Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Правописание суффиксов ЧИК-ЩИК
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Правописание суффиксов ЧИК-ЩИК


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2023.12.30
Просмотров: 11

Волкова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (7,14 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

Образовательная:

1) Изучить правило написания суффиксов чик-щик, уметь графически обозначать условия выбора суффикса, применять изученное правило на практике;
2) научить определять значение суффиксов чик-щик.

Воспитательная:

1) Привить уважение к различным профессиям;
2) вызвать интерес к сказкам как литературному произведению.

Развивающая:

1) Развивать творческое мышление учащихся;
2) совершенствовать кругозор и словарный запас учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

(На этом этапе урока играет музыка из телепередачи “В гостях у сказки”). Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок-сказка. Наш урок будет построен по законам этого жанра. Мы отправимся в страну, где живут суффиксы чик-щик. Я уверена, что вы будете активно работать и обязательно справитесь с испытаниями. Каждому из вас я желаю, как в сказке, ни пуха, ни пера. Ребята, отправляясь в страну, где живут суффиксы чик-щик, давайте поставим цели урока. Что вы должны узнать на уроке? Как вы считаете, чему вы научитесь на этом уроке? (Учащиеся ставят цели урока, учитель обобщает все цели, предложенные учащимися).

Сказка мудростью богата.
Скажем сказке: “Приходи!”
Это присказка, не сказка,
Сказка будет впереди!

2. Знакомство с новым материалом.

Ребята, любите ли вы читать сказки? Назовите свои любимые сказки? На какие группы можно разделить сказки? (волшебные, бытовые, сказки о животных). А как вы думаете, какой будет наша сказка и почему? Какие композиционные части можно выделить в волшебной народной сказке? (Зачин / запрет / нарушение запрета / испытания, через которые проходит герой / счастливый финал сказки / концовка).

Ребята, как начинаются русские народные сказки? (“В некотором царстве, в некотором государстве жили – были...”, “В старые годы у одного царя было три сына…”, “Жил да был царь с царицею…” и т. д).

Итак, жили – были… Индивидуальное задание. (Заранее подготовленный ученик читает зачин сказки). Жили-были два брата-суффикса. Жили они – не тужили, слова серебрили, друг друга веселили, но одного не понимали: кому, где и когда писаться. Проходит год, другой, третий, но никто не объясняет им этого. Затужили братцы, но слух прошёл, что царь совет собирает, Чика и Щика к себе призывает. Прибыли Чик и Щик к царю, и он им свой царский указ объявляет: “Профессии, черты характера – это ваши слова. Писаться после З – С, Д – Т и Ж будет Чик всегда. Остальные буквы принадлежат Щику на века, но не путайте уменьшительно – ласкательные слова и слова со значением предмета , где пишется Чик обязательно!” Так эта проблема и была решена.

Ребята, вы прослушали зачин сказки. Сформулируйте правило, в каких случаях пишется каждый из этих суффиксов. После каких букв мы пишем суффикс чик? Какое общее значение характерно суффиксам чик и щик? Какие ещё значения имеет суффикс чик? (Учащиеся формулируют правило).

Какие сказочные фразы, слова встречаются в сказках? (“по щучьему велению, по моему хотению”, “утро вечера мудренее” и т.д.). У нас тоже сказочные слова. Давайте прочитаем их.

Жить здесь.

Как вы думаете, почему эти слова являются волшебными? Чем нам могут помочь согласные буквы в этих словах? Как они связаны с темой нашего урока? (После согласных букв Д – Т, З – С и Ж пишем суффикс чик).

Вспомните, пожалуйста, какие волшебные предметы помогают героям в народных сказках. (Живая вода, скатерть – самобранка, клубочек и т.д.). Вам на уроке тоже будет помогать волшебный предмет. Возьмите волшебную звёздочку и в середине напишите суффикс чик, а на концах звёздочки – буквы Д – Т, З – С и Ж, которые для нас сегодня будут волшебными. Если в начале урока вы будете затрудняться, то сможете обращаться за помощью к волшебному предмету – подсказке.

Задание “Орфоэпическая страничка”. Теперь вы знаете, когда мы пишем суффиксы чик и щик. Но надо не только правильно писать, но и грамотно произносить слова. Произнесём слова сварщик, грузчик. Какие суффиксы мы напишем в этих словах? От чего зависит разное написание суффиксов в этих словах? А как произносим суффиксы в этих слова? (Произношение: груЩИК, сварЩИК). Какой процесс произошёл в слове грузчик?

3. Закрепление изученного материала.

Запрет. Ребята, а как бы вы определили запрет на уроках по изучению орфограммам? (Запрет: постарайся не допускать орфографические ошибки).

Но всё может быть, ведь человеку свойственно ошибаться. Вдруг кто – то ошибся. Что нужно сделать, чтобы исправить ошибку? (1. Вспомнить правило. 2. Применить правило на письме. 3. Исправить ошибку).

Нарушение запрета. Молодцы, вы все активно работаете! Ребята, а какой сюжет волшебных сказок? (вымышленный, необычный).

Задание “Лови ошибку”. Давайте и мы немного пофантазируем на современный лад. Представьте сказочную ситуацию. Совсем недавно я проверяла диктант одного сказочного героя. Проверьте и вы несколько предложений из диктанта. Всё ли здесь правильно? Исправьте ошибки и объясните правописание слов с ошибками.

Вертолётщик прилетел на вертолёте. Стекольчик вставил стекло.

(Учащиеся исправляют ошибки, объясняют правописание слов). Конечно, вы легко исправили ошибки в этих словах, применив правило.

Испытания. К сожалению, был нарушен запрет. И теперь вам предстоит пройти 3 испытания, которые приготовили орфографические ошибки. Вы выполните и задания, которые я вам предложу, чтобы вы закрепили изученную орфограмму.

Фотодиктант “Калейдоскоп”. Конечно, в сказках события необычные, яркие, запоминающиеся. Сейчас мы проведём фотодиктант. Как в калейдоскопе будут меняться слайды с изображением людей определённой профессии. Каждый из вас по “цепочке” выйдет к доске, запишет слово и объяснит правописание слова с суффиксами чик и щик. Не забывайте графически выделять в слове изученную орфограмму. Слова для фотодиктанта: разведчик, гардеробщик, переводчик, каменщик, грузчик, пильщик, лётчик, бетонщик.

Первое испытание от орфографических ошибок. Орфографические ошибки очень хитрые, коварные. Они взяли и перепутали слова с суффиксами чик и щик. Распределите слова по колонкам в зависимости от значения суффикса. 1 колонка: суффикс чик со значением профессии, черты характера. 2 колонка: суффикс щик со значением профессии, черты характера. 3 колонка: суффикс чик с уменьшительно – ласкательным значением.4 колонка; суффикс чик со значение предмета (механизм, аппарат или инструмент). Слова для распределения по колонкам: спорщик, лимончик, докладчик, наборщик, карманчик, зернопогрузчик, регулировщик, электросчётчик, костюмчик, прокатчик, кладовщик, супчик, рассказчик, газосварщик. (Суффикс в словах пропущен, учащиеся самостоятельно определяют суффикс и распределяют по колонкам слова). Вы выполнили задание, поменяйтесь тетрадями, проверьте эту работу и оцените её. (Взаимопроверка, учащиеся оценивают работу).

Физкультминутка. Вы много работали и, конечно, устали. Проведём физкультминутку, чтобы восстановить свои силы. (Учащиеся выполняют движения, которые показывает учитель, и называют профессию).

Прекрасных профессий не счесть,
И каждой профессии – слава и честь!
Профессий всех не сосчитать!
А вы можете их назвать?
Поезд водит (машинист).
Пашет в поле (тракторист).
Самолётом правит (лётчик).
Клеит книги (переплётчик).
В школе учит нас (учитель).
Строит здания (строитель).

Песни нам поёт (певец).
Торговлей занят (продавец).
На станке ткёт ткани (ткач).
От болезней лечит (врач).
В машине возит груз (шофёр).
Хлеб убирает (комбайнёр).
В доме свет провёл (монтёр).
В шахте трудится (шахтёр).
В жаркой кузнице (кузнец).
А кто знает – молодец!

Как вы думаете, почему мы провели именно эту физкультминутку? Как она связана со значением суффиксов чик-щик? (значение профессии).

Благодаря шуточной физкультминутке мы с вами вспомнили людей разных профессий. Профессий очень много. Мы назвали 15 профессий. Хочется сказать, что все работы “хороши”. Любая работа – это труд. Труд серьёзный, требующий отдачи всех сил.

Орфографическая минутка “В царстве профессий”: переплётчик, лётчик, строитель, шахтёр, ткач, врач, шофёр, комбайнёр, профессия, самолёт, убирает, не сосчитать, торговля, трудится, строит. (Слова из физкультминутки).

Задание “Загадки из волшебного ларца”. Какие жанры устного народного творчества могут встретиться в волшебных сказках? (загадки, пословицы, поговорки). По лексическому значению слова определите, что это за слово. Выделить и объяснить правописание суффикса в слове. Как мы называем участника спортивных гонок? (гонщик) _____ солдата, служащего в ракетных войсках? (ракетчик) _____ ученика, прогуливающего урок? (прогульщик)_____ человека, который занимается переводами? (переводчик)_____ специалиста по бетонным работам? (бетонщик) _____ военнослужащего, в обязанности которого входит разведка данных о противнике? (разведчик)

Второе испытание от орфографических ошибок “Бой с орфографическими ошибками”. С какими отрицательными героями сражаются положительные герои в сказках? И сейчас вам предстоит сразиться с орфографическими ошибками. Вашими мечами будут сигнальные карт. Одна с суффиксом чик, другая с щик. Я называю слов. Вы поднимаете ту или иную сигнальную карту в зависимости от суффикса, который мы пишем в слове. Будьте внимательны, чтобы орфографические ошибки не смогли вас ранить. Слова для второго испытания: газетчик, полировщик, пильщик, компьютерщик, автоматчик, буфетчик, стаканчик, обманщик, колокольчик, автопогрузчик, экскаваторщик, погончик, переписчик. Молодцы! Вы мужественно сражались с орфографическими ошибками и победили их.

Задание “Я волшебник”. В сказках много волшебства. А кто из вас хочет быть волшебником? Сейчас у вас появилась возможность стать волшебником. Я называю слово, а вы от этого слова образуйте однокоренное слово, присоединив суффикс чик или щик. 1 ВАРИАНТ: стекло – стекольщик, заказ – заказчик, ответ – ответчик, табун – табунщик, груз – грузчик, камень – каменщик. 2 ВАРИАНТ: доклад – докладчик, набор – наборщик, учёт – учётчик, обувь – обувщик, кран – крановщик, извоз – извозчик.

Третье задание от орфографических ошибок. Вы очень активно работали в течение урока, и осталось пройти через последнее испытание. Вам предстоит выполнить тест по теме “Правописание суффиксов чик-щик”.

Тест.

1 задание. После каких букв пишется суффикс ЧИК? А) д, т, ш, ж, с Б) з, ж, д, с, т В) ж, з, к, с, д.

2 задание. В каких словах пишется суффикс чик? А) сплав…Б) перебеж… В) смаз… Г) газет… Д) буриль… Е ) разнос…

3 задание. В каких словах пишется суффикс ЩИК? А) Водопровод…Б) зачин… В) сбор… Г) развед… Д) забастов… Е) бетон…

Самостоятельно проверьте свой тест и оцените его.

Вы прошли через 3 испытания и выполнили все задания. Активно работали и хорошо усвоили тему. Наш урок заканчивается. Расскажите с помощью глаголов, чем мы сегодня занимались на уроке? Опишите именами прилагательными, какими вы были сегодня на уроке? Что помогло вам справиться с заданиями? Какое задание вы затруднялись выполнить? Вот и подошли мы к последней части сказке – к счастливому финалу.

Недаром дети любят сказку. А сказка тем и хороша,
Что в ней счастливая развязка благополучного конца
И на героические испытания готовы детские сердца.
Я благодарю вас за урок. (Учитель оценивает работу учащихся).

Домашнее задание. 1) Сочинить свою сказку – правило о правописании суффиксов чик – щик; 2)По словарю определить лексическое значение устаревших слов и составить предложения с этими словами: мальчик, точильщик, старьёвщик, фонарщик, приказчик, извозчик. 3)Написать сочинение-миниатюру о профессиях, употребив как можно больше слов с суффиксами чик, щик.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21