Преподавание литературы Интегрированный урок (литература + русский язык). Тема урока: "Подвиг любви и долга"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.12.31 Просмотров: 12 Пьянова Надежда Васильевна, учитель русского языка и литературы Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся. Задачи:
Оформление:
Ход урока Эпиграф к уроку:
I. Организационный момент. Слово учителя: Наш урок посвящается женщине - матери – символу жизни и бессмертия рода человеческого.
Посмотрите на материнские лики – иконы, картины известных художников Леонардо да Винчи «Мона Лиза», «Сикстинская мадонна». На них запечатлена красота женщины-матери, восхищение ею. А сколько ей порой приходится пережить горя, перенести страдания, преодолеть страшные удары судьбы во имя жизни на любимой ею нелегкой земле. Жены и невесты декабристов М.Волконская, Е.Трубецкая, А.Муравьева, Н.Фонвизина, П.Анненкова отправились в Сибирь за своими любимыми. Они совершили подвиг любви и долга. Немалый вклад в победу в Великой Отечественной войне внесли женщины. Еще Некрасов писал о русской женщине:
Именно о такой женщине рассказал в своей повести «Матерь человеческая» Виталий Закруткин. Сообщение ученицы о В. Закруткине. Звучит песня «Священная война». II. Основная часть. Анализ текста. Слово учителя: Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Так ворвалась война и в жизнь главной героини повести – простой русской женщины Марии. Рассказ ученика о довоенной жизни Марии, о начале войны, гибели мужа и сына. Учитель: В один миг жизнь потеряла для Марии всякий смысл, и она просит у бога лишь одного – смерти. И вдруг она понимает, что должна жить. Что вернуло Марию к жизни? Учащиеся: В ней заговорил голос еще нерожденной жизни. Долг матери, обязанной уберечь то живущее в ней, что связывало ее с погибшими Иваном и Васяткой. Учитель: Легко ли было Марии начинать жизнь на пепелище? Учащиеся: Трудно было Марии. Вcе еще стояли перед глазами муж и сын, всё еще не верилось, что не увидит их никогда, не услышит ласковых слов мужа, звонкий смех сына. Но нужно было жить ради него, идущего в мир. Ведь он хочет жить, любить, быть счастливым. Теперь ей было, для кого жить. Мария возвращается в сожженное село, спасает обездоленных, измученных войной детей. Слово учителя: Мария оказалась одной из тех женщин-матерей, которая всех любит, жалеет, голубит, которая плачет, и терзается, и места себе не может найти, когда убивают ее родных мальчиков. III. Чтение отрывка из повести со слов «Теперь, когда рядом с Марией лежал ребенок…» до слов «Если бы один из всадников, увидев бледнеющее лицо Марии, поспешно не соскочил с коня и подержал ее, она упала бы, теряя сознание…» и выполнение заданий к нему. Рождение ребёнка Марии в таких неимоверно тяжёлых условиях, в тылу врага, ещё раз убеждают нас в том, что нельзя победить таких как Мария, её муж Иван и сын Васятка, политрук Слава. А 29. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?
А 30. Определите стиль речи и тип текста.
А31. В каком значении употреблено в тексте слов Жалкие (предложение 15)?
Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.
Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.
«Матерь человеческая» — так называется повесть В. Закруткина, и эта развёрнутая _______ несёт основную идейную нагрузку в тексте. Разрастающийся до религиозной символики образ Марии автор усиливает ____________(предложения 1, 5, 7). Метафоричен и образ обожжённой пожаром яблони, судьба которой во многом схожа с жизнью главной героини. Война отступает перед таинством рождения человека, смерть никогда не победит жизнь. Эта ______ помогает читателю воспринять жизнеутверждающий смысл всего произведения». Список терминов:
IV. Домашнее задание: Сочинение–рассуждение (Сформулировать, прокомментировать одну из проблем, поставленных в тексте, сформулировать позицию автора. Объяснить, почему вы согласны или не согласны с автором текста) Объем не менее 150 слов. V. Заключение. Слово учителя: А женщина – мать в любых условиях остается, прежде всего, матерью. Мария и живой человеческий характер, и одновременно символическое воплощение той матери человеческой, в образе которой и наша вера, и наша надежда, и наша любовь. Это гимн женщине-матери. Мама – самое дорогое, что у нас есть, самое святое. Она дала нам жизнь. Матери отдают нам свою любовь, а иногда и жизнь. Так ли любим их и мы, всегда ли мы достойны их любви, готовы за них отдать жизнь, всегда ли справедливы к матерям, заботимся о них, бережём их, находим те ласковые слова любви, которые они ждут от нас. Звучит “Аве - Мария”. Ученик читает стихотворение:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |