Преподавание русского языка Урок по русскому языку в 7-м классе. Тема: "Повторение и обобщение изученного". Урок-практикум в форме деловой игры "Корректор"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.12.27 Просмотров: 9 Березина Ирина Павловна, учитель русского языка и литературы Цели урока: - обобщение и систематизация изученного ранее; Ход урока 1. Вступительное слово учителя - Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчеты, наблюдения?! Ученый, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бумаге результаты своего труда, сделать их доступными другим людям, сохранить их для будущих поколений. И горько подумать, что одно неосторожное движение руки, случайная описка или опечатка могут оборвать нить излагаемого, изменить смысл, разрушить стройную систему доказательств, - короче говоря, если не свести на нет, то значительно повредить плоды напряженной работы мысли. «До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство - точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твердых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность,» - так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Рисс - корректор по профессии. 2. Словарная работа - Ребята, я просила вас к уроку определить по словарю значения слов «корректор», «корректура», «корректировать». Я также просила составить с ними словосочетания и разобрать. (У доски один ученик делает разбор словосочетания.) Корректор – работник издательства газеты или типографии, читающий корректуру. Корректура – исправление ошибок на оттиске типографского набора, а также сам оттиск. (Читать корректуру.) Корректировать – 1) вносить исправление во что-нибудь, исправлять; 2) читать корректур чего-нибудь. (Работать корректором, читать корректуру, корректировать текст.) 3. Работа по теме - Сегодня на уроке каждый из вас будет выполнять обязанности корректора. Давайте выясним, какими качествами должен обладать корректор? (Хорошо знать язык, обладать орфографической и пунктуационной зоркостью, быть внимательным, аккуратным, уметь работать со словарем.) - Итак, приступаем к работе корректора. (Приложение) Задание 1. Комментированное списывание. Спишите предложения, найдите и обозначьте все орфограммы. Если рус..кий язык – твой родной язык. то (с) ран..(его) де..с..ва ты г..в..риш.. (по) рус..ки. (Н..) кто (н..) разу (н..) ..делал тебе зам..чания, что ты со..сем (н..) зна..ш..свой р..дной язык, но п..чему (же) (в) пис..мен..ых работах ты (не) ре..ко д..пуска..ш.. (о)ш..(б)ки? (По Л. Виноградовой.) Задание 2. Прочитайте предложения. Можно ли сказать, что их написал грамотный человек? Почему? Запишите предложения в соответствии с принятыми в русском языке орфографическими нормами. Подумайте и скажите, что произойдет, если каждый будет писать так, как слышит и произносит? А когда мы пишем так, как слышим? Можно ли сказать, что здесь транскрипция? Почему? (Нет, здесь нет квадратных скобок , не обозначены ударения и мягкость, не существует знаков я и е.) «Пративапаложный берик рики чирнеит // адни рамашки таращят глаза / новот уже и рамашек нивидна//». Задание 3. Орфографическая дуэль. Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту: - Предоставляю вам право выбора оружия. - Превосходно,- ответил Пруст,- предпочитаю орфографию. Вы убиты. - Проводим орфографическую дуэль. Пишем словарный диктант с взаимопроверкой в парах. Аквариум, бассейн, бок о бок, видимо-невидимо, впоследствии, галерея, дистанция, желанный, кованый, карикатура, мало-помалу, масса, на дом, невиданный, нежданный, неслыханный, нечаянный, ориентироваться, отразить, оттого что, по окончании, по совести, поразительный, прекратить, присутствовать, реальный, сатира, священный, точь-в-точь, чтобы. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Задание 4.
- Ребята ,откорректируйте работу Ошибкина, помогите ему получить «пятерку». (Ученики записывают исправленные задания.) 1) Спиши, объясни правописание: (Не) зная, (не) годуя ,(не) выучив,(не)угасая,(не) навидя. Ошибкин: - Все эти слова пишутся отдельно, потому что деепричастия, как и глаголы, с не пишутся отдельно. 2) Петя Ошибкин составил предложения с причастными и деепричастными оборотами. Исправьте ошибки в следующих предложениях, объясните причины допущенных ошибок. Объясните постановку знаков препинания. а) Люди пользуются водой из колодца, вытекающего из земных недр. - Молодцы, ребята! Думаю, что Петя получит сегодня хорошую отметку. Задание 5. - Ребята, корректоры должны не только исправлять ошибки, но и уметь изменить конструкцию предложения, если есть необходимость. Сейчас мы с вами потренируемся в конструировании предложений. (Задания выполняются по вариантам. Каждому варианту даётся одно предложение.) 1) Спишите, заменяя один из глаголов-сказуемых сначала причастием, затем деепричастием, далее попробуйте простое предложение заменить сложным. Составьте схемы всех полученных предложений. а) Листья кружатся в воздухе и медленно падают на землю. 2) Устраните повтор слова «который», объясните постановку знаков препинания. а) У нас комната, в которой большие окна, которые пропускают много света. 4. Выставление оценок 5. Домашнее задание (дифференцированное) 1 группа – задание по учебнику; 6. Подведение итогов урока - Итак, чьи обязанности вы выполняли сегодня на уроке? Литература 1. Косолапкова А.А. Урок-практикум в форме деловой игры «Корректор», РЯШ, 1993, №2. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |