Преподавание русского языка Подготовка к творческой работе с предварительным анализом текста К.Г. ПаустовскогоNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.12.27 Просмотров: 6 Тихомирова Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование урока:
Оформление доски
Словарная работа
К.Г.Паустовский 1892-1968 Ход урока I. Оргмомент. Постановка темы и цели урока. Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем с вами не совсем обычный урок: поработаем в роли внимательных, вдумчивых читателей. Ведь так важно, особенно сегодня, суметь не просто прочитать, а понять автора, раскрыть его замысел, а в конечном итоге - научиться самому красиво и грамотно излагать свои мысли. Итак, мы будем готовиться к написанию творческой работы. А поможет нам в этом текст известного писателя К.Г.Паустовского. Я надеюсь, что это будет плодотворная, интересная работа, которая приведет вас к созданию своего текста. II. Оформление тетрадей (число, тема урока). III. Слово о писателе. Учитель. - К.Г.Паустовского справедливо называют "волшебником" слова. Его удивительная книга о Мещорском крае известна каждому! Пейзажные зарисовки автора покоряют своей скромностью и простотой. Разнообразен и неутомим Паустовский в описании полей и лесов, прудов и рек, восходов и закатов. Небольшой отрывок, с которым мы будем знакомиться, взят из книги Паустовского "Золотая роза". В ней, как и в книге "Мещорская сторона", писатель обращается к мыслям о благотворном влиянии природы на человека, о красоте природы, способной исцелить человека от равнодушия, душевной черствости. Но любовь к природе возникает у Паустовского нераздельно с любовью к родному слову. "С русским языком можно творить чудеса, - говорил писатель.- Нет ничего такого в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом". Эти слова мы возьмем эпиграфом к нашему уроку. Запишите их. К.Г.Паустовский и сам творит со словом настоящие чудеса. Давайте убедимся в этом. IV. Выразительное чтение текста (заранее подготовленный ученик читает отрывок)
Пауза. V. Работа с текстом. Учитель. - Какие мысли и чувства вызвал у вас прослушанный текст? Ученики. - Текст вызывает светлые чувства, автор раскрывает то прекрасное, чем должен жить человек... Восхищает живая, дышащая природа Паустовского... Слово писателя проникнуто любовью к родному языку... Удивляет красота и простота слова Паустовского... Учитель. - Попробуйте записать свои мысли в тетради. Ученики работают в тетрадях. Учитель. - Как вы поняли текст? О чем он? Ученики. - Этот текст о заре как одном из прекрасных слов русского языка... Об утренней и вечерней заре, о красоте природы в это время суток... О том, что А.С.Пушкин нашел самые точные слова, чтобы изобразить зарю как одно из прекрасных природных явлений. Учитель. - Определите главную мысль текста. Вспомните: основная мысль может выражаться по-разному: непосредственно автором - в предложении, либо читатель должен сам прийти к осмыслению того, ради чего создано произведение. Ученик. - Паустовский помогает читателю размышлять о красоте русского слова, о "богатстве и певучей силе нашего языка", о "необыкновенных качествах нашей речи". Основная мысль звучит и в последнем предложении: "Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый народ". Учитель. - Как вы понимаете такие слова Паустовского? Ученик. - Они пронизаны чувством гордости за свой язык. Учитель. - Оформите в тетради свои выводы о теме и главной мысли текста. Ученики оформляют записи в тетради. Учитель. - Что же помогает Паустовскому выразить главную мысль текста? Обратим внимание на его структуру. К какому типу речи можно отнести данный текст? Ученик. - Рассуждение с элементами описания. Учитель. - Аргументируйте свой ответ. Ученик. - Если вспомнить традиционную структуру текста - рассуждения, то она выглядит следующим образом: 1. Выдвигается тезис. 2. Приводятся доказательства. 3. Делается вывод. Тезис - основное положение, которое доказывается в тексте. В нашем тексте тезис звучит в первом предложении: "Слово "заря" - одно из прекрасных слов русского языка". Далее идет доказательство этой мысли. Паустовский делится своими впечатлениями об этом слове, писатель очень образно передает тончайшие оттенки звука, цвета в природе, наконец, обращается к строкам Пушкина, в которых он увидел истинного художника слова. Вывод звучит в конце текста (последнее предложение). - Подумайте, с какой целью писатель включает в рассуждение описание зари? Ученик. Во-первых, Паустовский доказывает, почему это слово является одним из прекрасных слов русского языка, во-вторых, мы начинаем понимать, что оно вызывает у автора много ярких ассоциаций (работаем со значением слова) Учитель. - Какие ассоциации вызывает у писателя слово "заря"? Ученики. - "Оно сродни тишине ночи - его даже нельзя прокричать.." ...В заре есть что-то девическое, целомудренное (работаем со значением слова) ...Созерцая природу, Паустовский понимает, что слово "заря" таит в себе много загадок. Ведь это не только утренняя заря, но и вечерняя, которую мы часто (!) принимаем за солнечный закат. ...Это слово вызывает в памяти Паустовского пушкинские строки, за которыми стоит богатство и сила нашего языка Учитель. - Запишите в тетради вывод, к какому типу речи относится данный текст. Ученики оформляют записи в тетради. Учитель. - Читая текст Паустовского, чувствуешь красоту и гибкость русского слова. Ведь не случайно в своем произведении писатель говорит о том, что к каждому человеку приходит свое время открытий. Это происходит, когда мы заново открываем для себя смысл слова, которое недавно было еще далеким и непережитым. Оказывается, в каждом таком слове, по мнению Паустовского, заложена бездна живых образов. Почувствуем себя в роли исследователей. Обратившись к тексту художника слова, подумаем, чем интересно у него описание зари? Ученики. - Паустовский мастерски использует средства художественной выразительности:
...Паустовский передает тончайшие оттенки цвета, многообразие звуков: чистая и слабая синева, меркнущее небо, червонное золото, бирюза; кричат коростели, бьют перепела, гудит выпь. Словарная работа Червонное золото - золото высокой пробы, красноватого оттенка (словарь С.И.Ожегова) Бирюза - драгоценный камень голубого или зеленоватого цвета (словарь С.И.Ожегова) Учитель. - Можно ли пейзаж Паустовского назвать лирическим? Какие слова подтверждают это? Ученик. - Пейзаж Паустовского действительно можно назвать лирическим. Писатель испытывает необычайное волнение от красоты окружающего мира, и в нас Паустовский вызывает ответное чувство. Особенно эмоциональными являются слова "что-то девическое, целомудренное", "трава омыта росой", "пылает звезда" и др. Учитель. - Каким стилем речи воспользовался писатель, описав утреннюю и вечернюю зарю? Ученик. -Писатель описал зарю в художественном стиле речи. Учитель. - С какой целью писатель вводит художественное описание природы? Ученик. - Чтобы создать яркие зрительные образы, вызвать у читателя чувство радости, восхищения, наслаждения... Учитель. - Зачитаем рассуждение писателя (три последние абзаца). Почему Паустовский обращается к строкам поэзии А.С.Пушкина? Ответьте на вопрос словами Паустовского. (В них - все волшебство русской речи). Учитель. - О каком "волшебстве" говорит писатель? Ученик. - Говоря о "волшебстве русской речи", писатель, по-моему, имеет в виду богатство русского языка, его выразительность, необыкновенную легкость, точность. Учитель. - Попробуем, опираясь на строки А.С.Пушкина, убедиться в справедливости слов Паустовского.
Читаем и отмечаем: 1. В стихотворении Пушкина нет ничего лишнего - он краток и точен в выборе слова. 2. Покоряет образность, выразительность строк поэта (отмечаем олицетворения, метафору). 3. Простота, безыскусность слова. Делаем вывод: в четырех строчках - целая картина, художественный образ! Выводы записываем в тетради. Учитель. - Так о чем же рассуждает Паустовский? Ученики. - О необыкновенных качествах нашей речи... О силе русского слова... О многообразии русского слова, ведь, по словам Паустовского, "нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом". Учитель. - Можно ли утверждать, что кроме признаков художественного стиля, в тексте присутствую признаки другого стиля речи? Какого? Ученик. - В тексте, помимо признаков художественного стиля речи, присутствуют особенности публицистического стиля речи. Учитель. - Назовите признаки публицистического стиля речи. Ученик. - Эмоциональность, призывность, воздействие на читателя. Учитель. - Сделайте вывод о стилевой принадлежности текста (художественно-публицистический). Учитель. - Запишите этот вывод в тетради. VI. Итоги урока, домашнее задание. Учитель. - Читая и анализируя текст К.Г.Паустовского, мы с вами пытались пройти нелегким путем вдумчивого читателя. Мы увидели, что в тексте важно все: слово, выразительные средства, структура текста, его стиль. Все это помогает создать законченный, композиционно стройный, интересный текст. Учитывая то, о чем мы сегодня говорили на уроке, напишите, в чем, по-вашему, заключается "волшебство" русской речи? (см. приложение №1, приложение №2) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |