Преподавание русского языка Урок "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.01.07 Просмотров: 10 Бауэр Нина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы йЦели:
Оборудование: слово учителя, вспомогательная запись на доске, иллюстрации, схемы-таблицы, тетради для опорных сигналов, раздаточный материал, компьютер, интерактивная доска. Ход урока I. Организационный момент. II. Повторение. 1. Орфографическая диктовка: Веселый, помощники, просьба, мостик, зонтик, борщ, деньки, речка, гвоздик. 2. Вопросы:
Учитель: Значит, бывает и такое, что в словах звуков бывает меньше, чем букв. Ведь Ъ и Ь знаки звуков не обозначают, и непроизносимые согласные тоже звуков не обозначают. Выполните следующее задание: определите в данных словах, сколько букв и сколько звуков? Местность, пеньки, рожь, солнце. III. Объяснение нового материала. 1. Учитель: В начальной школе вы, ребята, лишь слегка касались темы «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я». Сегодня на уроке мы расширим знания по данной теме (сказать цель под №1). Мы с вами глубже познакомимся с двойной ролью данных букв; выясним, почему одни и те же буквы могут обозначать один звук и два звука; научимся называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я. Таблица 1 Мера- м’ [Э] ра Полет-пол’[О] т Клюв- кл’[У] в Сяду- с’ [ А] ду Вопросы к таблице 1:
Учитель: Рассмотрим таблицу 2. Таблица 2 Ем-[й’Э]м Елка-[й’О]лка Юла-[й’У]ла Яма-[й’А]мА Вопросы к таблице 2:
Учитель: А теперь обратимся к таблице 3. Таблица 3 Боец- бо[й’ Э]ц Прием-при[й’О]м Каюта-ка[й’У]та Стоят-сто[й’А}т Вопросы к таблице 3:
Учитель: Обратимся к примерам таблицы 4. Таблица 4 Отъезд-отъ[й’Э]зд Съемка-съ[й’О]кА Вьюга-вь[й’У]га Обезьяна-обезь[й’А]на Вопросы к таблице 4:
Учитель: Мы исследовали таблицы и сделали выводы. А теперь сверим свои выводы с правилом учебника и ответим на вопрос: правильные ли выводы мы сделали. 2. Работа в тетрадях для опорных сигналов (ОС). Составление таблицы-схемы. Таблица-схема №1 Учитель: Прежде чем заполнить таблицу-схему №1 примерами, проделаем такую работу: я буду показывать вам картинки с названиями предметов, а вы соответственно стрелкам таблицы будете заполнять примерами. Предупреждаю, будьте внимательны! Рисунки см. в презентации (слайды 2–11). Учитель: Проверяем написанное. Вопрос: А почему вы не записали в таблицу-схему такие примеры, как: лягушка, тюльпаны, лев? Учитель: А теперь, ребята, чертим таблицу-схему №2. Таблица-схема №2 IV. Закрепление. 1. Игра «Кто быстрее?» (у доски два мальчика и две девочки) Задание: записать слова, определить, сколько букв и сколько звуков, подчеркнуть изучаемую орфограмму. Поезд, каюта, ель, тюк, люк, подъезд, льют, як, маяк. 2. Упражнение – загадки. Задание: отгадайте слово, запишите его, подчеркните орфограмму, определите, сколько букв и звуков в словах. А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд) Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка) В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна) Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг) Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь) 3. Раздаются карточки с заданиями: выписать из стихотворения слова на правило «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я», определить, сколько в них букв и звуков, подчеркнуть изучаемую орфограмму. Карточка с заданием Все вокруг объяты страхом: Учитель: А теперь сверим ваши записи с записями на доске и исправим ошибки. 4. Самостоятельное выполнение упражнений по учебнику. 5. Проверка. V. Итог урока. Вопросы:
Оценки за урок. Поощрение. VI. Домашнее задание. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |