагола: Я не мог не поехать. 9. Развитие речи. Задание по выбору: 1. Составить текст на тему «На уроке» с использованием модальных частиц. Опишите снежную бурю. Несколько часов мы шли по раскаленному песку, не встречая даже признаков жизни. Ничего не встречалось нам на пути. Все живое спряталось в расщелины камней и в небольшую тень. Но вот в раскаленном воздухе послышались какие-то звуки, не лишенные гармонии. Звуки возникали будто бы сверху и пропадали будто бы в землю. Прошло несколько минут, и клубы пыли закрыли солнце. Страшный шум был уже недалеко, и он быстро приближался (По А.Елисееву) 10. Рефлексия. (Слайд №12) Допишите предложения. 11. Итог урока. 12. Домашнее задание. Литература 1. Сиденко Н.В. Русский язык. 7 класс. Поурочные планы. Волгоград. 2005. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |