Преподавание русского языка Урок русского языка в 10-м классе на тему "Комплексный анализ текста"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.01.03 Просмотров: 8 Джумакаева Наталья Курманалиевна, учитель русского языка и литературы Цели:
Форма: урок русского языка с использованием ИКТ. Место поведения: кабинет русского языка. Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, дистанционное оборудование (пульты). Оформление красной доски: тема урока, эпиграф к уроку. ХОД УРОКА 1. Организационный момент 2. Вступительное слово учителя Учитель читает наизусть фрагменты из художественных произведений: Текст. Велико и неоспоримо значения текста, который способствует выражению мыслей, чувств, состоянию человека, природы. Так как же воспринимается и понимается текст? 3. Работа с текстом (Приложение) Слайд 1. Звучит тест. (Читает обучающийся). Прочитайте текст и выполните сформулированные ниже задания. Обратите внимание, что в некоторых вопросах может быть 1, 2 и более правильных ответов. Текст (1) Как же воспринимается и понимается текст? (2) Текст для читающего – это определенная последовательность знаков, т.е. букв, составляющих слова и предложения. (3) Эти внешние знаки ассоциируются с их психическими образами – внутренними знаками, которые тесно связаны с соответствующими значениями. (4)Благодаря этому становятся понятны слова, составляющие текст. <…> Л.А. Новиков Слайд 2 Автор текста Л.А.Новиков (краткая информация) Далее проецируется слайд за слайдом по работе с текстом. Слайд 3 Какой из следующих афоризмов наиболее полно выражает основную мысль текста и мог бы служить эпиграфом к нему?
Слайд 4 Определите стилистическую окраску текста (на данном слайде содержится ответ на вопрос (книжная и разговорная) и даются подсказки ( стили речи) ). Слайд 5 К какому стилю и типу речи относится текст? 1) научно-популярный стиль, сочетание разных типов речи (рассуждение, повествование, описание) Слайд 6 Каковы смысловые отношения межу первым и вторым предложениями абзаца 2?
Слайд 7 Укажите средства связи между двумя последними предложениями абзаца 1.
Слайд 8 Синонимом слова прямолинейное («извлечение» информации) в данном тексте является слово
Слайд 9 Синонимами в данном тексте являются слова
Слайд 10 Какое слово употреблено в тексте в переносном значении?
Слайд 11 Укажите, какие средства выразительности использованы в абзаце 2.
Слайд 12 Укажите, какие средства выразительности использованы в последнем абзаце текста.
Слайд 13 Выпишите из двух последних предложений текста слово (слова), в котором (ых) букв больше, чем звуков. Слайд 14 Определите стилистическую окраску употребленных в тексте слов и словосочетаний никоим; творческий акт; сотворчество; по образу и подобию. Слайд 15 Выпишите из последнего абзаца устойчивое выражение (фразеологизм). Слайд 16 Каков способ образования слова НАПОЛНЕННЫЙ?
Слайд 17 Укажите, к какой части речи относятся слова из первого абзаца текста:
Слайд 18 Укажите тип сказуемого во втором предложении абзаца1.(на данном слайде есть подсказка -типы сказуемых). Слайд 19 Укажите тип односоставного предложения, выделенного жирным шрифтом ( на слайде содержится подсказка – перечислены типы односоставных предложений). Слайд 20 Практическая работа На парте у каждого обучающегося и на экране интерактивной доски текст. Исходный текст: Подлинная наука всегда связана с жизнью, из нее, собственно, и рождается, а не из голых мозговых акций. Всякая отвлеченная, лишенная связей с природой, жизнью, мысль обескровливает себя, закупоривается, лишается жизненных соков, подлинно человеческого прозрения. Ведь творческая мысль – не одно только интеллектуальное усилие. Это проявление всей полноты личности ученого (или художника), соединение его духовно-умственных, волевых, эмоционально-душевных, нравственных усилий. Без «человеческих чувств» ученого, без его качеств гражданина и патриота обедняет и сама творческая мысль. (М.Лобанов) Задание:
Слайд 21 Тест дистанционный Осуществляется индивидуальная проверка обучающихся: у учителя пульт управления, а у ребят с определенным номером. На экране интерактивной доски высвечиваются номера с ответами. 1) Считаете ли вы важным выбор формы? (да, нет) Вывод по уроку: – Так как же воспринимается и понимается текст? 4. Домашние задание – Написать сочинение-рассуждение по данному тексту. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |