Преподавание литературы Интегрированный урок литературы с психологией "У каждого из нас своя гора"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.01.03 Просмотров: 11 Лебедева Мария Михайловна, педагог-психолог; Миронова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (4,17 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: формирование понятия “цель” на примере литературных произведений (стихотворение Михайловой М.В., рассказ В.Г. Короленко “Огоньки”, притча П. Коэльо “Рождественская сказка”) Задачи:
Ход урока Учитель зачитывает стихотворение М.В. Михайловой:
Учитель: О чем это стихотворение? О горе или о табуретке? (О цели в жизни) Учитель: Наш сегодняшний урок посвящен нашим целям. А урок я хочу назвать строкой из этого стихотворения “У каждого из нас своя гора…” К концу урока мы должны подойти к пониманию того, как ставить цель и нужно ли ее добиваться. Учитель: Сейчас я раздам вам небольшой рассказ, который вы должны прочитать. (Раздается текст “Огоньки” В.Г. Короленко – Приложение 1). Учитель: А теперь работа в группах: каждая группа выделяет смысловые слова текста. (Выписываются на доску: огни, жизнь (река) и тьма). А теперь давайте попробуем дать толкование этих слов по тексту: 1 группа – огни, 2 группа – жизнь (река), 3 группа – тьма.
Учитель: Какое слово является ключевым в этом рассказе? (Огоньки.) Почему рассказ называется “Огоньки”, в прямом ли значении использовано это слово? (Метафора – цель.) Учитель: В каком числе используется это слово? (На протяжении всего рассказа – огонек (ед. число), в конце – огни (мн. число)). Символом чего становятся огоньки в этом рассказе (цель)? Учитель делает вывод о том, что достигая одну цель – огонек, появляется следующий. Психолог: А сейчас мы перейдем к результатам опроса, проведенном накануне.
Психолог: прежде чем прокомментировать эти результаты, которые вы видите на доске, я хочу вам зачитать мысль древнего философа Лао Цзы: “Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага”. А что такое цель? Цель – это
Наши цели, как правило, выстраиваются постепенно, шаг за шагом. Так и ваши цели начинаются с малого: окончить школу и т.д. Психолог: А как вы думаете, из чего появляется цель (нужда в чем-то, потребность). Существует такая теория потребностей, автором которой является А. Маслоу, с которой я вас хочу познакомить. Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):
По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться. Хочу отметить, что в вашем классе уже есть такие люди, которые задумываются и планируют свою самореализацию, самоактуализацию. Учитель: А как правильно это сделать, мы будем учиться на следующем произведении П. Коэльо “Рождественская сказка”. (Приложение 3) Учитель: Что вы знаете о П. Коэльо? Учитель: Давайте попробуем определить жанр этого произведения. (Притча.) Притча: Жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории. Широкое распространение получили притчи с религиозным содержанием (“поучением”), например, “Притчи Соломона”, новозаветные притчи о десяти девах, о сеятеле и др. Учитель: О чем эта притча? (О мечте.) Назовите главных героев. (Три кедра.) Работа в группах: Ваша задача: во-первых, определить мечту вашего кедра, во-вторых, доказать, исполнилась ли их мечта или нет. Учитель: Что символизируют собой кедры? (Люди, которые мечтают, но ничего не делают, например: Обломов). Учитель: Что символизируют лесорубы? (Судьба, жизненные обстоятельства, не зря они рубят. Есть люди, которых судьба ломала, но не сломила, например: Э. Асадов, А. Соколов). Учитель: Давайте сделаем вывод по этому произведению:
А в чем идея произведения? (Для достижения целей нужно действовать.) Психолог: Почему произведение называется “Рождественская сказка”? Психолог: Я хочу вам рассказать одну притчу о колодце. “Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками – ведь вытащить ослика из колодца было невозможно. Каждая проблема – это камень, который жизнь кидает в вас, но ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток. Запомните пять простых правил: Учитель: А для чего нужно ставить цель? (Смысл жизни.) Учитель: А закончить наш урок я хочу словами "Целься в луну. Даже если промахнешься, окажешься среди звезд." Лес Браун. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |